Проехать в любой дверной проем в инвалидном кресле теперь станет возможным

Проехать в любой дверной проем в инвалидном кресле теперь станет возможным
Проехать в любой дверной проем в инвалидном кресле теперь станет возможным
Представляем вам новую российскую разработку – инвалидное кресло-трансформер с электроприводом, которое будет способно пролезть в любой дверной проем, будь то лифт, туалет или межкомнатная дверь в «хрущевке».

Инвалидное кресло-трансформер разработал Виктор Карпушкин и специалисты ОАО «Научно-производственное объединение «Квант» из Великого Новгорода. Фото: Виктор Карпушкин.

Новые возможности передвижения для инвалидов

– Наша разработка дает инвалидам-колясочникам больше возможностей для передвижения, – прокомментировал Виктор Карпушкин, аспирант кафедры технологии машиностроения Новгородского государственного университета им. Я. Мудрого, ведущий инженер ОАО «НПО «Квант», директор малого инновационного предприятия при университете ООО «Инновация-Н». – Ноу-хау изобретения в том, что размер коляски по ширине можно регулировать. Другими словами, человек может уменьшить размер кресла, проехать в узкий дверной проем, а затем снова вернуть коляску в исходное состояние. Кресло движется за счет электрической энергии, и управление им не требует особых усилий. Кроме того, спинка и подлокотники регулируются так, что человек может слезать с кресла в любом удобном ему направлении. В то время как стандартная коляска позволяет делать это только вперед.

В новом кресле-трансформере есть механизм, который позволяет для проезда в узкие дверные проемы изменять габариты. Инвалид сможет самостоятельно, без посторонней помощи, разворачивать колеса внутрь коляски на поворотных опорах, что временно уменьшит габариты кресла с 700 мм до 535 мм.

Вы сможете протиснуться в узкие двери и проемы

– По строительным СНиПам наименьшая ширина дверного проема 60 см, – заметил Виктор. – Но встречается и меньше. Даже у нас в институте мы находили дверной проем в 570 мм. Как я понимаю, строительные нормы никогда не были подстроены под нужды инвалидов. Сейчас только последние несколько лет федеральная программа «Доступная среда» обязывает строить новые здания с учетом эксплуатации их инвалидами.

Но у нас бывают такие интересные моменты, когда ставят, например, двустворчатую дверь, но вторая створка всегда закрыта. Если вам надо, откройте. Но инвалид не может сначала пройти, открыть изнутри, потом вернуться на коляску. Причем такие двери я даже встречал в реабилитационных центрах для инвалидов.

Проехать в любой дверной проем в инвалидном кресле теперь станет возможным

История работы над инвалидными колясками на кафедре технологии машиностроения НовГУ насчитывает уже более двадцати лет. Было создано множество моделей и опытных образцов. Фото: Виктор Карпушкин.

Опираясь на этот опыт, Виктор учел и другие ‘must have’ инвалидного кресла. Одно из них – легкий вес устройства. Так, масса новой коляски около 24 кг, в то время как самые легкие европейские аналоги весят 65 кг, а немецкие и все 80-100кг. За счет алюминиевого сплава новая коляска стала в разы легче и, несмотря на это, ею сможет пользоваться человек массой 100 кг.

Другой немаловажный факт, необходимый людям-инвалидам с невысоким доходом, – это стоимость коляски. Как заметил Виктор, стоимость напрямую будет зависеть от серийности производства, но в заявленные при разработке 50-60 тыс. рублей инженеры укладываются (для сравнения: самые дешевые китайские коляски с электроприводом стоят от 60 тысяч рублей, немецкие – порядка 150 тысяч (простые модели) и 300-500 тысяч рублей (сложные).

На данный момент, как отметил Карпушкин, на производственных площадях ОАО «НПО «Квант» изготавливается третий опытный образец инвалидного кресла (второй, первый был изготовлен на базе Политехнического института НовГУ). В новом образце с учетом предыдущей критики и советов коллег, к примеру, полностью переделывается механизм поворотных опор, повышается их прочность, а также дорабатывается механизм стояночного тормоза. Для ускорения серийного выпуска кресла подана заявка на патент, получение которого ожидается в сентябре, и ведется работа по сертификации и лицензированию коляски.

Улучшаем и меняем

– Мы постоянно проводим испытания (в том числе на предмет соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО), – рассказал Виктор. – Однако апробация людьми с ограниченными возможностями еще не проводилась. Для этого мы предоставим частично испытанный и доработанный образец. Тем не менее из своего общения с людьми-инвалидами могу сказать, что им нравится возможность изменения габаритов коляски.

Ведь даже на колясках, которые движутся на мускульной силе, если они проезжают в дверной проем, это же не только габариты колес, но еще и по 10 см руки, которые вращают колеса. И очень часто они как раз руками цепляют косяки дверного проема и получают травмы. Либо они должны разогнаться и быстро убрать руки, чтобы пролететь в дверной проем.

За новое изобретение на Всероссийском конкурсе научно-технического творчества молодежи в июне 2014 года Виктор Карпушкин был удостоен медали «За успехи в научно- техническом творчестве». А на московском форуме «Здоровье нации» 2014 года разработчики вошли в число победителей конкурсной программы выставки. Выставка позволила собрать полезные мнения и советы экспертов, коллег, а также продемонстрировать коляску Лео Антоновичу Бокерия и начальнику отдела в департаменте Министерства здравоохранения и социального развития РФ Зое Сергеевне Середе.

– Заручившись их поддержкой, нам будет проще продвигать проект дальше, – заключил Виктор.

Серийное производство нового инвалидного кресла будет организовано на ОАО «НПО «Квант». Кроме того, планируется, что коляска будет поставляться в специализированные учреждения для инвалидов, а также в новгородские больницы и поликлиники для передвижения пациентов после операции.