Как новый проект «МАРТ» поможет вам полюбить музеи, следить за экспозициями и гордиться тем, что вы последователь музеев в Сети

Фото: seier+seier/ CC BY 2.0/ http://www.imcreator.com/free/cityscape/c-f-hansen-royal-palace-copenhagen-1803-1828
Фото: seier+seier/ CC BY 2.0/ http://www.imcreator.com/free/cityscape/c-f-hansen-royal-palace-copenhagen-1803-1828
В Рос­сии в тече­ние послед­них 20 лет ста­биль­но уве­ли­чи­ва­ет­ся коли­че­ство музеев. На сего­дняш­ний день их насчи­ты­ва­ет­ся поряд­ка 2700. Но дале­ко не все, даже недав­но открыв­ши­е­ся, учре­жде­ния отве­ча­ют тре­бо­ва­ни­ям посе­ти­те­ля XXI века. Для того что­бы помочь музе­ям разо­брать­ся в совре­мен­ных тех­но­ло­ги­ях и инстру­мен­тах, петер­бург­ская коман­да созда­ла про­ект «МАРТ».

Фраг­мент сай­та mart-museum.ru.

Боль­шин­ство рос­сий­ских музеев сами себя заклю­ча­ют в рам­ки, ред­ко исполь­зуя совре­мен­ные тех­но­ло­гии. Усто­яв­ши­е­ся пред­став­ле­ния и при­ме­ня­е­мые в рабо­те под­хо­ды музей­ных работ­ни­ков ред­ко ори­ен­ти­ро­ва­ны на при­вле­че­ние и удер­жа­ние новой моло­дой ауди­то­рии. В 90% слу­ча­ев все они арха­ич­ны. Есть ряд при­чин, без­услов­но, и эко­но­ми­че­ских, но базо­вая про­бле­ма кро­ет­ся в созна­нии людей, рабо­та­ю­щих в музе­ях. Ста­рая шко­ла закал­ки спе­ци­а­ли­стов, отсут­ствие мар­ке­тин­го­вых и мене­джер­ских навы­ков, отри­ца­ние «рыноч­ных» пра­вил игры заво­е­ва­ния вни­ма­ния посе­ти­те­ля при­во­дят к «ока­ме­не­ло­сти» музея как фор­ма­та сохра­не­ния исто­рии и цен­но­стей.

Поэто­му важ­но рабо­тать в инфор­ма­ци­он­ном про­стран­стве, рас­ска­зы­вать «голо­сом» совре­мен­но­го поко­ле­ния о новых стан­дар­тах и тех­ни­че­ских воз­мож­но­стях. При­ме­ча­тель­но, что, соглас­но опро­сам, сотруд­ни­ки музеев сами при­зна­ют свои недо­стат­ки. Мно­гие гово­рят о том, что в боль­шин­стве сво­ем сай­ты музеев выгля­дят несо­вре­мен­ны­ми, а зна­че­ние соци­аль­ных сетей недо­оце­не­но.

Так, напри­мер, у оди­на­ко­вых «по весу зна­чи­мо­сти» музеев Эрми­та­жа и Лув­ра раз­ни­ца под­пис­чи­ков на Facebook 8 097 тысяч к 1 млн. 400 тыся­чам.

Несо­мнен­но, зару­беж­ный опыт мог бы помочь рос­сий­ским спе­ци­а­ли­стам открыть для себя новые пути раз­ви­тия. Одна­ко часто язы­ко­вой барьер не поз­во­ля­ет опе­ра­тив­но полу­чать инфор­ма­цию о новых ини­ци­а­ти­вах и про­ек­тах со все­го мира. Для того что­бы вос­пол­нить этот про­бел, в сен­тяб­ре 2013 года был запу­щен про­ект «МАРТ», при­зван­ный изме­нить отно­ше­ние сотруд­ни­ков рос­сий­ских музеев к новым тех­но­ло­ги­ям и открыть доступ к зару­беж­ным прак­ти­кам.

Ресурс стал пер­вым в Рос­сии инфор­ма­ци­он­ным пор­та­лом для про­фес­си­о­на­лов музей­ной сфе­ры о совре­мен­ных тен­ден­ци­ях и тех­но­ло­ги­че­ских новин­ках. «МАРТ» наце­лен на рас­ши­ре­ние кру­го­зо­ра, поэто­му там мож­но най­ти луч­шие миро­вые кей­сы музеев, инфор­ма­цию о про­ек­тах и выстав­ках, пере­вод­ные и экс­клю­зив­ные интер­вью с клю­че­вы­ми пер­со­на­ми мира куль­ту­ры и искус­ства.

Ресурс рас­кры­ва­ет тай­ны музей­ной прак­ти­ки по поис­ку внеш­не­го финан­си­ро­ва­ния, эффек­тив­ной рабо­ты в соци­аль­ных сетях, исполь­зо­ва­ния совре­мен­ных мар­ке­тин­го­вых инстру­мен­тов. В спе­ци­аль­ном раз­де­ле мож­но най­ти тол­ко­ва­ние тер­ми­нов и поня­тий, кото­рые необ­хо­ди­мо знать для эффек­тив­но­го обще­ния с под­ряд­чи­ка­ми.

Кро­ме того, «МАРТ» пуб­ли­ку­ет анон­сы про­филь­ных меро­при­я­тий, про­хо­дя­щих в раз­лич­ных стра­нах мира, эта инфор­ма­ция может быть инте­рес­на и полез­на широ­ко­му кру­гу чита­те­лей. О том, что послу­жи­ло моти­ва­ци­ей создать имен­но такой сете­вой стар­тап, «Теп­ли­це соци­аль­ных тех­но­ло­гий» рас­ска­за­ла идео­лог про­ек­та «МАРТ» Ника Яку­бо­вич:

«Боль­шин­ство наших музеев счи­та­ют себя само­до­ста­точ­ны­ми. Они уве­ре­ны, что смо­гут оста­вать­ся акту­аль­ным фор­ма­том бла­го­да­ря сво­им экс­по­зи­ци­ям и кол­лек­ци­ям и им нет необ­хо­ди­мо­сти пере­хо­дить на совре­мен­ный язык и тех­но­ло­ги­че­скую пода­чу, что­бы при­вле­кать и удер­жи­вать совре­мен­ную ауди­то­рию. Осо­зна­ние того, что связь меж­ду моло­де­жью и музе­ем будет утра­че­на совсем, под­толк­ну­ло меня создать «МАРТ».

И это не бес­поч­вен­ные опа­се­ния – офи­ци­аль­ная ста­ти­сти­ка гово­рит о том, что сего­дня око­ло 65% жите­лей Петер­бур­га посе­ща­ют музей в сред­нем все­го один раз в год. «Голо­са­ми» совре­мен­но­го поко­ле­ния мы рас­ска­зы­ва­ем о том, как рабо­та­ют над фор­ми­ро­ва­ни­ем и удер­жа­ни­ем ауди­то­рии музей­ные сотруд­ни­ки во всем мире, инфор­ми­ру­ем о полез­ных инстру­мен­тах и новых под­хо­дах, помо­га­ю­щих в реше­нии раз­лич­ных задач. Кро­ме того, мы выби­ра­ем ста­тьи, кото­рые пока­зы­ва­ют направ­ле­ния раз­ви­тия музей­ных инсти­ту­ций.

Мы наде­ем­ся, что при­ня­тые кем-то реше­ния и реа­ли­зо­ван­ные про­ек­ты смо­гут помочь нашим про­фес­си­о­на­лам заим­ство­вать опыт или избе­гать оши­бок. Мы пони­ма­ем, что у рос­сий­ско­го музей­но­го дела все­гда есть свои нюан­сы, но, как и в любой дру­гой сфе­ре, хоро­шие при­ме­ры нуж­но адап­ти­ро­вать под соб­ствен­ные реа­лии. Поэто­му мы инфор­ми­ру­ем и вдох­нов­ля­ем, а не при­зы­ва­ем брать гото­вые реше­ния и при­ме­нять их у нас».

Пор­тал «МАРТ» явля­ет­ся неком­мер­че­ской ини­ци­а­ти­вой, направ­лен­ной на инфор­ма­ци­он­ное объ­еди­не­ние рос­сий­ских и зару­беж­ных музей­ных учре­жде­ний. Про­ект открыт для моло­дых пуб­ли­ци­стов и блогге­ров, жела­ю­щих рас­ска­зы­вать о новом и акту­аль­ном, о том, что может помочь сохра­нить и акту­а­ли­зи­ро­вать наши музеи для моло­де­жи.

Свя­зать­ся с пред­ста­ви­те­ля­ми про­ек­та мож­но по адре­су: [email protected]