Как бороться с расизмом и дискриминацией с помощью веб-приложения? Опыт французской ассоциации «Stop Le Contrôle Au Faciès»

Как бороться с расизмом и дискриминацией с помощью веб-приложения?
Как бороться с расизмом и дискриминацией с помощью веб-приложения?
Этой осе­нью вышло в откры­тый доступ ори­ги­наль­ное веб-при­ло­же­ние, поз­во­ля­ю­щее в экс­трен­ном поряд­ке сооб­щить о слу­ча­ях поли­цей­ско­го кон­тро­ля, моти­ви­ро­ван­но­го расо­вы­ми или этни­че­ски­ми при­зна­ка­ми.

По дан­ным иссле­до­ва­ний Рене Леви и Фаб­ья­на Жовар, опуб­ли­ко­ван­ных CNRS (Наци­о­наль­ный Центр Науч­ных Иссле­до­ва­ний), лица араб­ской внеш­но­сти в целом под­вер­га­ют­ся поли­цей­ско­му кон­тро­лю в 8 раз, а афри­кан­ской – в 6 раз чаще, чем «белые фран­цу­зы».

Несмот­ря на зна­чи­мость этой про­бле­мы во Фран­ции, мини­стер­ство внут­рен­них дел не ведет ника­кой офи­ци­аль­ной ста­ти­сти­ки по кон­тро­лю лич­но­сти, а поли­цей­ские не обя­за­ны ни предъ­яв­лять удо­сто­ве­ре­ние, ни выда­вать какие-либо доку­мен­ты, под­твер­жда­ю­щие факт кон­тро­ля. Жерт­вы поли­цей­ской дис­кри­ми­на­ции не име­ют почти ника­ких ресур­сов для защи­ты в суде, а про­бле­ма дис­кри­ми­ни­ру­ю­ще­го кон­тро­ля спи­сы­ва­ет­ся со сче­та как несу­ще­ству­ю­щая.

Имен­но с этой дис­кри­ми­на­ци­он­ной так­ти­кой фран­цуз­ской поли­ции и борет­ся кол­лек­тив Stop Le Contrôle Au Faciès (что мож­но пере­ве­сти как «Стоп кон­троль по внеш­ним при­зна­кам»). SLCAF – это НКО, суще­ству­ю­щее с 2011 года и извест­ное в медиа бла­го­да­ря сво­им изоб­ре­та­тель­ным мето­дам борь­бы. SLCAF заста­ви­ли СМИ впер­вые заго­во­рить о себе после съем­ки нашу­мев­ше­го веб-сери­а­ла «Моя пер­вая про­вер­ка доку­мен­тов», в кото­ром зна­ме­ни­тые рэпе­ры, акте­ры, тан­цо­ры, худож­ни­ки и дру­гие дея­те­ли куль­ту­ры араб­ско­го или афри­кан­ско­го про­ис­хож­де­ния рас­ска­зы­ва­ют о том, как сами впер­вые столк­ну­лись с поли­цей­ским наси­ли­ем.

Эпи­зо­ды веб-сери­а­ла мож­но посмот­реть на Youtube.

Сери­ал насчи­ты­ва­ет око­ло 2 мил­ли­о­нов про­смот­ров на Youtube. Дру­гим спо­со­бом при­влечь вни­ма­ние к про­бле­ме дис­кри­ми­на­ции ста­ла серия юмо­ри­сти­че­ских демо­ти­ва­то­ров, мгно­вен­но став­ших мема­ми во фран­ко­языч­ном Интер­не­те.

Как бороться с расизмом и дискриминацией с помощью веб-приложения?

Блог Tumblr про­ек­та. «Надо­е­ло, что вас всё вре­мя кон­тро­ли­ру­ют по внеш­ним при­зна­кам ? Пере­стань­те быть чёр­ным, исполь­зуй­те бели­ла».

«Мы хотим сде­лать про­бле­му дис­кри­ми­на­ции види­мой, дать голос неви­ди­мо­му мно­же­ству, у кото­ро­го нет прав ни в поли­ции, ни в суде, у кото­ро­го нет хоро­шо постав­лен­ной речи, зна­ний зако­на, свя­зей и денег. А меж­ду тем таких людей сот­ни тысяч в каж­дом горо­де.

Поэто­му мы реши­ли создать какой-то спо­соб ком­му­ни­ка­ции, кото­рый дал бы им воз­мож­ность заявить о себе и почув­ство­вать, что они не одни, а их про­бле­ма не част­ный слу­чай, а часть боль­шой беды» – рас­ска­зы­ва­ет Тара Дик­ман, одна из осно­ва­тель­ниц кол­лек­ти­ва.

Что­бы дать жерт­вам кон­тро­ля воз­мож­ность опе­ра­тив­но сооб­щать о слу­ча­ях дис­кри­ми­на­ции, кол­лек­тив решил исполь­зо­вать тех­ни­че­ские воз­мож­но­сти, предо­став­ля­е­мые мобиль­ны­ми тех­но­ло­ги­я­ми. «Кон­троль про­ис­хо­дит быст­ро, неожи­дан­но, в ситу­а­ции, когда ты на ули­це и часто совсем не готов к это­му, – пояс­ня­ет Тара. – Часто людей кон­тро­ли­ру­ют воз­ле дома, когда у них нет при себе ника­ких доку­мен­тов. Мобиль­ный теле­фон – это то, что у тебя все­гда под рукой, пер­вое, за что ты хва­та­ешь­ся в слу­чае труд­ной ситу­а­ции.

Поэто­му пер­вой нашей иде­ей было создать горя­чую линию, на кото­рую чело­век мог бы про­сто и быст­ро отпра­вить смс с тек­стом «кон­троль» и полу­чить необ­хо­ди­мую помощь». Смс-рас­сыл­ка ока­за­лась весь­ма эффек­тив­ным и про­стым спо­со­бом, к тому же, в отли­чие от при­ло­же­ния, тре­бу­ю­ще­го нали­чия смарт­фо­на и досту­па в Интер­нет, отсыл­ка смс-сооб­ще­ний тех­ни­че­ски доступ­на боль­шин­ству кон­тро­ли­ру­е­мых. За пер­вые меся­цы после созда­ния горя­чей смс-линии и бла­го­да­ря рас­крут­ке в «Веб-сери­а­ле», акти­ви­сты SLCAF при­ня­ли и обра­бо­та­ли более 4000 сооб­ще­ний о кон­тро­ле.

«Когда мы полу­ча­ем смс со сло­вом «кон­троль», это толь­ко нача­ло рабо­ты. Мы долж­ны пере­зво­нить чело­ве­ку, выяс­нить у него подроб­но­сти про­ис­хо­дя­ще­го, ино­гда при­слать к нему вра­ча или пра­во­за­щит­ни­ка. Люди часто отка­зы­ва­ют­ся гово­рить – им нелов­ко делить­ся таким опы­том, ведь кон­троль неред­ко свя­зан с уни­же­ни­ем, наси­ли­ем и трав­ми­ру­ет чело­ве­ка, – делит­ся с нами Мад­лен, опе­ра­тор горя­чей линии SLCAF, – поэто­му мы выра­бо­та­ли спе­ци­аль­ный сце­на­рий, по кото­ро­му мы обща­ем­ся с граж­да­на­ми, столк­нув­ши­ми­ся с дис­кри­ми­ни­ру­ю­щим кон­тро­лем.

Есть опре­де­лен­ные вопро­сы, кото­рые нуж­но обя­за­тель­но задать, что­бы иметь все необ­хо­ди­мые дан­ные о ситу­а­ции кон­тро­ля, напри­мер, коли­че­ство поли­цей­ских, место кон­тро­ля, нали­чие или отсут­ствие физи­че­ско­го наси­лия и так далее. Нам нуж­но быть очень осто­рож­ны­ми и дели­кат­ны­ми в обще­нии, дать чело­ве­ку выго­во­рить­ся, не быть навяз­чи­вы­ми, что­бы они не чув­ство­ва­ли себя, как на допро­се, но в то же вре­мя ста­рать­ся полу­чить всю инфор­ма­цию, необ­хо­ди­мую нашим юри­стам».

В поис­ках спо­со­ба одно­вре­мен­но облег­чить рабо­ту опе­ра­то­ров колл-цен­тра и дать жерт­вам кон­тро­ля допол­ни­тель­ные сред­ства ком­му­ни­ка­ции, ассо­ци­а­ция SLCAF реши­ла раз­ра­бо­тать кросс-плат­форм­ное веб-приложение[1] на осно­ве html5, доступ­ное на любых мобиль­ных и ста­ци­о­нар­ных девай­сах.

Пер­вая вер­сия при­ло­же­ния была раз­ра­бо­та­на еще в апре­ле 2014 года, но про­хо­ди­ла фазу тести­ро­ва­ния, за вре­мя кото­рой было обра­бо­та­но 660 обра­ще­ний. В октяб­ре 2014 года Тара Дик­ман и ее кол­ле­ги отпра­ви­лись в турне по малым горо­дам Фран­ции, что­бы встре­тить­ся с мест­ны­ми анти­фа­шист­ски­ми и анти­дис­кри­ми­на­ци­он­ны­ми НКО, рас­ска­зать о SLCAF и пред­ста­вить им новое веб-при­ло­же­ние.

Меню при­ло­же­ния осно­ва­но на том самом «сце­на­рии раз­го­во­ра», по кото­ро­му рабо­та­ли опе­ра­то­ры горя­чей линии SLCAF. Раз­ра­бот­чи­ки Ван­сан и Эмма­ну­эль – чле­ны хакер­спей­са Simplon.co, извест­но­го сво­ей граж­дан­ской актив­но­стью и вни­ма­ни­ем к обще­ствен­ным про­бле­мам, – «пере­ве­ли» кате­го­рии и вопро­сы из таб­ли­цы Excel, в кото­рой рабо­та­ли дис­пет­че­ры колл-цен­тра, в меню веб-при­ло­же­ния, доба­вив неко­то­рые допол­ни­тель­ные функ­ции – воз­мож­ность при­креп­лять фото­гра­фии (напри­мер, если поли­цей­ский нанес физи­че­ские уве­чья или угро­жа­ет ору­жи­ем), GPS-лока­ли­за­цию и авто­ма­ти­че­ское запол­не­ние поля «место кон­тро­ля» (кото­рое мож­но так­же редак­ти­ро­вать вруч­ную), а так­же воз­мож­ность сооб­щить о дис­кри­ми­на­ци­он­ном кон­тро­ле, будучи не жерт­вой, а сви­де­те­лем.

Во вре­мя рабо­ты над при­ло­же­ни­ем SLCAF юри­сты и пра­во­за­щит­ни­ки участ­во­ва­ли наравне с раз­ра­бот­чи­ка­ми, ведь когда речь идет о созда­нии при­ло­же­ний для граж­дан­ско­го уча­стия, дизайн и архи­тек­ту­ра при­ло­же­ния ста­но­вят­ся поли­ти­че­ской и даже эти­че­ской про­бле­мой.

«Самое слож­ное было решить, какие поля мы будем делать обя­за­тель­ны­ми, рас­ска­зы­ва­ет Тара. По сути, делая какие-то поля обя­за­тель­ны­ми для запол­не­ния, мы впи­сы­ва­ем в код при­ло­же­ния опре­де­лен­ные тре­бо­ва­ния к поль­зо­ва­те­лю: дай­те нам свой пол, воз­раст и так далее… Ну, а если чело­век не хочет ука­зы­вать эти све­де­ния? Мы все же долж­ны дать поль­зо­ва­те­лю выбор оста­вать­ся ано­ним­ным и решать, какие дан­ные о себе он или она хочет сооб­щить».

В ито­ге при­ло­же­ние отли­ча­ет­ся осо­бен­ной «сво­бо­дой» в интер­фей­се – поль­зо­ва­тель может опи­сать ров­но столь­ко дета­лей, сколь­ко счи­та­ет нуж­ным. Един­ствен­ное обя­за­тель­ное поле – это номер теле­фо­на для обрат­ной свя­зи в том слу­чае, если поль­зо­ва­тель хочет, что­бы с ним свя­за­лись пра­во­за­щит­ни­ки.