Дата-журналистика: информация в ярком и привлекательном обрамлении

Ирина Касаева.
Ирина Касаева.
Жур­на­ли­сти­ка в стре­ми­тель­но транс­фор­ми­ру­ю­щем­ся инфор­ма­ци­он­ном про­стран­стве изме­ни­лась. Даже самые акту­аль­ные, гра­мот­ные и ост­ро­ум­ные тек­сты могут остать­ся неза­ме­чен­ны­ми. Соци­аль­ные сети, бло­ги, функ­ци­о­ни­ру­ю­щие в режи­ме онлайн, поз­во­ля­ют чита­те­лю полу­чить инфор­ма­цию о про­ис­хо­дя­щем мгно­вен­но.

Совре­мен­ный жур­на­лист, не жела­ю­щий остать­ся за бор­том, ищет новые ниши для само­ре­а­ли­за­ции. Так появи­лась дата-жур­на­ли­сти­ка, кото­рая соби­ра­ет откры­тые дан­ные и пре­под­но­сит их в виде ярко­го и понят­но­го визу­аль­но­го про­дук­та.

О том, как раз­ви­ва­ет­ся это новое направ­ле­ние, рас­ска­зы­ва­ет мар­ке­то­лог из Петер­бур­га, созда­тель сай­та, повест­ву­ю­ще­го о визу­а­ли­за­ции дан­ных и про­ек­тах в сфе­ре дата-жур­на­ли­сти­ки bevisualmag.ru, Ири­на Каса­е­ва. Фото: Анна Аве­ри­на.

Как воз­ник инте­рес к дата-жур­на­ли­сти­ке и роди­лась идея созда­ния сай­та bevisualmag.ru?

– В силу спе­ци­фи­ки мое­го рода дея­тель­но­сти, я мар­ке­то­лог-ана­ли­тик и зани­ма­лась мар­ке­тин­го­вы­ми иссле­до­ва­ни­я­ми, мне доволь­но часто при­хо­ди­лось иметь дело с необ­хо­ди­мо­стью поис­ка дан­ных, их обра­бот­ки и визу­а­ли­за­ции.

В послед­нее вре­мя раз­ра­бо­та­но боль­шое коли­че­ство раз­лич­ных под­хо­дов к рабо­те и пред­став­ле­нию дан­ных, появи­лись мно­го­чис­лен­ные стан­дар­ты, пере­до­вые тех­но­ло­гии и инстру­мен­ты. С дру­гой сто­ро­ны, инфор­ма­ция ста­но­вит­ся пуб­лич­ной.

Откры­тые дан­ные и откры­тое про­грамм­ное обес­пе­че­ние откры­ва­ют новые воз­мож­но­сти. Появ­ля­ет­ся мно­же­ство кра­си­вых и инте­рес­ных про­ек­тов, пред­став­ля­ю­щих и визу­а­ли­зи­ру­ю­щих дан­ные. Здесь есть место и ком­па­ни­ям, кото­рые на этом спе­ци­а­ли­зи­ру­ют­ся, напри­мер, Periscopic (США) или Мер­ка­тор (в Рос­сии), и неза­ви­си­мым иссле­до­ва­те­лям, напри­мер, Рус­лан Ени­ке­ев и его «Кар­та Интер­не­та». В bevisualmag.ru мы нахо­дим и рас­ска­зы­ва­ем о таких про­ек­тах, пишем и пере­во­дим ста­тьи.

Поче­му дата-жур­на­ли­сти­ка ста­но­вит­ся такой попу­ляр­ной?

– Это отно­си­тель­но новое явле­ние. Это кра­си­во и позна­ва­тель­но. И глав­ное, это обще­ствен­но зна­чи­мо. Интер­нет и тех­но­ло­гии проч­но вошли в жизнь совре­мен­но­го чело­ве­ка и фик­си­ру­ют огром­ное коли­че­ство раз­но­об­раз­ной инфор­ма­ции. Хоти­те уви­деть ритм сер­деч­ных сокра­ще­ний? – Лег­ко.

Жур­на­ли­сти­ка начи­на­ет стро­ить­ся на дан­ных, пото­му что их дей­стви­тель­но ста­но­вит­ся мно­го, и самых раз­но­об­раз­ных. И это не толь­ко ста­ти­сти­че­ские дан­ные – дан­ные о мигра­ции, забо­ле­ва­ни­ях, поли­ти­че­ских голо­со­ва­ни­ях, финан­со­вые отчет­но­сти и про­чее. Циф­ро­вым спо­со­бом мож­но опи­сы­вать фото­гра­фии, видео, аудио. А циф­ры могут гово­рить, и их мож­но визу­а­ли­зи­ро­вать.

В визу­а­ли­за­ции еще один аспект попу­ляр­но­сти про­ек­тов в обла­сти дата-жур­на­ли­сти­ки. Это при­вле­ка­тель­но. Это соби­ра­ет вни­ма­ние ауди­то­рии. Люди любят рас­смат­ри­вать кар­тин­ки, так как мозг визу­аль­ную инфор­ма­цию обра­ба­ты­ва­ет гораз­до быст­рее. Что­бы заво­е­вать вни­ма­ние ауди­то­рии, в изда­ни­ях при­бе­га­ют к исполь­зо­ва­нию инфор­ма­ци­он­но­го дизай­на и интер­ак­тив­ных визу­а­ли­за­ций.

Дата-жур­на­ли­сти­ка это допол­не­ние к клас­си­че­ской жур­на­ли­сти­ке или ее кон­ку­рент?

– Ни то, ни дру­гое. Это эво­лю­ци­он­ная ветвь. Новый спо­соб рас­ска­зы­вать исто­рии и доно­сить инфор­ма­цию. Кон­ку­ри­ру­ют ли меж­ду собой авто и авиа? Если это обос­но­ван­но, если в этом есть необ­хо­ди­мость, если есть объ­е­мы дан­ных и воз­мож­но­сти их обра­бо­тать и пред­ста­вить, жур­на­ли­сти­ка дан­ных будет луч­шим реше­ни­ем.

Како­ва судь­ба дата-жур­на­ли­сти­ки в Рос­сии? Есть ли воз­мож­ность у про­грес­сив­но­го жур­на­ли­ста най­ти доста­точ­ное коли­че­ство дан­ных, с кото­ры­ми он может рабо­тать и созда­вать инфор­ма­ци­он­ный про­дукт?

 Дата-жур­на­ли­сти­ка актив­но раз­ви­ва­ет­ся в мире. Обу­че­ние дата-жур­на­ли­сти­ке вклю­че­но в обра­зо­ва­тель­ные про­грам­мы в веду­щих уни­вер­си­те­тах США, Англии и дру­гих стран. Суще­ству­ют пре­мии в обла­сти жур­на­ли­сти­ки дан­ных Data Journalism Awards. Спе­ци­а­ли­сты в этой про­фес­сии вос­тре­бо­ва­ны, и про­гно­зи­ру­ет­ся, что спрос будет воз­рас­тать. Раз­ви­ва­ют­ся орга­ни­за­ции и стар­та­пы в этой обла­сти. Ну и, нако­нец, в веду­щих миро­вых СМИ есть отде­лы и раз­де­лы сай­та изда­ния, посвя­щен­ные про­ек­там в обла­сти дата-жур­на­ли­сти­ки: GuardianDatablog, Депар­та­мент гра­фи­ки в The New York Times созда­ет про­ек­ты в обла­сти жур­на­ли­сти­ки дан­ных миро­во­го клас­са, ReutersBloombergWashingtonPostWallStreetJournal.

Про­грес­сив­но­му жур­на­ли­сту, кро­ме дан­ных, необ­хо­ди­ма коман­да, состо­я­щая из про­грам­ми­ста, кото­рый смо­жет обра­бо­тать дан­ные, дизай­не­ра, кото­рый сде­ла­ет необ­хо­ди­мые иллю­стра­ции, и веб-масте­ра (если это интер­ак­тив­ный про­ект).

В Рос­сии заме­ча­тель­ные про­ек­ты в обла­сти инфо­гра­фи­ки и дата-жур­на­ли­сти­ки созда­ва­лись в сту­дии инфо­гра­фи­ки РИА «Ново­сти» под руко­вод­ством Алек­сея Нович­ко­ва (в ста­ти­ке и в дина­ми­ке). К сожа­ле­нию, дан­ное СМИ было рас­фор­ми­ро­ва­но. Сей­час сту­дия инфо­гра­фи­ки РИА «Ново­сти» пере­шла в «Афи­ша-Рам­блер-SUP». Будем ждать новых инте­рес­ных про­ек­тов.