The Ice Bucket Challenge – зачем? Итоги акции, ответы на все вопросы и выводы, которые каждое НКО должно сделать

ALS Ice Bucket Challenge / Photo: Elise Amendola / AP
ALS Ice Bucket Challenge / Photo: Elise Amendola / AP
В авгу­сте 2014 года вол­на попу­ляр­но­сти акции The Ice Bucket Challenge достиг­ла немыс­ли­мых высот. В акции при­ня­ли уча­стие пев­цы, акте­ры, поли­ти­ки, руко­во­ди­те­ли тех­но­ло­ги­че­ских ком­па­ний и даже пер­со­на­жи теле­шоу. Вираль­ный эффект флеш­мо­ба срав­ни­ва­ют с Harlem Shake, но, в отли­чие от него, The Ice Bucket Challenge бази­ру­ет­ся на бла­гих наме­ре­ни­ях. Его зада­ча – рас­ска­зать о «болез­ни Лу Герин­га» и собрать денег на борь­бу с ней. Так что же пошло не так?

«Болезнь Лу Герин­га», она же боко­вой амит­ро­фи­че­ский скле­роз (БАС) – тяже­лое забо­ле­ва­ние с леталь­ным исхо­дом. У людей, стра­да­ю­щих этим неду­гом, пора­же­ны дви­га­тель­ные ней­ро­ны. Это при­во­дит к пара­ли­чу и атро­фии мышц. В ито­ге боль­ной не может дви­гать­ся и даже само­сто­я­тель­но дышать.

The ALS Association – аме­ри­кан­ская неком­мер­че­ская орга­ни­за­ция, кото­рая борет­ся с этим забо­ле­ва­ни­ем. Она финан­си­ру­ет иссле­до­ва­ния, направ­лен­ные на поиск лекарств, облег­ча­ю­щих, а в пер­спек­ти­ве и изле­чи­ва­ю­щих БАС, и под­дер­жи­ва­ет боль­ных и их семьи. ALSA посто­ян­но ведет сбор средств, но в этом году пере­жи­ва­ет насто­я­щий наплыв пожерт­во­ва­ний и всплеск обще­ствен­но­го и меж­ду­на­род­но­го вни­ма­ния. Все бла­го­да­ря The Ice Bucket Challenge. Фото: фраг­мент сай­та аlsa.org

Флеш­моб The Ice Bucket Challenge – испы­та­ние, пред­ла­га­ю­щее участ­ни­кам вылить на себя вед­ро холод­ной воды и сде­лать пожерт­во­ва­ние в фонд ALSA. По усло­ви­ям, тот, кто выли­ва­ет на себя вед­ро воды, может бро­сить вызов еще тро­им. Им дает­ся 24 часа на то, что­бы либо тоже облить­ся водой и пожерт­во­вать 10 дол­ла­ров, либо отка­зать­ся от вызо­ва и пожерт­во­вать 100.

Фото: IMAGE: ELISE AMENDOLA

Любо­пыт­но, что в нача­ле флеш­мо­ба он никак не был свя­зан с БАС. Он начал­ся 15 июля и заклю­чал­ся в том, что люди обли­ва­лись холод­ной водой в знак под­держ­ки бла­го­тво­ри­тель­ной орга­ни­за­ции, кото­рая име­ла для них лич­ное зна­че­ние. Фото: Элиз Амен­до­ла.

Голь­фист Крис Кен­не­ди выбрал ALSA, когда бро­сил вызов сво­ей сест­ре, муж кото­рый борет­ся с БАС. Флеш­моб под­хва­ти­ли дру­зья, и он начал стре­ми­тель­но рас­про­стра­нять­ся.

К 19 авгу­ста Facebook сооб­щил, что общее коли­че­ство видео, загру­жен­ных в сеть и име­ю­щих отно­ше­ние к акции, достиг­ло 2,4 млн. Twitter рапор­то­вал о 4,2 мил­ли­о­на тви­тов, вклю­ча­ю­щих хеш­тег #IceBucketChallenge.

Ice Bucket Challenge Raises $8.6 Million in 24 Hours

21 авгу­ста посту­пи­ло сооб­ще­ние о том, что за сут­ки флеш­моб при­влек $8,6 мил­ли­о­на, а общая сум­ма пожерт­во­ва­ний соста­ви­ла $31,5 млн, при том, что в про­шлом году за этот же пери­од сум­ма состав­ля­ла все­го $1,9 млн. 25 авгу­ста фонд опуб­ли­ко­вал самые акту­аль­ные циф­ры: собра­но $79,7 млн; за тот же пери­од (с 29 июля по 25 авгу­ста) про­шло­го года было собра­но $2,5 млн; пожерт­во­ва­ния посту­пи­ли как от нынеш­них доно­ров, так и от 1,7 млн новых доно­ров. Фото: фраг­мен­та сай­та mashable.com

Сре­ди тех, кто при­нял уча­стие во флеш­мо­бе в под­держ­ку ALSA, мно­же­ство зна­ме­ни­то­стей во всех мыс­ли­мых сфе­рах. Так, Джордж Буш мл. пытал­ся было заявить, что такие шту­ки – это «не по-пре­зи­дент­ски», и выпи­сать чек, но его жена ока­за­лась ино­го мне­ния; гос­по­дин Буш бро­сил вызов сво­е­му дру­гу Бил­лу Клин­то­ну, доба­вив, что это его пода­рок на день рож­де­ния.

Джордж Буш мл в акции #IceBucketChallenge

Вызов при­нял даже герой Мап­пет Шоу Лягуш­ка Кер­мит, несмот­ря на то, что ему, как амфи­бии, осо­бен­но опас­но обли­вать­ся ледя­ной водой.

Вни­ма­ния заслу­жи­ва­ет так­же ролик писа­те­ля Нила Гей­ма­на с эле­мен­та­ми стрип­ти­за и готи­че­ски оде­ты­ми барыш­ня­ми, в кото­ром он отве­ча­ет на вызов сво­ей жены Аман­ды. Гей­ман, к сло­ву, из тех, кто и обли­ва­ет­ся водой, и жерт­ву­ет 100 дол­ла­ров.

Он гово­рит, что акция име­ет для него лич­ное зна­че­ние: род­ствен­ник его жены скон­чал­ся от БАС. Сре­ди тех, кому он, в свою оче­редь, бро­сил вызов, «убий­ца пер­со­на­жей Дж. Мар­тин».

Видео Гей­ма­на при­ме­ча­тель­но еще по одной при­чине: в нем он упо­ми­на­ет воз­му­ще­ние, свя­зан­ное с колос­саль­ным рас­хо­дом воды на обли­ва­ния, в то вре­мя как Кали­фор­ния стра­да­ет от засу­хи, и гово­рит, что в целях эко­но­мии воды берет ее из оке­а­на.

Someone Actually Calculated How Much Water Has Been Used for All Those ‘Ice Bucket Challenges’ — and It’s a Lot More Than You Probably Thought

Дей­стви­тель­но, парал­лель­но колос­саль­но­му всплес­ку под­держ­ки The Ice Bucket Challenge вызвал и вол­ну кри­ти­ки. Защит­ни­ки при­ро­ды под­счи­та­ли, что во имя борь­бы с БАС было выли­то око­ло 22 712 471 лит­ров воды, то есть коли­че­ство, кото­рое потреб­ля­ют за день 19 000 домов. В Twitter полу­чил рас­про­стра­не­ние хеш­тег #droughtshaming, кото­рый при­зы­ва­ет обра­тить вни­ма­ние на засу­ху. Фото: фраг­мент сай­та theblaze.com

В сво­ей колон­ке на The Daily Telegraph жур­на­лист Вильям Фок­стон опи­сал акцию как «кон­курс мок­рых маек сред­не­го клас­са для диван­ных клик-тиви­стов». Спе­ци­а­ли­сты отме­ча­ют, что по мере рас­про­стра­не­ния фокус кам­па­нии сме­стил­ся с пожерт­во­ва­ний на раз­вле­че­ния.

«Люди раз­вле­ка­ют­ся вираль­ным аспек­том акции, – гово­рит Санд­ра Мини­у­т­ти, вице-пре­зи­дент Charity Navigator, ком­па­нии, кото­рая состав­ля­ет рей­тин­ги бла­го­тво­ри­тель­ных орга­ни­за­ций. – Мало кто ищет инфор­ма­цию, что­бы боль­ше узнать о забо­ле­ва­нии, о кото­ром идет речь. Мало кто ста­нет посто­ян­ным доно­ром».

Да, фон­ду уда­лось при­влечь боль­шое коли­че­ство пожерт­во­ва­ний, но удаст­ся ли ему удер­жать доно­ров? Это про­бле­ма, с кото­рой стал­ки­ва­ют­ся мно­гие НКО.

Эффек­тив­ность акции в самом деле вызы­ва­ет целый ряд вопро­сов. Вырас­тет ли чис­ло бла­го­тво­ри­те­лей? Мно­гие ли доно­ры оста­нут­ся ими, когда спа­дет вол­на попу­ляр­но­сти? Как, на что, насколь­ко эффек­тив­но будут исполь­зо­ва­ны колос­саль­ные сред­ства, полу­чен­ные фон­дом? Забу­дет­ся ли эта акция так же, как вол­на роли­ков, паро­ди­ру­ю­щих Harlem Shake?

Соци­аль­ный эффект The Ice Bucket Challenge пока неясен. Но есть как мини­мум один оче­вид­ный эффект: люди по все­му миру ока­за­ли неве­ро­ят­ную мораль­ную под­держ­ку всем боль­ным БАС.

Энтони Карбаджалу поставили этот диагноз в 26,5 месяца назад, и в его случае это наследственное заболевание, диагностированное у его бабушки и мамы.

«Об этом никто не гово­рит, – рас­ска­зы­ва­ет Энто­ни в сво­ем эмо­ци­о­наль­ном видео, – об этом тяже­ло гово­рить, это тяже­ло видеть. Но каж­дое опуб­ли­ко­ван­ное видео о при­ня­том вызо­ве укреп­ля­ет мой дух, укреп­ля­ет дух каж­до­го боль­но­го БАС. Я очень бла­го­да­рен».