«LectureScape» – YouTube для онлайн-курсов, или как был разработан идеальный плеер для тех, кто учится онлайн

Фрагмент интерфейса плеера «LectureScape».
Фрагмент интерфейса плеера «LectureScape».
Бла­го­да­ря ана­ли­зу пове­де­ния сотен тысяч сту­ден­тов и мил­ли­о­нов про­смот­ров лек­ций плат­фор­мы EdX иссле­до­ва­те­ли MIT раз­ра­бо­та­ли «LectureScape» – пле­ер, кото­рый повы­сит эффек­тив­ность про­смот­ра онлайн-лек­ций.

Рас­про­стра­не­ние онлайн-обра­зо­ва­ния и мас­со­вых откры­тых онлайн-кур­сов (MOOC) при­ве­ли к спо­рам об эффек­тив­но­сти тако­го вида обу­че­ния: про­цент сту­ден­тов, кото­рые дохо­дят до кон­ца онлайн-кур­са, на дан­ный момент не пре­вы­ша­ет сред­них зна­че­ний в 8–10%.

Собрав все аргу­мен­ты отно­си­тель­но новых типов обра­зо­ва­ния, таких как гибрид­ное обу­че­ние или пере­вер­ну­тый класс, иссле­до­ва­те­ли про­ана­ли­зи­ро­ва­ли, что же меша­ет онлайн-кур­сам быть эффек­тив­ны­ми. Как ока­за­лось, меша­ет кон­тент. Боль­шин­ство онлайн-сту­ден­тов про­во­дят боль­шую часть вре­ме­ни за про­смот­ром видео­лек­ций. Но так ли эффек­тив­ны сами лек­ции и фор­мат пода­чи инфор­ма­ции?

В этом году плат­фор­ма онлайн-обра­зо­ва­ния edX, кото­рая рабо­та­ет сов­мест­но с таки­ми уни­вер­си­те­та­ми, как MIT и Гар­вард, предо­ста­ви­ла иссле­до­ва­те­лям из Ком­пью­тер­но­го цен­тра при MIT дан­ные 100 тысяч сту­ден­тов об их пове­де­нии при про­смот­ре видео­лек­ций.

В иссле­до­ва­нии, кото­рое было пред­став­ле­но этой вес­ной, коман­да иссле­до­ва­те­лей выяви­ла клю­че­вые пока­за­те­ли того, что же на самом деле необ­хо­ди­мо сту­ден­там при про­смот­ре онлайн-лек­ций:

  • крат­кость (вни­ма­ние пада­ет после шести минут про­смот­ра);
  • нефор­маль­ный стиль пода­чи инфор­ма­ции, когда про­фес­сор сидит за сто­лом, а не сто­ит за три­бу­ной;
  • живая визу­а­ли­за­ция, а не ста­ти­че­ские слай­ды PowerPoint;
  • ско­рость речи спи­ке­ра (наи­бо­лее эффек­тив­ная вос­при­им­чи­вость инфор­ма­ции про­ис­хо­дит при ско­ро­сти речи спи­ке­ра в 254 сло­ва в мину­ту);
  • боль­ше пауз при рас­смот­ре­нии слож­но­го мате­ри­а­ла – диа­грамм и т.д.;
  • наи­бо­лее эффек­тив­ны видео­лек­ции, создан­ные спе­ци­аль­но для онлайн-фор­ма­та по срав­не­нию с вари­ан­том, когда видео­за­пись обыч­ной лек­ции раз­би­ва­ют на несколь­ко неболь­ших частей

Эти инсай­ты были исполь­зо­ва­ны в созда­нии «LectureScape» – видео­пле­е­ра, кото­рый уже назва­ли «YouTube для онлайн-кур­сов» и основ­ной целью кото­ро­го явля­ет­ся пере­осмыс­ле­ние про­цес­са про­смот­ра видео­лек­ций и повы­ше­ние эффек­тив­но­сти усво­е­ния мате­ри­а­ла.

«LectureScape» исполь­зу­ет дан­ные, свя­зан­ные с пове­де­ни­ем сту­ден­та при про­смот­ре видео­лек­ции. Осо­бое вни­ма­ние обра­ще­но на «пики вза­и­мо­дей­ствия» – точ­ки инте­ре­са и непо­ни­ма­ния, что­бы сде­лать про­смотр более эффек­тив­ным и дина­мич­ным.

  • Тайм­лайн пока­зы­ва­ет, какие части видео дру­гие поль­зо­ва­те­ли про­смат­ри­ва­ли наи­бо­лее часто.
  • Интер­ак­тив­ные суб­тит­ры поз­во­ля­ют поль­зо­ва­те­лям вво­дить клю­че­вые сло­ва, что­бы най­ти соот­вет­ству­ю­щие сег­мен­ты.
  • Меха­низм авто­ма­ти­че­ски созда­ет спи­сок клю­че­вых слов и резю­ме отдель­ных частей, а так­же всей лек­ции.
  • Содер­жи­мое попу­ляр­ных слай­дов авто­ма­ти­че­ски появ­ля­ет­ся в сле­ду­ю­щем слай­де, так как поль­зо­ва­те­ли, веро­ят­но, захо­тят вер­нуть­ся к этой инфор­ма­ции.

Таким обра­зом, зри­те­ли могут вос­при­ни­мать мате­ри­ал видео­лек­ции более эффек­тив­но, про­пус­кая опре­де­лен­ные раз­де­лы либо воз­вра­ща­ясь к слож­ным частям.

Узнать боль­ше о «LectureScape».