Как новый проект «МАРТ» поможет вам полюбить музеи, следить за экспозициями и гордиться тем, что вы последователь музеев в Сети

В России в течение последних 20 лет стабильно увеличивается количество музеев. На сегодняшний день их насчитывается порядка 2700. Но далеко не все, даже недавно открывшиеся, учреждения отвечают требованиям посетителя XXI века. Для того чтобы помочь музеям разобраться в современных технологиях…
Эта информация пылится в архиве — вдруг устарела.

В России в течение последних 20 лет стабильно увеличивается количество музеев. На сегодняшний день их насчитывается порядка 2700. Но далеко не все, даже недавно открывшиеся, учреждения отвечают требованиям посетителя XXI века. Для того чтобы помочь музеям разобраться в современных технологиях и инструментах, петербургская команда создала проект «МАРТ».

Фрагмент сайта mart-museum.ru.

Большинство российских музеев сами себя заключают в рамки, редко используя современные технологии. Устоявшиеся представления и применяемые в работе подходы музейных работников редко ориентированы на привлечение и удержание новой молодой аудитории. В 90% случаев все они архаичны. Есть ряд причин, безусловно, и экономических, но базовая проблема кроется в сознании людей, работающих в музеях. Старая школа закалки специалистов, отсутствие маркетинговых и менеджерских навыков, отрицание «рыночных» правил игры завоевания внимания посетителя приводят к «окаменелости» музея как формата сохранения истории и ценностей.

Поэтому важно работать в информационном пространстве, рассказывать «голосом» современного поколения о новых стандартах и технических возможностях. Примечательно, что, согласно опросам, сотрудники музеев сами признают свои недостатки. Многие говорят о том, что в большинстве своем сайты музеев выглядят несовременными, а значение социальных сетей недооценено.

Так, например, у одинаковых «по весу значимости» музеев Эрмитажа и Лувра разница подписчиков на Facebook 8 097 тысяч к 1 млн. 400 тысячам.

Несомненно, зарубежный опыт мог бы помочь российским специалистам открыть для себя новые пути развития. Однако часто языковой барьер не позволяет оперативно получать информацию о новых инициативах и проектах со всего мира. Для того чтобы восполнить этот пробел, в сентябре 2013 года был запущен проект «МАРТ», призванный изменить отношение сотрудников российских музеев к новым технологиям и открыть доступ к зарубежным практикам.

Ресурс стал первым в России информационным порталом для профессионалов музейной сферы о современных тенденциях и технологических новинках. «МАРТ» нацелен на расширение кругозора, поэтому там можно найти лучшие мировые кейсы музеев, информацию о проектах и выставках, переводные и эксклюзивные интервью с ключевыми персонами мира культуры и искусства.

Ресурс раскрывает тайны музейной практики по поиску внешнего финансирования, эффективной работы в социальных сетях, использования современных маркетинговых инструментов. В специальном разделе можно найти толкование терминов и понятий, которые необходимо знать для эффективного общения с подрядчиками.

Кроме того, «МАРТ» публикует анонсы профильных мероприятий, проходящих в различных странах мира, эта информация может быть интересна и полезна широкому кругу читателей. О том, что послужило мотивацией создать именно такой сетевой стартап, «Теплице социальных технологий» рассказала идеолог проекта «МАРТ» Ника Якубович:

«Большинство наших музеев считают себя самодостаточными. Они уверены, что смогут оставаться актуальным форматом благодаря своим экспозициям и коллекциям и им нет необходимости переходить на современный язык и технологическую подачу, чтобы привлекать и удерживать современную аудиторию. Осознание того, что связь между молодежью и музеем будет утрачена совсем, подтолкнуло меня создать «МАРТ».

И это не беспочвенные опасения – официальная статистика говорит о том, что сегодня около 65% жителей Петербурга посещают музей в среднем всего один раз в год. «Голосами» современного поколения мы рассказываем о том, как работают над формированием и удержанием аудитории музейные сотрудники во всем мире, информируем о полезных инструментах и новых подходах, помогающих в решении различных задач. Кроме того, мы выбираем статьи, которые показывают направления развития музейных институций.

Мы надеемся, что принятые кем-то решения и реализованные проекты смогут помочь нашим профессионалам заимствовать опыт или избегать ошибок. Мы понимаем, что у российского музейного дела всегда есть свои нюансы, но, как и в любой другой сфере, хорошие примеры нужно адаптировать под собственные реалии. Поэтому мы информируем и вдохновляем, а не призываем брать готовые решения и применять их у нас».

Портал «МАРТ» является некоммерческой инициативой, направленной на информационное объединение российских и зарубежных музейных учреждений. Проект открыт для молодых публицистов и блоггеров, желающих рассказывать о новом и актуальном, о том, что может помочь сохранить и актуализировать наши музеи для молодежи.

Связаться с представителями проекта можно по адресу: [email protected]