Как «Велоночь» стартовавшая в России стала событием всемирного масштаба

Велоночь
«Вело­ночь» уже ста­ла попу­ляр­ным собы­ти­ем в Рос­сии и ста­но­вит­ся широ­ко извест­на в дру­гих стра­нах мира. На Вось­мой мос­ков­ской «Вело­но­чи», кото­рая состо­я­лась в ночь с 27 на 28 сен­тяб­ря, орга­ни­за­то­рам при­шлось вво­дить лимит в 5 000 чело­век и реги­стра­ци­он­ный взнос, что­бы не нару­шить закон о про­ве­де­нии куль­тур­но-мас­со­вых меро­при­я­тий. Как это­му собы­тию уда­лось стать таким попу­ляр­ным?

На первую «Вело­ночь» собра­лось око­ло сот­ни участ­ни­ков, зна­чи­тель­ную часть кото­рых пред­став­ля­ли жур­на­ли­сты. Каза­лось, это очень мно­го. Тогда было труд­но пред­ста­вить, что из это­го полу­чит­ся.

Сер­гей Ники­тин, орга­ни­за­тор «Вело­но­чи», по основ­ной про­фес­сии искус­ство­вед и пре­по­да­ва­тель отде­ле­ния куль­ту­ро­ло­гии факуль­те­та фило­со­фии ВШЭ

История успеха

Сего­дня «Вело­ночь» широ­ко при­вет­ству­ет­ся город­ски­ми вла­стя­ми, но так было не все­гда.

При Луж­ко­ве любые мета­жан­ры совер­шен­но не вос­при­ни­ма­лись вла­стя­ми. Как это, тыся­чи вело­си­пе­ди­стов, уче­ные, музы­кан­ты, какая-то нау­ка? Сло­во «экс­кур­сии» мы исполь­зо­вать не хоте­ли. Это ужас­ное сло­во, испор­чен­ное, поэто­му объ­яс­нить суть про­ек­та в при­выч­ных чинов­ни­кам тер­ми­нах мы даже не про­бо­ва­ли, это бы про­ек­ту не помог­ло.

Когда мы про­ве­ли 4-ю мос­ков­скую «Вело­ночь», ко мне подо­шли ита­льян­ские жур­на­ли­сты и спро­си­ли, поче­му я не делаю это в Риме. Сна­ча­ла это пока­за­лось абсурд­ным, а потом мы полу­чи­ли совер­шен­но фено­ме­наль­ную под­держ­ку рим­ской мэрии. Город рабо­тал для нас: были пере­кры­ты ули­цы, была вклю­че­на под­свет­ка всех памят­ни­ков, почи­не­ны все нера­бо­та­ю­щие фон­та­ны. И это в Риме, где все сыты по гор­ло экс­кур­си­я­ми, тури­ста­ми и куль­тур­ны­ми меро­при­я­ти­я­ми

Сер­гей Ники­тин

Про­ект уже состо­ял­ся в Милане, Лон­доне, Риме. Сле­ду­ю­щим горо­дом ста­нет Вена. Центр горо­да пере­кры­ва­ет­ся под «Вело­ночь», поли­ция обес­пе­чи­ва­ет без­опас­ность.

Пре­иму­ществ для горо­да мно­го: от раз­ви­тия внут­рен­не­го туриз­ма до воз­мож­но­сти обра­тить вни­ма­ние на те город­ские досто­при­ме­ча­тель­но­сти, кото­рые не явля­ют­ся клас­си­че­ски­ми, но име­ют боль­шой тури­сти­че­ский потен­ци­ал. Но глав­ная функ­ция «Вело­но­чи» — обра­зо­ва­тель­ная. Каж­дый раз попу­ля­ри­зу­ют­ся самые послед­ние откры­тия урба­ни­стов, искус­ство­ве­дов, архи­тек­то­ров, лите­ра­ту­ро­ве­дов.

Фото сообщества "Велоночь" в facebook
Фото: Андрей Журавлев

Как это выглядит

Тыся­чи людей соби­ра­ют­ся в опре­де­лен­ное вре­мя в одном месте на вело­си­пе­дах, встав­ля­ют науш­ни­ки и выдви­га­ют­ся на марш­рут. Пря­мой эфир со сти­ха­ми, ком­мен­та­ри­я­ми и музы­кой мож­но слу­шать по радио «Маяк». Для тех, кто исполь­зу­ет смарт­фо­ны, орга­ни­зу­ет­ся онлайн-веща­ние.

Инте­рес­но, что в «Вело­но­чи» участ­ву­ют так­же вело­си­пе­ди­сты из дру­гих горо­дов. Они путе­ше­ству­ют по соб­ствен­ным ноч­ным ули­цам, слу­шая музы­ку и сти­хи про Моск­ву — очень необыч­ный меха­низм обще­ния одно­го горо­да с дру­ги­ми.

Почему велосипед?

Орга­ни­за­то­ры объ­яс­ня­ют выбор вело­си­пе­да как соче­та­ние хоро­ше­го инстру­мен­та позна­ния и спор­та. Участ­ни­ки не толь­ко полу­ча­ют интел­лек­ту­аль­ную инфор­ма­цию, но и застав­ля­ют свои мыш­цы рабо­тать.

В мае про­во­ди­лась «Вело­ночь» в Каза­ни, и жите­ли горо­да были пора­же­ны, каким обра­зом был про­ло­жен марш­рут — все вре­мя был спуск, что­бы было удоб­но людям без спе­ци­аль­ной спор­тив­ной под­го­тов­ки.

Перей­ти на сайт «Вело­но­чи».