Проехать в любой дверной проем в инвалидном кресле теперь станет возможным

Проехать в любой дверной проем в инвалидном кресле теперь станет возможным
Проехать в любой дверной проем в инвалидном кресле теперь станет возможным
Пред­став­ля­ем вам новую рос­сий­скую раз­ра­бот­ку – инва­лид­ное крес­ло-транс­фор­мер с элек­тро­при­во­дом, кото­рое будет спо­соб­но про­лезть в любой двер­ной про­ем, будь то лифт, туа­лет или меж­ком­нат­ная дверь в «хру­щев­ке».

Инва­лид­ное крес­ло-транс­фор­мер раз­ра­бо­тал Вик­тор Кар­пуш­кин и спе­ци­а­ли­сты ОАО «Науч­но-про­из­вод­ствен­ное объ­еди­не­ние «Квант» из Вели­ко­го Нов­го­ро­да. Фото: Вик­тор Кар­пуш­кин.

Новые возможности передвижения для инвалидов

– Наша раз­ра­бот­ка дает инва­ли­дам-коля­соч­ни­кам боль­ше воз­мож­но­стей для пере­дви­же­ния, – про­ком­мен­ти­ро­вал Вик­тор Кар­пуш­кин, аспи­рант кафед­ры тех­но­ло­гии маши­но­стро­е­ния Нов­го­род­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та им. Я. Муд­ро­го, веду­щий инже­нер ОАО «НПО «Квант», дирек­тор мало­го инно­ва­ци­он­но­го пред­при­я­тия при уни­вер­си­те­те ООО «Инно­ва­ция-Н». – Ноу-хау изоб­ре­те­ния в том, что раз­мер коляс­ки по ширине мож­но регу­ли­ро­вать. Дру­ги­ми сло­ва­ми, чело­век может умень­шить раз­мер крес­ла, про­ехать в узкий двер­ной про­ем, а затем сно­ва вер­нуть коляс­ку в исход­ное состо­я­ние. Крес­ло дви­жет­ся за счет элек­три­че­ской энер­гии, и управ­ле­ние им не тре­бу­ет осо­бых уси­лий. Кро­ме того, спин­ка и под­ло­кот­ни­ки регу­ли­ру­ют­ся так, что чело­век может сле­зать с крес­ла в любом удоб­ном ему направ­ле­нии. В то вре­мя как стан­дарт­ная коляс­ка поз­во­ля­ет делать это толь­ко впе­ред.

В новом крес­ле-транс­фор­ме­ре есть меха­низм, кото­рый поз­во­ля­ет для про­ез­да в узкие двер­ные про­емы изме­нять габа­ри­ты. Инва­лид смо­жет само­сто­я­тель­но, без посто­рон­ней помо­щи, раз­во­ра­чи­вать коле­са внутрь коляс­ки на пово­рот­ных опо­рах, что вре­мен­но умень­шит габа­ри­ты крес­ла с 700 мм до 535 мм.

Вы сможете протиснуться в узкие двери и проемы

– По стро­и­тель­ным СНи­Пам наи­мень­шая шири­на двер­но­го про­ема 60 см, – заме­тил Вик­тор. – Но встре­ча­ет­ся и мень­ше. Даже у нас в инсти­ту­те мы нахо­ди­ли двер­ной про­ем в 570 мм. Как я пони­маю, стро­и­тель­ные нор­мы нико­гда не были под­стро­е­ны под нуж­ды инва­ли­дов. Сей­час толь­ко послед­ние несколь­ко лет феде­раль­ная про­грам­ма «Доступ­ная сре­да» обя­зы­ва­ет стро­ить новые зда­ния с уче­том экс­плу­а­та­ции их инва­ли­да­ми.

Но у нас быва­ют такие инте­рес­ные момен­ты, когда ста­вят, напри­мер, дву­створ­ча­тую дверь, но вто­рая створ­ка все­гда закры­та. Если вам надо, открой­те. Но инва­лид не может сна­ча­ла прой­ти, открыть изнут­ри, потом вер­нуть­ся на коляс­ку. При­чем такие две­ри я даже встре­чал в реа­би­ли­та­ци­он­ных цен­трах для инва­ли­дов.

Проехать в любой дверной проем в инвалидном кресле теперь станет возможным

Исто­рия рабо­ты над инва­лид­ны­ми коляс­ка­ми на кафед­ре тех­но­ло­гии маши­но­стро­е­ния Нов­ГУ насчи­ты­ва­ет уже более два­дца­ти лет. Было созда­но мно­же­ство моде­лей и опыт­ных образ­цов. Фото: Вик­тор Кар­пуш­кин.

Опи­ра­ясь на этот опыт, Вик­тор учел и дру­гие ‘must have’ инва­лид­но­го крес­ла. Одно из них – лег­кий вес устрой­ства. Так, мас­са новой коляс­ки око­ло 24 кг, в то вре­мя как самые лег­кие евро­пей­ские ана­ло­ги весят 65 кг, а немец­кие и все 80–100кг. За счет алю­ми­ни­е­во­го спла­ва новая коляс­ка ста­ла в разы лег­че и, несмот­ря на это, ею смо­жет поль­зо­вать­ся чело­век мас­сой 100 кг.

Дру­гой нема­ло­важ­ный факт, необ­хо­ди­мый людям-инва­ли­дам с невы­со­ким дохо­дом, – это сто­и­мость коляс­ки. Как заме­тил Вик­тор, сто­и­мость напря­мую будет зави­сеть от серий­но­сти про­из­вод­ства, но в заяв­лен­ные при раз­ра­бот­ке 50–60 тыс. руб­лей инже­не­ры укла­ды­ва­ют­ся (для срав­не­ния: самые деше­вые китай­ские коляс­ки с элек­тро­при­во­дом сто­ят от 60 тысяч руб­лей, немец­кие – поряд­ка 150 тысяч (про­стые моде­ли) и 300–500 тысяч руб­лей (слож­ные).

На дан­ный момент, как отме­тил Кар­пуш­кин, на про­из­вод­ствен­ных пло­ща­дях ОАО «НПО «Квант» изго­тав­ли­ва­ет­ся тре­тий опыт­ный обра­зец инва­лид­но­го крес­ла (вто­рой, пер­вый был изго­тов­лен на базе Поли­тех­ни­че­ско­го инсти­ту­та Нов­ГУ). В новом образ­це с уче­том преды­ду­щей кри­ти­ки и сове­тов кол­лег, к при­ме­ру, пол­но­стью пере­де­лы­ва­ет­ся меха­низм пово­рот­ных опор, повы­ша­ет­ся их проч­ность, а так­же дора­ба­ты­ва­ет­ся меха­низм сто­я­ноч­но­го тор­мо­за. Для уско­ре­ния серий­но­го выпус­ка крес­ла пода­на заяв­ка на патент, полу­че­ние кото­ро­го ожи­да­ет­ся в сен­тяб­ре, и ведет­ся рабо­та по сер­ти­фи­ка­ции и лицен­зи­ро­ва­нию коляс­ки.

Улучшаем и меняем

– Мы посто­ян­но про­во­дим испы­та­ния (в том чис­ле на пред­мет соот­вет­ствия тре­бо­ва­ни­ям ГОСТ Р ИСО), – рас­ска­зал Вик­тор. – Одна­ко апро­ба­ция людь­ми с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми еще не про­во­ди­лась. Для это­го мы предо­ста­вим частич­но испы­тан­ный и дора­бо­тан­ный обра­зец. Тем не менее из сво­е­го обще­ния с людь­ми-инва­ли­да­ми могу ска­зать, что им нра­вит­ся воз­мож­ность изме­не­ния габа­ри­тов коляс­ки.

Ведь даже на коляс­ках, кото­рые дви­жут­ся на мускуль­ной силе, если они про­ез­жа­ют в двер­ной про­ем, это же не толь­ко габа­ри­ты колес, но еще и по 10 см руки, кото­рые вра­ща­ют коле­са. И очень часто они как раз рука­ми цеп­ля­ют кося­ки двер­но­го про­ема и полу­ча­ют трав­мы. Либо они долж­ны разо­гнать­ся и быст­ро убрать руки, что­бы про­ле­теть в двер­ной про­ем.

За новое изоб­ре­те­ние на Все­рос­сий­ском кон­кур­се науч­но-тех­ни­че­ско­го твор­че­ства моло­де­жи в июне 2014 года Вик­тор Кар­пуш­кин был удо­сто­ен меда­ли «За успе­хи в науч­но- тех­ни­че­ском твор­че­стве». А на мос­ков­ском фору­ме «Здо­ро­вье нации» 2014 года раз­ра­бот­чи­ки вошли в чис­ло побе­ди­те­лей кон­курс­ной про­грам­мы выстав­ки. Выстав­ка поз­во­ли­ла собрать полез­ные мне­ния и сове­ты экс­пер­тов, кол­лег, а так­же про­де­мон­стри­ро­вать коляс­ку Лео Анто­но­ви­чу Боке­рия и началь­ни­ку отде­ла в депар­та­мен­те Мини­стер­ства здра­во­охра­не­ния и соци­аль­но­го раз­ви­тия РФ Зое Сер­ге­евне Сере­де.

– Зару­чив­шись их под­держ­кой, нам будет про­ще про­дви­гать про­ект даль­ше, – заклю­чил Вик­тор.

Серий­ное про­из­вод­ство ново­го инва­лид­но­го крес­ла будет орга­ни­зо­ва­но на ОАО «НПО «Квант». Кро­ме того, пла­ни­ру­ет­ся, что коляс­ка будет постав­лять­ся в спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные учре­жде­ния для инва­ли­дов, а так­же в нов­го­род­ские боль­ни­цы и поли­кли­ни­ки для пере­дви­же­ния паци­ен­тов после опе­ра­ции.