Metrics 3.0: технология оценки и прогнозирования эффективности проектов и НКО

Фото: ardenswayoflife/ CC BY 2.0/http://www.imcreator.com/free/people/tim
Фото: ardenswayoflife/ CC BY 2.0/http://www.imcreator.com/free/people/tim
Как оценка эффективности вашей организации может помочь всему социальному сектору, и к чему должны стремиться НКО? Представители нескольких НКО поделились своим видением будущего, в котором организации смогут осуществлять свою деятельность еще эффективнее, принимая решения, основанные на общем знании о том, что работает в их сфере лучше всего.

Пять лет назад группа организаций, объединенных общей миссией – помощь малому и развивающемуся бизнесу (SGBs) в странах с низким и средним уровнем дохода, придумала и стала использовать общую шкалу оценки эффективности своей деятельности. Но теперь, когда язык и платформы для оценки стандартизированы, организации собирают данные и делятся своими результатами, что может быть следующим шагом в оценке эффективности социального сектора?

Stanford Social Innovation Review опубликовал манифест представителей некоммерческих организаций, в котором они делятся своим видением следующего шага в оценке эффективности – Metrics 3.0.

Эволюция показателей эффективности

Metrics 1.0: Прозрачность. Организации стали публиковать результаты своей деятельности. Инвесторы стали больше интересоваться конкретными данными, чем историями.

Metrics 2.0: Общие стандарты. Организации стали осознавать, что для того, чтобы отделить себя от коммерческого сектора, создать возможность для сопоставления результатов и увеличить поток финансирования социального сектора, необходимо разработать общую систему оценки эффективности. Такая система была создана, и в 2013 году более 50% фондов из базы данных ImpactBase использовали IRIS – метрику для оценки социальных, экологических и финансовых результатов инвестиций.

Но после того как организации научились оценивать свои и коллективные результаты, появился новый вопрос: что дальше?

Metrics 3.0: Будущее оценки эффективности

Следующим этапом в эволюции показателей эффективности должна стать новая метрика – переход от доступной отчетности (Metrics 1.0) и стандартизации (Metrics 2.0) к созданию полезности (Metrics 3.0).

Для того чтобы измерение и оценка показателей были полезны как для индивидуальных организаций, так и для всего социального сектора, необходимо следующее.

  1. Интегрировать все показатели в одну систему – рассматривать показатели эффективности и финансовые показатели вместе, а не по отдельности, что поможет организациям разрабатывать лучшие продукты и сервисы, эффективнее распределять ресурсы и совершенствовать свой социальный бизнес.
  2. Оценивать свою деятельность и создавать общее знание о том, какие практики успешны на уровне всей индустрии.

1. Измерения на уровне организации

Многие организации собирают, хранят и оценивают разные показатели своей деятельности отдельно. В системе Metrics 3.0 эти изолированные показатели будут интегрированы друг с другом.

Например, организация Root Capital дает кредиты сельскохозяйственному бизнесу в Африке и Латинской Америке. Но даже если бы у них была полная информация о результате выдачи каждого кредита (число производителей, которые получили финансирование; дополнительная прибыль, которую каждый получил в результате займа; эффект дополнительной прибыли на жизни этих людей и их детей), этой информации все равно было бы недостаточно для формирования долгосрочной стратегии организации.

Four windows to opportunity. Image courtesy of Dalberg, Root Capital, and ANDE
Four windows to opportunity. Image courtesy of Dalberg, Root Capital, and ANDE

Root Capital также необходимо знать свои ожидаемые доходы, текущие расходы и кредитные риски. В 2013 году организация оценила результаты и рентабельность каждого кредита и создала рабочую модель, позволяющую принимать основанные на данных решения о новых кредитах.

Интегрирование финансовых метрик и результатов деятельности организации может быть непростой задачей. Существующие модели анализа затрат и выгод не совсем подходят для оценки деятельности социальных предпринимателей, поэтому необходимо научиться оценивать текущие показатели работы и финансовые показатели и интегрировать их с результатами деятельности организации.

2. Измерения на уровне сектора

На уровне всего социального сектора Metrics 3.0 предполагает коллективный сбор данных и результатов, сравнение которых позволит организациям осуществлять свою деятельность более эффективно.

Например, некоммерческая организация Catalyst for Growth разработала аналитическую платформу, которая увеличит прозрачность сектора за счет предоставления сравнительных данных по проектам в сфере малого и развивающегося бизнеса. Платформа поможет такому бизнесу и инвесторам определить наиболее эффективные бизнес-инкубаторы и акселераторы, одновременно предоставляя последним обратную связь, благодаря которой они могут улучшить свою деятельность.

Похожим образом группа организаций в Мексике разрабатывает систему, которая поможет увеличить финансирование женщин-предпринимателей. Они собирают и сопоставляют данные о своей деятельности и ее результаты, чтобы использовать это в качестве аргумента в пользу финансирования женщин-предпринимателей, а также для уменьшения операционных издержек и предполагаемых рисков финансирования.

В обоих случаях данные собираются для того, чтобы выявить то, что функционирует неэффективно, это не только дает организациям информацию, с которой можно работать, но и создает систему измерения и оценки, которая может быть использована другими.

3. Оценка на уровне организаций

Оценка деятельности организации служит для разных целей: проверка гипотез, демонстрация результатов, получение обратной связи от пользователей и, как следствие, создание лучшего продукта или сервиса. Проблема заключается в том, что исследования бывают настолько дорогими, что могут превышать сами инвестиции. Но авторы концепции Metrics 3.0 верят, что организации могут собирать данные о своих потребителях и проводить оценку своей деятельности творчески и не тратя на это все свои ресурсы.

Например, некоммерческий инвестиционный фонд Acumen, Root Capital и сеть организаций ANDE, поддерживающая предпринимателей в развивающихся странах, экспериментируют с новыми способами уменьшить стоимость и увеличить полезность сбора данных на уровне своих потребителей. В частности, они используют платформы для получения данных с мобильных устройств и такие методологии исследования, как Grameen Foundation’s Progress out of Poverty Index. Вместе они формируют общее знание о том, как можно использовать технологические и методологические инновации в сборе больших данных, чтобы сделать этот процесс дешевле и эффективнее.

4. Оценка на уровне сектора

Оценка эффективности организаций – это общественное благо. Не каждая организация будет проводить исследование и оценивать свою деятельность, но потенциально каждая организация может использовать исследования, проведенные другими. Более того, организации, работающие вместе, основываясь на своих результатах, могут определить, что является наиболее эффективным на уровне всего социального сектора.

Авторы Metrics 3.0 предполагают, что организации будут собирать существующую информацию и выявлять слабые места в деятельности всего сектора, – это то, что окажется полезным всем участникам социального предпринимательства.

Примером такой коллективной оценки может быть Smallholder Impact Literature Wiki – ресурс, содержащий литературу и информацию о проектах в сфере сельского хозяйства. Благодаря Wiki быстро стало очевидно, что одни теории о том, что увеличивает продуктивность в сфере сельского хозяйства, подтверждаются, а другие – нет. Таким образом, у нас есть инструмент, с помощью которого можно понять, какие способы поддержки сельского хозяйства являются эффективными, а где остаются проблемы.

Заключение

Оценка эффективности организаций существует давно, но нам еще предстоит реализовать весь ее потенциал как для индивидуальных предприятий, так и для общества в целом. Авторы концепции Metrics 3.0 предлагают своим коллегам присоединиться к ним в создании новой эффективной метрики, объединяющей все показатели и позволяющей организациям принимать информированные решения и планировать долгосрочные стратегии. Организации, работающие в одном секторе, смогут объединяться, создавать общее знание о том, что работает лучше всего, и направлять туда свои ресурсы для создания социального блага.