«Волонтеры. Игра с огнем»: документальный фильм, на который собирали деньги в Сети, готов к показу

«Волонтеры. Игра с огнем»: первый документальный фильм на который собирали деньги в Сети готов к показу
«Волонтеры. Игра с огнем»: первый документальный фильм на который собирали деньги в Сети готов к показу
В Москве прой­дет пре­мье­ра доку­мен­таль­но­го филь­ма о доб­ро­воль­че­ском про­ти­во­по­жар­ном отря­де «Грин­пис». День­ги на фильм были собра­ны в Сети с помо­щью кра­уд­фандин­га. Кар­ти­на будет пока­за­на 26 октяб­ря в Куль­тур­ном цен­тре ЗИЛ в рам­ках фести­ва­ля «Делай Фильм». Созда­те­ли рас­ска­за­ли, как шел про­цесс сбо­ра средств в Сети и съем­ки филь­ма.

Трей­лер филь­ма. После пока­за прой­дет обсуж­де­ние с уча­сти­ем геро­ев филь­ма – реаль­ных волон­те­ров, рабо­та­ю­щих на туше­нии пожа­ров.

Фильм созда­вал­ся ров­но год. Если счи­тать стар­том тот день, когда режис­сер Кон­стан­тин Давыд­кин пер­вый раз уви­дел одно­го из сво­их буду­щих геро­ев – руко­во­ди­те­ля про­грамм лес­но­го отде­ла «Грин­пис» Анто­на Бене­слав­ско­го, кото­рый высту­пил 19 октяб­ря про­шло­го года на фести­ва­ле «Делай Фильм» и пред­ло­жил снять фильм о доб­ро­воль­цах.
Я тогда была орга­ни­за­то­ром ярмар­ки идей для режис­се­ров и граж­дан­ских акти­ви­стов – 19 акти­ви­стов на сцене и око­ло ста режис­се­ров в зале. Одни пред­ла­га­ют темы, дру­гие долж­ны были выбрать. Про­дю­си­ро­вать ни один из этих про­ек­тов в пол­ной мере на тот момент я не была гото­ва, но мне было инте­рес­но, что полу­чит­ся из одно­го это­го вече­ра, на кото­ром столь­ко людей уви­де­ли друг дру­га впер­вые. Кон­стан­тин Давыд­кин одним из пер­вых заявил, что выбрал тему и готов делать кино. Я даже не заме­ти­ла, как ста­ла про­дю­се­ром это­го про­ек­та».  Мария Муске­вич, про­дю­сер филь­ма.
Константин Давыдкин, режиссер фильма. Фото предоставлено участниками экспедиции
Кон­стан­тин Давыд­кин, режис­сер филь­ма. Фото предо­став­ле­но участ­ни­ка­ми экс­пе­ди­ции.
«Что я знал о «Грин­пис»? Прак­ти­че­ски ниче­го. О при­род­ных пожа­рах? Еще мень­ше. О доб­ро­воль­цах? Ноль! И тем более с тру­дом пред­став­лял, как и что там, в экс­пе­ди­ции, про­ис­хо­дит на самом деле. В самом нача­ле рабо­ты, когда толь­ко-толь­ко появи­лась идея снять этот фильм, каза­лось, что это невоз­мож­но. Где най­ти день­ги? Как выкро­ить две неде­ли на экс­пе­ди­цию? Полу­чит­ся ли фильм, будет ли он кому-то инте­ре­сен? Ока­за­лось, что все реаль­но. Нашлись люди, кото­рые пове­ри­ли нам, под­дер­жа­ли и помог­ли. Без них ниче­го бы не полу­чи­лось».  Кон­стан­тин Давыд­кин, режис­сер филь­ма.
Кра­уд­фандин­го­вая кам­па­ния, длив­ша­я­ся пол­то­ра меся­ца (с кон­ца янва­ря по март 2014 года), про­де­мон­стри­ро­ва­ла авто­рам про­ек­та, что тема горя­чая во всех смыс­лах. То ли доб­ро­воль­че­ское эко­ло­ги­че­ское сооб­ще­ство такое «лег­кое на подъ­ем», то ли сыг­ра­ло роль, что впе­ре­ди целое лето с его потен­ци­аль­ны­ми пожа­ра­ми, но люди очень живо откли­ка­лись на при­зыв помочь в финан­си­ро­ва­нии филь­ма. Пусть неболь­шой, но все же бюд­жет был собран, его хва­ти­ло на экс­пе­ди­цию, на рас­хо­ды по пост­про­дак­шен и даже на 10 буты­лок шам­пан­ско­го для закры­той пред­пре­мье­ры, состо­яв­шей­ся 13 октяб­ря для всех, кто пожерт­во­вал сред­ства на фильм.
Герои фильма. Фото предоставлено участниками экспедиции.
Герои филь­ма. Фото предо­став­ле­но участ­ни­ка­ми экс­пе­ди­ции.
«Кра­уд­фандинг – это новый инстру­мент, еще не очень осво­ен­ный нашим обще­ством и мно­ги­ми вос­при­ни­ма­е­мый нега­тив­но: мол, это какое-то он-лайн-попро­шай­ни­че­ство. На самом деле мы не выклян­чи­ва­ем день­ги, мы про­сим вне­сти пред­опла­ту за кре­а­тив­ный про­дукт. Кажет­ся он инте­рес­ным – чело­век согла­ша­ет­ся и под­дер­жи­ва­ет, нет – про­хо­дит мимо. Для нас успех на Планете.ру стал сиг­на­лом к тому, что­бы под­хо­дить более ответ­ствен­но к созда­нию филь­ма. Нель­зя разо­ча­ро­вать зри­те­лей и наших геро­ев, мно­гие из кото­рых тоже помог­ли неболь­ши­ми сум­ма­ми. Поэто­му так нерв­ни­ча­ли на закры­той пре­мье­ре, гораз­до боль­ше, чем теперь – нака­нуне пре­мье­ры офи­ци­аль­ной».  Мария Муске­вич, про­дю­сер филь­ма.
Фильм полу­чил­ся недлин­ный – 37 минут, «корот­кий метр». Инту­и­тив­но авто­ры про­ек­та выбра­ли пра­виль­ный фор­мат, поз­во­ля­ю­щий в даль­ней­шем мно­го-мно­го раз пока­зы­вать кино на раз­ных пло­щад­ках и не утом­лять зри­те­лей дол­гим повест­во­ва­ни­ем, эко­но­мя им силы для даль­ней­ше­го раз­го­во­ра. Вопро­сов в филь­ме боль­ше, чем отве­тов, поэто­му, если гово­рить об обще­ствен­ной нагруз­ке кино, то про­смотр «Волон­те­ры. Игра с огнем» – это лиш­ний повод вызвать для откры­то­го диа­ло­га госу­дар­ствен­ные служ­бы, от кото­рых зави­сит сохран­ность при­ро­ды от огня, да и самих жите­лей рай­о­нов, где под­жо­ги сухой тра­вы явля­ют­ся еже­год­ной тра­ди­ци­ей. А вот како­вы губи­тель­ные послед­ствия этой тра­ди­ции – об этом в филь­ме не толь­ко рас­ска­за­но, но и весь­ма убе­ди­тель­но пока­за­но.
«Мно­гое пови­дав­шие, осно­ва­тель­но про­пы­лен­ные две «Газе­ли» и «Соболь», загру­жен­ные про­ти­во­по­жар­ным обо­ру­до­ва­ни­ем, водой, эки­пи­ров­кой и про­чи­ми веща­ми. Уха­би­стые степ­ные доро­ги, по кото­рым мы намо­та­ли сот­ни кило­мет­ров на пожар­ных выез­дах или пат­ру­ли­ро­ва­нии. Холод­ный ветер и яркое весен­нее солн­це. Печ­ка, спаль­ни­ки на полу и утрен­ний моро­зец. Кто-то ска­жет: «Сума­сшед­шие!», а кто-то: «Роман­ти­ки!». Но я сни­мал не о сума­сшед­ших. Моим геро­ям про­сто не сидит­ся на месте, они нерав­но­душ­ны к тому, что про­ис­хо­дит вокруг, и гото­вы менять этот мир к луч­ше­му.  Кон­стан­тин Давыд­кин, режис­сер филь­ма.
Момент съемок фильма. Фото предоставлено участниками экспедиции.
Момент съе­мок филь­ма. Фото предо­став­ле­но участ­ни­ка­ми экс­пе­ди­ции.
«Я счи­таю, потен­ци­ал автор­ской доку­мен­та­ли­сти­ки не до кон­ца исполь­зо­ван наши­ми обще­ствен­ны­ми и неком­мер­че­ски­ми орга­ни­за­ци­я­ми. Соци­аль­ная рекла­ма – хоро­ший фор­мат, но она спо­соб­на либо вызвать корот­кую яркую эмо­цию, либо побу­дить к импуль­сив­но­му дей­ствию. Но она не рож­да­ет вопро­сов и не погру­жа­ет зри­те­ля в про­бле­ма­ти­ку той или иной дея­тель­но­сти. Мне поэто­му так нра­вит­ся делать филь­мы в парт­нер­стве с какой-то обще­ствен­ной орга­ни­за­ци­ей, пото­му что не воз­ни­ка­ет веч­но­го мучи­тель­но­го вопро­са – кому все это нуж­но, это кино? Навер­ное, у насто­я­ще­го худож­ни­ка нет таких сомне­ний, но у про­дю­се­ра они есть. «Волон­те­ры. Игра с огнем» это при­мер очень эффек­тив­но­го парт­нер­ства» Мария Муске­вич, про­дю­сер филь­ма.

Пре­мье­ра филь­ма «Волон­те­ры. Игра с огнем» состо­ить­ся 26 октяб­ря в 20 часов в рам­ках Меж­ду­на­род­но­го фести­ва­ля акти­вист­ско­го доку­мен­таль­но­го кино «Делай Фильм».

Место пока­за: Куль­тур­ный центр ЗИЛ, ул. Восточ­ная, д.4, корп.1, Лек­то­рий, м. Авто­за­вод­ская.

Вход сво­бод­ный.