Как создать минимально жизнеспособный продукт и проверить будет ли ваша идея или приложение востребовано

Snapchat является хорошим примером MVP
Snapchat является хорошим примером MVP
Если у вас есть идея при­ло­же­ния, совсем не обя­за­тель­но тра­тить меся­цы на его пол­ную раз­ра­бот­ку – с помо­щью мини­маль­но жиз­не­спо­соб­но­го про­дук­та вы може­те про­те­сти­ро­вать, насколь­ко успеш­ной явля­ет­ся ваша идея и в каком направ­ле­нии ее сле­ду­ет раз­ви­вать.

Раз­ра­бот­ка при­ло­же­ния – это тяже­лая рабо­та, и нико­гда нель­зя быть уве­рен­ным в том, насколь­ко хоро­шо все полу­чи­лось, до того, как вы запу­сти­те про­дукт.

Но есть метод, с помо­щью кото­ро­го мож­но про­ве­сти тести­ро­ва­ние вашей идеи – этот метод назы­ва­ет­ся мини­маль­но жиз­не­спо­соб­ный про­дукт, MVP (minimum viable product). Цен­ность MVP заклю­ча­ет­ся в том, что вы може­те потра­тить мень­ше вре­ме­ни на дизайн и раз­ра­бот­ку, а так­же полу­чить отзы­вы от ваших поль­зо­ва­те­лей как мож­но рань­ше. Все это помо­жет понять, в какую сто­ро­ну вам нуж­но дви­гать­ся и что сле­ду­ет улуч­шать.

Из данного руководства вы узнаете:

  • что такое мини­маль­но жиз­не­спо­соб­ный про­дукт или MVP;
  • как опре­де­лить, что явля­ет­ся вашим MVP;
  • сове­ты для созда­ния MVP;
  • раз­ра­бот­ка MVP;
  • запуск MVP и полу­че­ние обрат­ной свя­зи.

Что такое MVP?

MVP, или мини­маль­но жиз­не­спо­соб­ный про­дукт, – это такой про­дукт, кото­рый име­ет необ­хо­ди­мый мини­мум воз­мож­но­стей, что­бы про­ве­рить его жиз­не­спо­соб­ность на рын­ке. В таком про­дук­те нет допол­ни­тель­ных или вто­ро­сте­пен­ный функ­ций, а есть толь­ко то, что состав­ля­ет его суть.

Когда вы при­ду­мы­ва­е­те какой-то про­дукт, он, ско­рее все­го, все­гда слож­ный, и вы хоти­те, что­бы ваши поль­зо­ва­те­ли мог­ли решать с его помо­щью раз­ные зада­чи. Но в любом про­дук­те мож­но выде­лить самую глав­ную его функ­цию.

Одним из хоро­ших при­ме­ров MVP может быть запуск при­ло­же­ния Snapchat. Изна­чаль­но Snapchat выпол­нял толь­ко одну функ­цию – он поз­во­лял поль­зо­ва­те­лям посы­лать друг дру­гу изоб­ра­же­ния, кото­рые исче­за­ли через неко­то­рое вре­мя. Все­го одна функ­ция, все очень про­сто. Эта кон­цеп­ция была про­те­сти­ро­ва­на, и толь­ко после того, как ста­ло понят­но, что она име­ет успех, созда­те­ли при­ло­же­ния ста­ли рабо­тать над рас­ши­ре­ни­я­ми и допол­ни­тель­ны­ми воз­мож­но­стя­ми.

Таким обра­зом, име­ет смысл про­ра­бо­тать основ­ную идею ваше­го при­ло­же­ния и посмот­реть, как она вос­при­ни­ма­ет­ся вашей ауди­то­ри­ей. Если хоро­шо, то мож­но раз­ви­вать про­дукт даль­ше, а если нет, то, воз­мож­но, сле­ду­ет попро­бо­вать дру­гую идею.

Раз­ра­бот­ка всех функ­ций ваше­го при­ло­же­ния может занять меся­цы, в то вре­мя как MVP мож­но создать все­го за пару недель. В кон­це кон­цов, ран­ний «про­вал» озна­ча­ет лишь то, что вы сэко­но­ми­те боль­ше ресур­сов для раз­ра­бот­ки дру­го­го про­дук­та.

Как определить ваш MVP

До того, как вы нач­не­те раз­ра­бот­ку, вам нуж­но опре­де­лить, что явля­ет­ся вашим MVP: какие функ­ции дол­жен иметь ваш про­дукт, а какие не явля­ют­ся обя­за­тель­ны­ми? Важ­но оста­вать­ся объ­ек­тив­ным – функ­ция, кото­рая очень нра­вит­ся вам, может быть не самой глав­ной в вашем при­ло­же­нии и на эта­пе раз­ра­бот­ки MVP от нее луч­ше отка­зать­ся.

Составь­те спи­сок функ­ций и харак­те­ри­стик ваше­го про­дук­та. Рас­пи­ши­те каж­дый пункт подроб­но – это даст вам обзор того, что вы буде­те раз­ра­ба­ты­вать. Сле­ду­ю­щим шагом ука­жи­те при­о­ри­тет­ность тех или иных функ­ций – что явля­ет­ся самым важ­ным и цен­ным в вашем при­ло­же­нии? Нач­ни­те имен­но с это­го, а осталь­ные функ­ции вклю­чи­те в даль­ней­ший план раз­ра­бот­ки.

Для того что­бы вам лег­че было опре­де­лить зна­чи­мость раз­ных функ­ций, вы може­те оце­нить их по шка­ле от 1 до 10, вклю­чая важ­ность дан­ной функ­ции для про­дук­та, слож­ность ее реа­ли­за­ции и цен­ность для поль­зо­ва­те­ля.

Советы для создания MVP

  • Если у вас есть идея, посмот­ри­те на суще­ству­ю­щий рынок. Какие есть похо­жие про­дук­ты? В чем их цен­ность? Что вы може­те сде­лать ина­че и, что важ­нее, луч­ше?
  • После того, как вы соста­ви­ли спи­сок необ­хо­ди­мых функ­ций, пере­смот­ри­те его и спро­си­те себя, дей­стви­тель­но ли все, что вы вклю­чи­ли, необ­хо­ди­мо.
  • Суще­ству­ют ли API, SDK и дру­гие инстру­мен­ты, кото­рые могут сде­лать часть рабо­ты за вас?
  • Обсуж­дай­те вашу идею с дру­ги­ми. Любая обрат­ная связь важ­на.

Разработка MVP

У всех раз­ра­бот­чи­ков есть свои пред­по­чте­ния отно­си­тель­но того, как созда­вать про­дукт. Совет тут толь­ко один – созда­вай­те ваш про­дукт так, как вам кажет­ся пра­виль­ным, и ста­рай­тесь не забы­вать о том, что явля­ет­ся вашим MVP.

Гово­рить «нет» совер­шен­но нор­маль­но.

Имей­те в виду, что ваша кон­цеп­ция MVP может пошат­нуть­ся, осо­бен­но если в раз­ра­бот­ке участ­ву­ет несколь­ко сто­рон. Обыч­но в про­цес­се раз­ра­бот­ки воз­ни­ка­ет мно­же­ство идей и пред­ло­же­ний о том, что еще мож­но сде­лать, но поста­рай­тесь под­хо­дить к этим пред­ло­же­ни­ям раци­о­наль­но – боль­шую часть из них вполне мож­но начать раз­ра­ба­ты­вать после выпус­ка пер­вой вер­сии про­дук­та.

Каче­ство про­дук­та – это то, про что нель­зя забы­вать при раз­ра­бот­ке MVP. Убе­ди­тесь, что ваш про­дукт рабо­та­ет. Оставь­те вре­мя на устра­не­ние неис­прав­но­стей. Если у вас есть такая воз­мож­ность, то дай­те про­те­сти­ро­вать бета-вер­сию про­дук­та вашей семье и дру­зьям – они помо­гут вам обна­ру­жить, что рабо­та­ет не так, до того, как ваш про­дукт ска­ча­ют тыся­чи поль­зо­ва­те­лей.

Запуск MVP и получение обратной связи

Такие инструменты, как Mixpanel помогут вам собрать статистику о ваших пользователях
Такие инстру­мен­ты, как Mixpanel помо­гут вам собрать ста­ти­сти­ку о ваших поль­зо­ва­те­лях

Вы закон­чи­ли раз­ра­бот­ку пер­вой вер­сии ваше­го про­дук­та, и насту­пил вол­ни­тель­ный момент запус­ка. Это тот этап, когда дей­стви­тель­но начи­на­ет­ся рабо­та, посколь­ку теперь вам нуж­но:

  • понять, насколь­ко успеш­на ваша идея;
  • полу­чить обрат­ную связь от поль­зо­ва­те­лей;
  • най­ти недо­стат­ки ваше­го про­дук­та и понять, что рабо­та­ет не так;
  • опре­де­лить, что явля­ет­ся силь­ны­ми сто­ро­на­ми ваше­го про­дук­та.

Полу­че­ние обрат­ной свя­зи от поль­зо­ва­те­лей – это одна из самых слож­ных задач. Рей­тинг в App Store и обзо­ры рас­ска­жут вам что-то, но ваша зада­ча – полу­чить как мож­но более «глу­бо­кую» обрат­ную связь. Важ­но все­гда быть доступ­ным для вашей ауди­то­рии – заве­ди­те себе акка­унт в Twitter, добавь­те вашу кон­такт­ную инфор­ма­цию в при­ло­же­ние и дай­те поль­зо­ва­те­лям понять, что все­гда буде­те рады услы­шать их мне­ния и заме­ча­ния.

Учти­те, что, как пра­ви­ло, люди боль­ше склон­ны гово­рить о том, что им не нра­вит­ся, чем о том, что им нра­вит­ся. Поэто­му, если вы полу­ча­е­те боль­ше нега­тив­ных отзы­вов, чем пози­тив­ных, это совер­шен­но не зна­чит, что ваш про­дукт пло­хой.

На самом деле жиз­не­спо­соб­ность про­дук­та в боль­шей сте­пе­ни опре­де­ля­ет ста­ти­сти­ка, чем отзы­вы поль­зо­ва­те­лей. Вы може­те вос­поль­зо­вать­ся спе­ци­аль­ны­ми инстру­мен­та­ми для того, что­бы отсле­жи­вать актив­ность ваших поль­зо­ва­те­лей, напри­мер, инстру­мен­том Mixpanel.

Самая слож­ная часть здесь заклю­ча­ет­ся в том, что­бы опре­де­лить, как вос­поль­зо­вать­ся име­ю­щей­ся у вас инфор­ма­ци­ей – какие сде­лать выво­ды и что изме­нить в вашем про­дук­те, что­бы он стал еще луч­ше.

Заклю­че­ние

Итак, вы все раз­ра­бо­та­ли и все запу­сти­ли. Теперь, пожа­луй, самый важ­ный совет: если что-то пошло не так, то, может быть, сле­ду­ет при­нять реше­ние о том, что дан­ную идею не име­ет смыс­ла раз­ви­вать даль­ше. Это одно из самых труд­ных реше­ний, кото­рое толь­ко может при­нять раз­ра­бот­чик, но ино­гда такое слу­ча­ет­ся и луч­ше отка­зать­ся от вашей идеи на ран­ней ста­дии ее раз­ра­бот­ки, чем спу­стя мно­гие меся­цы тру­да. В любом слу­чае бла­го­да­ря MVP ваше­го про­дук­та и реак­ции вашей ауди­то­рии вы узна­е­те мно­го полез­ной инфор­ма­ции, кото­рая при­го­дит­ся вам в даль­ней­шем.

Если же ваша идея ока­за­лась успеш­ной, сме­ло може­те пере­хо­дить к сле­ду­ю­щим эта­пам раз­ра­бот­ки и про­дви­же­ния ваше­го про­дук­та.

По мате­ри­а­лам: Tuts+