Ваш WordPress-сайт способен на большее. Секреты проектирования приоткрыты на WordCamp Russia

Фото: CC BY 2.0/http://www.imcreator.com/free/website-templates/responsive-wedding
Фото: CC BY 2.0/http://www.imcreator.com/free/website-templates/responsive-wedding
Анна Ладо­шки­на, экс­перт и руко­во­ди­тель про­ек­тов по раз­ра­бот­ке Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий, при­ни­ма­ла уча­стие в кон­фе­рен­ции WordCamp Russia 2014, про­хо­див­шей в авгу­сте это­го года в Москве во вто­рой раз. В пред­став­лен­ном докла­де обсуж­да­лась такая важ­ная ста­дия созда­ния сай­та, как про­ек­ти­ро­ва­ние его струк­ту­ры и инстру­мен­ты ее после­ду­ю­щей реа­ли­за­ции в WordPress. Пред­ла­га­ем вам позна­ко­мить­ся с клю­че­вы­ми вопро­са­ми это­го докла­да.

Спектр тем, пред­став­лен­ных на кон­фе­рен­ции раз­ра­бот­чи­ков и поль­зо­ва­те­лей WordCamp, был доста­точ­но широк – отка­зо­устой­чи­вость и без­опас­ность, инстру­мен­ты касто­ми­за­ции и архи­тек­ту­ра боль­ших про­ек­тов, деве­ло­пер­ские трю­ки и поис­ко­вая опти­ми­за­ция. Отрад­но, что сре­ди все­го это­го нашлось место и мое­му докла­ду о моде­ли­ро­ва­нии кон­тен­та.

Моде­ли­ро­ва­ние кон­тен­та – это доку­мен­ти­ро­ва­ние основ­ных типов и форм мате­ри­а­лов, кото­рые пла­ни­ру­ют­ся на сай­те, их струк­ту­ры и вза­и­мо­свя­зей.

Стро­го гово­ря, моде­ли­ро­ва­ние кон­тен­та не при­вя­за­но непо­сред­ствен­но имен­но к WordPress. Это про­цесс, неиз­беж­но пред­ше­ству­ю­щий любой раз­ра­бот­ке, пото­му что без него мы слов­но бро­дим впотьмах, не отда­вая себе ника­ко­го отче­та, как что будет про­ис­хо­дить на буду­щем сай­те.

Одна­ко при рабо­те с WordPress это име­ет осо­бое зна­че­ние. Поче­му? Из-за высо­кой гиб­ко­сти этой систе­мы. Настоль­ко высо­кой, что ино­гда она рабо­та­ет про­тив нас. Так, пред­ла­гая WordPress для неком­мер­че­ских про­ек­тов, мы часто слы­шим уве­рен­ное «он нам не под­хо­дит». Подоб­ная уве­рен­ность осно­ва­на на неоспо­ри­мом фак­те: после уста­нов­ки систе­мы в ней по умол­ча­нию при­сут­ству­ют толь­ко две фор­мы кон­тен­та – стра­ни­цы и запи­си в бло­ге. Отсю­да рас­про­стра­нен­ный сте­рео­тип – это все, что «уме­ет» WordPress.

На самом деле это вовсе не так. WordPress предо­став­ля­ет раз­ра­бот­чи­кам широ­кие воз­мож­но­сти по созда­нию соб­ствен­ных типов кон­тен­та, с соб­ствен­ной уни­каль­ной струк­ту­рой, пове­де­ни­ем и вза­и­мо­дей­стви­ем.

Напри­мер, с помо­щью WordPress мы можем постро­ить:

Сайт инфор­ма­ци­он­но­го агент­ства, кото­рый содер­жит ново­сти, анон­сы, редак­ци­он­ные мате­ри­а­лы раз­лич­ных фор­ма­тов.

Сайт ком­па­нии по про­из­вод­ству hand-made печек с ката­ло­гом про­дук­ции, рецеп­та­ми и ново­стя­ми

Фрагмент интерфейса сайта компании
Фраг­мент интер­фей­са сай­та ком­па­нии

Сайт шко­лы при­ем­ных роди­те­лей с кален­да­рем запи­сей на семи­на­ры, инфор­ма­ци­ей о тре­не­рах, ново­стя­ми и биб­лио­те­кой

Фрагмент интерфейса сайта ИРСУ
Фраг­мент интер­фей­са сай­та Инсти­ту­та раз­ви­тия семей­но­го устрой­ства

Все эти при­ме­ры (и мно­гие дру­гие из офи­ци­аль­ной гале­реи WordPress) убе­ди­тель­но демон­стри­ру­ют воз­мож­но­сти систе­мы, дале­ко выхо­дя­щие за рам­ки «про­сто бло­га».

Поче­му же мы не видим этих воз­мож­но­стей при уста­нов­ке? Пото­му что преж­де чем они появят­ся, нам необ­хо­ди­мо «опи­сать» свой кон­тент для WordPress: исполь­зуя внут­рен­ние инстру­мен­ты систе­мы заре­ги­стри­ро­вать все типы мате­ри­а­лов, кото­рые будут на сай­те, их струк­ту­ру и свя­зи. После это­го они будут доступ­ны и для пуб­ли­ка­ции мате­ри­а­лов через адми­ни­стра­тив­ный интер­фейс.

Фрагмент административного интерфейса с несколькими типами контента
Фраг­мент адми­ни­стра­тив­но­го интер­фей­са с несколь­ки­ми типа­ми содер­жа­ния

Неко­то­рые темы и пла­ги­ны пред­ла­га­ют нам уже гото­вый набор таких настро­ек для исполь­зо­ва­ния на сай­те. Напри­мер, пла­ги­ны кален­да­рей, карт или темы для фото­сай­тов. Но в боль­шин­стве слу­ча­ев это вот­чи­на инди­ви­ду­аль­ной раз­ра­бот­ки.

В осно­ве это­го про­цес­са все­гда лежит модель кон­тен­та, опи­сы­ва­ю­щая, из каких бло­ков, стро­и­тель­ных кир­пи­чи­ков состо­ят эле­мен­ты сай­та.

На осно­ва­нии этой моде­ли мы можем раз­ра­ба­ты­вать дизайн сай­та, вести рабо­ту по под­го­тов­ке мате­ри­а­лов и, конеч­но же, созда­вать необ­хо­ди­мые нам эле­мен­ты в WordPress c помо­щью поль­зо­ва­тель­ских типов запи­сей, поль­зо­ва­тель­ских так­со­но­мий и поль­зо­ва­тель­ских полей кон­тен­та.

Соби­рая все вме­сте, мы будем дора­ба­ты­вать шаб­ло­ны исполь­зу­е­мой темы (или созда­вать свои соб­ствен­ные, если раз­ра­бот­ка пол­но­стью спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ная).

Подроб­нее обо всем этом и шла речь в докла­де, кото­рый, бла­го­да­ря сер­ви­су WordPress.tv, теперь мож­но посмот­реть и у нас на сай­те.

Слай­ды к докла­ду «Моде­ли­ро­ва­ние кон­тен­та в WordPress: силь­но боль­ше, чем «про­сто блог».

В заклю­че­ние хоте­лось бы отме­тить, что если вас инте­ре­су­ют вопро­сы о созда­нии и исполь­зо­ва­нии сай­та на WordPress, пред­ла­га­ем при­со­еди­нить­ся к регу­ляр­ным WordPress мита­пам, кото­рые про­хо­дят в Москве и Петер­бур­ге.