Увидеть сайт глазами пользователя. Практика создания сайтов и приложений некоммерческих организаций

doc-screen15-18-25
18–19 октяб­ря в Пен­зе Теп­ли­ца соци­аль­ных тех­но­ло­гий сов­мест­но с Пен­зен­ским фон­дом мест­но­го сооб­ще­ства «Граж­дан­ский союз» про­ве­ла хака­тон Penza City Upgrade, посвя­щен­ный город­ским про­бле­мам. Экс­перт Теп­ли­цы и веб-раз­ра­бот­чик Анна Ладо­шки­на при­ни­ма­ла уча­стие в нем с мастер-клас­сом, посвя­щен­ным вопро­сам созда­ния сай­тов город­ских про­ек­тов.

Прак­ти­ка созда­ния как сай­тов, так и при­ло­же­ний неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций на сего­дняш­ний день тако­ва, что мало кто может себе поз­во­лить пол­но­цен­ное или даже непол­но­цен­ное поль­зо­ва­тель­ское тести­ро­ва­ние на эта­пе более ран­нем, чем «после запус­ка». Чаще все­го реа­ли­зу­ет­ся сце­на­рий: сде­ла­ем хоть что-нибудь, а даль­ше как пой­дет, спра­вед­ли­во пола­гая, что самый пло­хой сайт луч­ше, чем вооб­ще ника­ко­го.

Одна­ко, про­во­дя в Пен­зе мастер-класс по про­ек­ти­ро­ва­нию сай­тов город­ских про­ек­тов, я пред­ло­жи­ла слу­ша­те­лям неболь­шой экс­пе­ри­мент, с резуль­та­та­ми кото­ро­го пред­ла­гаю вам сей­час озна­ко­мить­ся.

Мы взя­ли 10 реаль­но суще­ству­ю­щих город­ских про­ек­тов, реа­ли­зу­ю­щих­ся в Пен­зе. Эти про­ек­ты долж­ны были быть пред­став­ле­ны поз­же в виде пре­зен­та­ций, поэто­му как экзем­пляр стар­то­вой инфор­ма­ции о них мы взя­ли опи­са­ние каж­до­го из про­грам­мы меро­при­я­тия. Далее мы поста­ви­ли зада­чу най­ти в сети инфор­ма­цию о про­ек­те, с тем что­бы соста­вить «базо­вое пред­став­ле­ние» о нем и направ­ле­нии его рабо­ты.

penza-pr
На фото фраг­мент про­грам­мы хака­то­на В Пен­зе.

Что это такое «базо­вое пред­став­ле­ние» и для чего оно? Очень про­сто, мы поста­ви­ли себя на место поль­зо­ва­те­ля – чело­ве­ка, кото­рый по корот­ко­му опи­са­нию (напри­мер, упо­ми­на­ние про­ек­та в прес­се, раз­го­во­ре или, как в нашем при­ме­ре, в про­грам­ме меро­при­я­тия) хочет полу­чить более подроб­ную инфор­ма­цию и соста­вить мне­ние о том, что это за про­ект (орга­ни­за­ция) и чем он/она зани­ма­ет­ся.

Подроб­ные резуль­та­ты наше­го экс­пе­ри­мен­та пред­став­ле­ны в пре­зен­та­ции ниже, но общий срез ситу­а­ции такой.

1. Если по точ­но­му назва­нию (или тому, что поль­зо­ва­тель счи­та­ет точ­ным назва­ни­ем) на пер­вой (мак­си­мум вто­рой) стра­ни­це поис­ко­вой выда­чи Яндекс или Google мы не видим какой-то реле­вант­ной инфор­ма­ции – ссыл­ки на сайт, про­филь в соц. сетях, ссыл­ки на стра­ни­цу про­ек­та на «мате­рин­ском» сай­те орга­ни­за­ции, ста­тью в Вики­пе­дии и т.п., мож­но с уве­рен­но­стью ска­зать, что толь­ко очень моти­ви­ро­ван­ный поль­зо­ва­тель про­дол­жит даль­ней­ший поиск, обыч­ный же оста­нет­ся с пони­ма­ни­ем, что он ниче­го не нашел и не узнал. У неко­то­рых про­ек­тов (как выяс­ни­лось поз­же) сай­ты или стра­нич­ки были, но оста­ва­лись «неви­ди­мы­ми» для поль­зо­ва­те­ля в такой ситу­а­ции.

2. Если нам уда­ет­ся най­ти толь­ко про­филь орга­ни­за­ции в сети, выяс­ня­ет­ся, что он ведет­ся с целью под­держ­ки ком­му­ни­ка­ции с суще­ству­ю­щим сооб­ще­ством и созда­ет впе­чат­ле­ние част­ной «кух­ни». Это «впе­чат­ле­ние» не слиш­ком дру­же­ствен­но к незна­ком­цам и никак не спо­соб­ству­ет тому, что­бы они вли­ва­лись в сооб­ще­ство. В нашем экс­пе­ри­мен­те этот мотив зву­чал доволь­но отчет­ли­во – по про­фи­лям орга­ни­за­ции в сетях пред­став­ле­ние об их дея­тель­но­сти фор­ми­ро­ва­лось доволь­но смут­ное, и не было ясно, при­гла­ша­ют ли они каким-то обра­зом к уча­стию нович­ков.

3. Если у орга­ни­за­ции есть сайт, то в рас­смат­ри­ва­е­мом нами слу­чае поль­зо­ва­тель попа­да­ет на глав­ную стра­ни­цу сай­та (пере­ход из поис­ка по назва­нию орга­ни­за­ции). Если по ней не уда­ет­ся сори­ен­ти­ро­вать­ся, сле­ду­ю­щей ока­зы­ва­ет­ся стра­ни­ца «о нас»; если уж и она не помо­га­ет, тогда в дело всту­па­ет моти­ва­ция: если она силь­на, поль­зо­ва­тель, ско­рее все­го, про­дол­жит поиск и зна­ком­ство с сай­том, если нет, закро­ет стра­ни­цу и уйдет, так ниче­го и не поняв.

Давайте посмотрим на этот последний случай подробнее.

  • Мы созда­ем сайт в надеж­де рас­ска­зать о себе как мож­но боль­ше­му чис­лу людей, но не можем соста­вить даже «базо­вое» пред­став­ле­ние у поль­зо­ва­те­ля, кото­рый уже на сай­те.
  • Мы состав­ля­ем длин­ные и подроб­ные тек­сты, опи­сы­ва­ю­щие нашу орга­ни­за­цию и наш про­ект, но поль­зо­ва­тель, кото­рый «уже» на сай­те, не может их про­честь и ухо­дит разо­ча­ро­ван­ным, ниче­го не поняв.
  • Мы вкла­ды­ва­ем силы и вре­мя в то, что­бы под­дер­жи­вать сайт, пуб­ли­ко­вать на нем ново­сти и исто­рии, а поль­зо­ва­тель даже не доби­ра­ет­ся до них

Изло­жен­ное выше пред­став­ля­ет собой ком­му­ни­ка­ци­он­ную про­бле­му уни­вер­саль­но­го харак­те­ра. В ходе наше­го мастер-клас­са мы рас­смот­ре­ли один из попу­ляр­ных мето­дов ее реше­ния. Если абстра­ги­ро­вать­ся от слож­ной науч­ной тер­ми­но­ло­гии, его мож­но оха­рак­те­ри­зо­вать так: поставь­те себя на место поль­зо­ва­те­ля.

Это сво­е­го рода роле­вая игра, в кото­рую я все­гда пред­ла­гаю играть нашим заказ­чи­кам и бене­фи­ци­а­рам перед нача­лом про­ек­ти­ро­ва­ния сай­та. Поставь­те себя на место поль­зо­ва­те­ля, вооб­ра­зи­те его себе как мож­но чет­че и поду­май­те, что он ищет, что ему может быть нуж­но.

Что­бы не отхо­дить дале­ко от кон­кре­ти­ки, пред­ла­гаю исполь­зо­вать при­мер из мастер-клас­са: ваш поль­зо­ва­тель – мене­джер гран­то­вой про­грам­мы, кото­рый хочет оце­нить, насколь­ко ваш про­ект под­хо­дит для под­держ­ки. Не слиш­ком боль­шая кате­го­рия поль­зо­ва­те­лей, не так ли? Но сто­ит ли сбра­сы­вать ее со сче­тов? Что при­го­дит­ся мене­дже­ру гран­то­вой про­грам­мы – помо­жет и всем дру­гим жела­ю­щим вам помочь при­нять поло­жи­тель­ное реше­ние. Или не поло­жи­тель­ное – зави­сит от вас.

Напишем сценарий, что нужно такому человеку.

  1. Быст­ро уло­вить суть про­ек­та, что­бы клас­си­фи­ци­ро­вать по фор­маль­ным кри­те­ри­ям про­грам­мы под­держ­ки. В нашем слу­чае мы бра­ли как при­мер про­ект город­ской тема­ти­ки в горо­де N.
  2. Выяс­нить кри­ти­че­ские для «мис­сии поль­зо­ва­те­ля» пара­мет­ры про­ек­та:
    • как дав­но суще­ству­ет – надеж­ный ли?
    • каков теку­щий ста­тус – живой ли?
    • каков эффект и мас­штаб рабо­ты про­ек­та?
    • како­го рода под­держ­ка нуж­на про­ек­ту?
    • кто уже под­дер­жи­ва­ет про­ект?
    • кто орга­ни­за­тор про­ек­та?
    • с кем я могу свя­зать­ся для уточ­не­ния дета­лей?
  3. Соста­вить крат­кое резю­ме для началь­ства (в иде­а­ле посред­ством копи­ро­ва­ния фраг­мен­тов тек­ста с сай­та).
  4. Бонус: полу­чить лич­ное эмо­ци­о­наль­ное впе­чат­ле­ние от про­ек­та.

Наи­бо­лее веро­ят­ный сце­на­рий пере­ме­ще­ния тако­го поль­зо­ва­те­ля был уже опи­сан ранее – глав­ная стра­ни­ца, стра­ни­ца «о нас». Вре­мя пере­ме­ще­ния состав­ля­ет от несколь­ких секунд до 1 мину­ты.

Теперь же, доро­гой чита­тель, я пред­ла­гаю про­де­лать этот экс­пе­ри­мент c вашим соб­ствен­ным сай­том. Воору­жи­тесь секун­до­ме­ром, набе­ри­те в Google назва­ние ваше­го сай­та и про­верь­те: суме­е­те ли вы за 1 мину­ту най­ти отве­ты на обо­зна­чен­ные вопро­сы. Не про­сто най­ти, но и «ухва­тить», и «зафик­си­ро­вать» таким обра­зом, что­бы рас­ска­зать о них кому-то дру­го­му (началь­ни­ку?).

Если у вас полу­чи­лось, поздрав­ляю, как мини­мум вы непло­хо зна­е­те свой сайт, как мак­си­мум – на нем дей­стви­тель­но хоро­шо изло­же­на вся необ­хо­ди­мая инфор­ма­ция, что суще­ствен­но облег­ча­ет жизнь любо­му, кто при­ни­ма­ет реше­ние о под­держ­ке ваше­го про­ек­та (сколь­ко бы велик или мал мас­штаб это­го реше­ния ни был).

doc-screen15-18-25

Одна­ко в реаль­но­сти в боль­шин­стве слу­ча­ев ответ на эти вопро­сы на осно­ва­нии одно­го толь­ко сай­та полу­чить нель­зя. Напри­мер, на сай­те орга­ни­за­ция рас­ска­зы­ва­ет о себе бук­валь­но сле­ду­ю­щее:

Учре­ди­те­ля­ми и участ­ни­ка­ми фон­да явля­ют­ся люди, кото­рые по роду сво­ей дея­тель­но­сти зани­ма­ют­ся соци­аль­ной рабо­той, содей­стви­ем в таких важ­ных сфе­рах, как укреп­ле­ние пре­сти­жа и роли семьи в обще­стве; защи­та мате­рин­ства, дет­ства и отцов­ства; дея­тель­ность в сфе­ре обра­зо­ва­ния, нау­ки, куль­ту­ры, искус­ства, про­све­ще­ния, духов­ное раз­ви­тие лич­но­сти; в сфе­ре про­фи­лак­ти­ки и охра­ны тру­да и здо­ро­вья граж­дан, а так­же про­па­ган­ды здо­ро­во­го обра­за жиз­ни.

Мож­но по тако­му опи­са­нию понять хоть что-нибудь? Отве­тить хотя бы на один КОНКРЕТНЫЙ вопрос? Нет, а меж­ду тем на чте­ние этой кон­струк­ции ухо­дят дра­го­цен­ные секун­ды, по завер­ше­нии кото­рых наш поль­зо­ва­тель (ну, тот самый мене­джер гран­то­вой заяв­ки, в чьих тапоч­ках мы сей­час сто­им), тяже­ло взды­хая, нажи­ма­ет кре­стик «закрыть» на вклад­ке бра­у­зе­ра.

Конец истории.

Пост­скрип­тум. О прак­ти­че­ских шагах пре­одо­ле­ния опи­сан­ных выше про­блем и слож­но­стей шла речь на нашем семи­на­ре в Пен­зе. Если у вас есть инте­рес к этой теме, пиши­те нам ком­мен­та­рии здесь на сай­те или в сети Фейс­бук, мы будем про­дол­жать ее в после­ду­ю­щих пуб­ли­ка­ци­ях.

Сей­час же я пред­ла­гаю сде­лать пер­вый шаг к улуч­ше­ни­ям. В пол­ном соот­вет­ствии с лейт­мо­ти­вом всей нашей ста­тьи «пред­ставь­те себе», что посе­ти­тель сай­та будет рас­ска­зы­вать о вашей орга­ни­за­ции сво­е­му дру­гу. Пред­ставь­те, как он ска­жет: «Зна­ешь, я нашел тут одну орга­ни­за­цию, они…».

Тут вы долж­ны воору­жить ваше­го доб­ро­воль­но­го помощ­ни­ка, что­бы он мог сло­ва­ми с ваше­го сай­та объ­яс­нить, кто вы, что дела­е­те и поче­му это важ­но. Попро­буй­те напи­сать такой тест, два пред­ло­же­ния, не боль­ше. Пере­пи­сы­вай­те его сно­ва, попро­буй­те на сво­их дру­зьях. До тех пор, пока не полу­чи­те удо­вле­тво­ри­тель­ный вари­ант, затем раз­ме­сти­те его на сай­те. Мы будем рады узнать, какие изме­не­ния про­изо­шли в вашей жиз­ни после реа­ли­за­ции это­го малень­ко­го пла­на. До встре­чи в сети.