The Ice Bucket Challenge – зачем? Итоги акции, ответы на все вопросы и выводы, которые каждое НКО должно сделать

В августе 2014 года волна популярности акции The Ice Bucket Challenge достигла немыслимых высот. В акции приняли участие певцы, актеры, политики, руководители технологических компаний и даже персонажи телешоу. Виральный эффект флешмоба сравнивают с Harlem Shake, но, в отличие от него,…
Эта информация пылится в архиве — вдруг устарела.

В августе 2014 года волна популярности акции The Ice Bucket Challenge достигла немыслимых высот. В акции приняли участие певцы, актеры, политики, руководители технологических компаний и даже персонажи телешоу. Виральный эффект флешмоба сравнивают с Harlem Shake, но, в отличие от него, The Ice Bucket Challenge базируется на благих намерениях. Его задача – рассказать о «болезни Лу Геринга» и собрать денег на борьбу с ней. Так что же пошло не так?

«Болезнь Лу Геринга», она же боковой амитрофический склероз (БАС) – тяжелое заболевание с летальным исходом. У людей, страдающих этим недугом, поражены двигательные нейроны. Это приводит к параличу и атрофии мышц. В итоге больной не может двигаться и даже самостоятельно дышать.

The ALS Association – американская некоммерческая организация, которая борется с этим заболеванием. Она финансирует исследования, направленные на поиск лекарств, облегчающих, а в перспективе и излечивающих БАС, и поддерживает больных и их семьи. ALSA постоянно ведет сбор средств, но в этом году переживает настоящий наплыв пожертвований и всплеск общественного и международного внимания. Все благодаря The Ice Bucket Challenge. Фото: фрагмент сайта аlsa.org

Флешмоб The Ice Bucket Challenge – испытание, предлагающее участникам вылить на себя ведро холодной воды и сделать пожертвование в фонд ALSA. По условиям, тот, кто выливает на себя ведро воды, может бросить вызов еще троим. Им дается 24 часа на то, чтобы либо тоже облиться водой и пожертвовать 10 долларов, либо отказаться от вызова и пожертвовать 100.

Фото: IMAGE: ELISE AMENDOLA

Любопытно, что в начале флешмоба он никак не был связан с БАС. Он начался 15 июля и заключался в том, что люди обливались холодной водой в знак поддержки благотворительной организации, которая имела для них личное значение. Фото: Элиз Амендола.

Гольфист Крис Кеннеди выбрал ALSA, когда бросил вызов своей сестре, муж который борется с БАС. Флешмоб подхватили друзья, и он начал стремительно распространяться.

К 19 августа Facebook сообщил, что общее количество видео, загруженных в сеть и имеющих отношение к акции, достигло 2,4 млн. Twitter рапортовал о 4,2 миллиона твитов, включающих хештег #IceBucketChallenge.

Ice Bucket Challenge Raises $8.6 Million in 24 Hours

21 августа поступило сообщение о том, что за сутки флешмоб привлек $8,6 миллиона, а общая сумма пожертвований составила $31,5 млн, при том, что в прошлом году за этот же период сумма составляла всего $1,9 млн. 25 августа фонд опубликовал самые актуальные цифры: собрано $79,7 млн; за тот же период (с 29 июля по 25 августа) прошлого года было собрано $2,5 млн; пожертвования поступили как от нынешних доноров, так и от 1,7 млн новых доноров. Фото: фрагмента сайта mashable.com

Среди тех, кто принял участие во флешмобе в поддержку ALSA, множество знаменитостей во всех мыслимых сферах. Так, Джордж Буш мл. пытался было заявить, что такие штуки – это «не по-президентски», и выписать чек, но его жена оказалась иного мнения; господин Буш бросил вызов своему другу Биллу Клинтону, добавив, что это его подарок на день рождения.

Джордж Буш мл в акции #IceBucketChallenge

Вызов принял даже герой Маппет Шоу Лягушка Кермит, несмотря на то, что ему, как амфибии, особенно опасно обливаться ледяной водой.

Внимания заслуживает также ролик писателя Нила Геймана с элементами стриптиза и готически одетыми барышнями, в котором он отвечает на вызов своей жены Аманды. Гейман, к слову, из тех, кто и обливается водой, и жертвует 100 долларов.

Он говорит, что акция имеет для него личное значение: родственник его жены скончался от БАС. Среди тех, кому он, в свою очередь, бросил вызов, «убийца персонажей Дж. Мартин».

Видео Геймана примечательно еще по одной причине: в нем он упоминает возмущение, связанное с колоссальным расходом воды на обливания, в то время как Калифорния страдает от засухи, и говорит, что в целях экономии воды берет ее из океана.

Someone Actually Calculated How Much Water Has Been Used for All Those ‘Ice Bucket Challenges’ — and It’s a Lot More Than You Probably Thought

Действительно, параллельно колоссальному всплеску поддержки The Ice Bucket Challenge вызвал и волну критики. Защитники природы подсчитали, что во имя борьбы с БАС было вылито около 22 712 471 литров воды, то есть количество, которое потребляют за день 19 000 домов. В Twitter получил распространение хештег #droughtshaming, который призывает обратить внимание на засуху. Фото: фрагмент сайта theblaze.com

В своей колонке на The Daily Telegraph журналист Вильям Фокстон описал акцию как «конкурс мокрых маек среднего класса для диванных клик-тивистов». Специалисты отмечают, что по мере распространения фокус кампании сместился с пожертвований на развлечения.

«Люди развлекаются виральным аспектом акции, – говорит Сандра Миниутти, вице-президент Charity Navigator, компании, которая составляет рейтинги благотворительных организаций. – Мало кто ищет информацию, чтобы больше узнать о заболевании, о котором идет речь. Мало кто станет постоянным донором».

Да, фонду удалось привлечь большое количество пожертвований, но удастся ли ему удержать доноров? Это проблема, с которой сталкиваются многие НКО.

Эффективность акции в самом деле вызывает целый ряд вопросов. Вырастет ли число благотворителей? Многие ли доноры останутся ими, когда спадет волна популярности? Как, на что, насколько эффективно будут использованы колоссальные средства, полученные фондом? Забудется ли эта акция так же, как волна роликов, пародирующих Harlem Shake?

Социальный эффект The Ice Bucket Challenge пока неясен. Но есть как минимум один очевидный эффект: люди по всему миру оказали невероятную моральную поддержку всем больным БАС.

Энтони Карбаджалу поставили этот диагноз в 26,5 месяца назад, и в его случае это наследственное заболевание, диагностированное у его бабушки и мамы.

«Об этом никто не говорит, – рассказывает Энтони в своем эмоциональном видео, – об этом тяжело говорить, это тяжело видеть. Но каждое опубликованное видео о принятом вызове укрепляет мой дух, укрепляет дух каждого больного БАС. Я очень благодарен».