Три миллиона рублей на ниве социального предпринимательства: опыт благотворительного магазина «Спасибо!»

Благотворительный магазин Спасибо
Благотворительный магазин Спасибо
Несколь­ко лет назад в Петер­бур­ге появил­ся пер­вый в Рос­сии бла­го­тво­ри­тель­ный мага­зин «Спа­си­бо!». Созда­те­ли орга­ни­зо­ва­ли при­ем ста­рых вещей, 90% из кото­рых раз­да­ют­ся нуж­да­ю­щим­ся, а 10% про­да­ют­ся в мага­зи­нах. Полу­чен­ная при­быль пере­чис­ля­ет­ся в бла­го­тво­ри­тель­ные орга­ни­за­ции. За несколь­ко лет про­ект окреп, обза­вел­ся уже тре­мя мага­зи­на­ми секонд-хенд, и недав­но вла­дель­цы под­счи­та­ли, что «Спа­си­бо!» с 2010 года пере­чис­лил в раз­лич­ные фон­ды 3 мил­ли­о­на руб­лей. Юлия Тито­ва, созда­тель «Спа­си­бо!», делит­ся опы­том успеш­но­го соци­аль­но­го пред­при­ни­ма­тель­ства.

- По прошествии нескольких лет можно сказать, что проект «Спасибо!» получился успешным. Можно ли повторить этот опыт в других регионах? 

– У каж­до­го бла­го­тво­ри­тель­но­го мага­зи­на своя судь­ба. Конеч­но, это зави­сит и от реги­о­на. Где-то не любят одеж­ду секонд-хенд вооб­ще, раз­ная спе­ци­фи­ка в каж­дом месте. И еще, мно­гое зави­сит от чело­ве­ка, кото­рый откры­ва­ет мага­зин, – готов ли он к это­му. Ведь это и не биз­нес, и не бла­го­тво­ри­тель­ность в чистом виде. Нуж­но зани­мать­ся и пиа­ром, и мар­ке­тин­гом, и мно­го чем еще. Не каж­дый может эту шту­ку тащить на себе. День­ги могут прий­ти совсем не ско­ро.

- На что стоит обратить внимание? Есть ли готовый рецепт?

– Всем ребя­там, кото­рые соби­ра­ют­ся открыть мага­зин, я гово­рю, что нуж­но про­ве­сти мар­ке­тин­го­вое иссле­до­ва­ние: Интер­нет, раз­го­во­ры, чте­ние. Выяс­нить, есть ли в их реги­оне секонд-хен­ды, насколь­ко они попу­ляр­ны, как люди к ним отно­сят­ся. Как это выяс­нить? Про­сто гово­ришь с вла­дель­цем, устра­и­ва­ешь­ся на рабо­ту, чита­ешь, изу­ча­ешь ста­тьи, раз­го­ва­ри­ва­ешь со сво­и­ми дру­зья­ми – кто ходит, кто не ходит, кто что о них дума­ет. И в резуль­та­те ты пони­ма­ешь, сто­ит ли этим зани­мать­ся, или не сто­ит, на что дол­жен быть похож про­ект. Слож­но ска­зать, дол­жен ли это быть боль­шой город. В Лон­доне, напри­мер, 900 бла­го­тво­ри­тель­ных мага­зи­нов. Его раз­мер нечто сред­нее меж­ду Петер­бур­гом и Моск­вой. Это гово­рит о том, что в Петер­бур­ге их может быть 600, а сей­час толь­ко четы­ре. Город дол­жен обла­дать каким-то про­цен­том лояль­ных к таким вещам людей. 

- Какой регион можно привести в пример?

– Хоро­шо идут дела в Вол­го­гра­де. У них сей­час три бла­го­тво­ри­тель­ных мага­зи­на. Но нуж­но пони­мать, что под назва­ни­ем «бла­го­тво­ри­тель­ный мага­зин» могут скры­вать­ся абсо­лют­но раз­ные вещи. У нас есть своя схе­ма: 90% отда­ем бес­плат­но, 10% про­да­ем, но это наша схе­ма, и совсем не обя­за­тель­но все осталь­ные долж­ны делать так же. Пока это нечто новое и обще­го рецеп­та нет.

- Были мысли о франшизе?

– Нет, мы очень доро­жим сво­им име­нем. Когда ты име­ешь дело с бла­го­тво­ри­тель­но­стью, имя име­ет огром­ное зна­че­ние, рис­ки очень высо­ки. К тому же не совсем этич­но было бы про­да­вать фран­ши­зу, поэто­му мы выбра­ли дру­гой путь – мы учим. Началь­ные обра­зо­ва­тель­ные мате­ри­а­лы, что­бы понять, что это такое, бес­плат­ны. Те, кто уже моти­ви­ро­ван, могут про­слу­шать плат­ный курс, кото­рый сто­ит совсем не доро­го. Из него мож­но полу­чить всю инфор­ма­цию о том, как сде­лать бла­го­тво­ри­тель­ный мага­зин. В нем наш опыт четы­рех лет рабо­ты. Одна­ко несколь­ко нечест­ных людей укра­ли наше имя и назва­лись «Спа­си­бо». 

Юлия Титова. Благотворительный магазин "Спасибо". Фото предоставлено героем интервью.
Юлия Тито­ва. Бла­го­тво­ри­тель­ный мага­зин «Спа­си­бо». Фото предо­став­ле­но геро­ем интер­вью.

- За эти четыре года многое изменилось в сравнении с первоначальной задумкой?

– Я сра­зу виде­ла про­ект как орга­ни­за­цию, у кото­рой есть две цели. Пер­вая – зара­ба­ты­ва­ние денег на бла­го­тво­ри­тель­ность без спон­сор­ства. А вто­рая – пере­ра­бот­ка вещей. В Евро­пе пере­ра­бот­кой назы­ва­ет­ся не толь­ко физи­че­ский про­цесс, но и любое их исполь­зо­ва­ние. Вещи, кото­рые при­ни­ма­ем мы, мог­ли бы лежать на помой­ке. Что-то раз­да­ет­ся бес­плат­но людям через раз­ные орга­ни­за­ции, что-то про­да­ет­ся в мага­зине, но все это при­но­сит поль­зу. Уже после пер­во­го года рабо­ты при­шло пони­ма­ние, что это долж­на быть не какая-то волон­тер­ская орга­ни­за­ция. При­хо­ди­лось делать доволь­но слож­ные вещи, и это долж­ны делать не волон­те­ры, а люди, кото­рые несут за это ответ­ствен­ность. После пер­во­го года, когда мы все были волон­те­ра­ми, кро­ме про­дав­ца, кото­рый рабо­тал по 6 дней в неде­лю, мы поня­ли, что нуж­но либо все менять и делать по моде­ли биз­не­са, либо все закры­вать. И я ста­ла увле­кать­ся биз­не­сом. Мы ста­ли менять­ся. Волон­те­ров убра­ли вооб­ще, орга­ни­за­ция ста­ла более систем­ной. Сей­час мы идем по пути биз­не­са, а соци­аль­ная состав­ля­ю­щая по-преж­не­му заклю­ча­ет­ся в пере­чис­ле­нии денег и раз­да­че вещей. Мы про­сто очень чет­ко раз­де­ля­ем соци­аль­ную часть и биз­нес. Если у тебя есть день­ги, ты можешь делать все что угод­но, поэто­му у меня есть цель посто­ян­но уве­ли­чи­вать обо­рот, и в резуль­та­те боль­ше денег исполь­зо­вать на бла­го­тво­ри­тель­ность.

- Появлялись мысли попробовать новый проект в рамках социального предпринимательства?

– Сей­час мы пыта­ем­ся нала­дить соб­ствен­ное про­из­вод­ство по пере­ра­бот­ке вето­ши для изго­тов­ле­ния напол­ни­те­лей для мат­ра­сов и раз­лич­ных уплот­ни­те­лей, пото­му что доста­точ­но боль­шой объ­ем вещей нику­да не годит­ся. Сего­дня мы сда­ем их на сто­рон­ние про­из­вод­ства, но объ­е­мы все боль­ше и боль­ше. Обо­ру­до­ва­ние для этих целей очень доро­гое, нуж­ны боль­шие пло­ща­ди, тре­бу­ют­ся лицен­зии. Откры­тие про­из­вод­ства по пере­ра­бот­ке вещей – это жела­ние замкнуть цикл орга­ни­за­ции. 

- Есть куда развиваться социальному предпринимательству в России?

– Сей­час орга­ни­за­ций совсем немно­го, еще мно­го чего мож­но при­ду­мать и сде­лать. В Сан-Фран­цис­ко есть такой ресто­ран, где рабо­та­ют быв­шие заклю­чен­ные, кото­рые не могут най­ти рабо­ту. И этот ресто­ран пере­чис­ля­ет день­ги в орга­ни­за­цию помо­щи заклю­чен­ным. Есть еще в шта­те Коло­ра­до пиц­це­рия, где рабо­та­ют быв­шие нар­ко­ма­ны и алко­го­ли­ки, кото­рые про­хо­дят курс реа­би­ли­та­ции. Прав­да, это спе­ци­фи­че­ское место, пото­му что у этих людей на лицах отра­зи­лось то, что с ними было. Вари­ан­тов раз­ви­тия очень мно­го, есть куда рас­ти.

Сайт: мага­зин «Спа­си­бо!».