Гуманитарная помощь в эпоху кибервойн: безопасное использование информации в чрезвычайных ситуациях

Снимок экрана 2014-12-03 в 6.54.24

Кон­фи­ден­ци­аль­ность лич­ной инфор­ма­ции – одна из глав­ных про­блем раз­ви­тия тех­но­ло­гий и воз­мож­но­стей соби­рать дан­ные. Управ­ле­ние ООН по коор­ди­на­ции гума­ни­тар­ных вопро­сов опуб­ли­ко­ва­ло реко­мен­да­ции, кото­рые помо­гут гума­ни­тар­ным орга­ни­за­ци­ям защи­тить лич­ные дан­ные людей, попав­ших в чрез­вы­чай­ные ситу­а­ции.

Гума­ни­тар­ная помощь невоз­мож­на без инфор­ма­ции. С момен­та воз­ник­но­ве­ния чрез­вы­чай­ной ситу­а­ции до оцен­ки нане­сен­но­го ущер­ба имен­но бла­го­да­ря име­ю­щей­ся инфор­ма­ции воз­мож­но пра­виль­ное рас­пре­де­ле­ние ресур­сов и при­о­ри­те­тов в ока­за­нии помо­щи.

При этом чрез­вы­чай­ные ситу­а­ции вынуж­да­ют людей делить­ся той инфор­ма­ци­ей, кото­рой они не ста­ли бы делить­ся в дру­гой ситу­а­ции, – име­на про­пав­ших без вести род­ствен­ни­ков, меди­цин­ская инфор­ма­ция или то, где они сей­час нахо­дят­ся. Эта инфор­ма­ция необ­хо­ди­ма для того, что­бы им помог­ли.

Но эпо­ха новых тех­но­ло­гий не толь­ко дает новые воз­мож­но­сти для ком­му­ни­ка­ции, сбо­ра инфор­ма­ции и ее ана­ли­за, но и при­но­сит новые рис­ки и про­бле­мы, глав­ны­ми из кото­рых явля­ют­ся кон­фи­ден­ци­аль­ность инфор­ма­ции и без­опас­ность.

Все это послу­жи­ло при­чи­ной того, что Управ­ле­ни­ем ООН по коор­ди­на­ции гума­ни­тар­ных вопро­сов были созда­ны эти­че­ские реко­мен­да­ции по исполь­зо­ва­нию новых тех­но­ло­гий и инфор­ма­ции для гума­ни­тар­но­го сек­то­ра – «Humanitarianism in the Age of Cyber-warfare: Towards the Principled and Secure Use of Information in Humanitarian Emergencies».

«Никто не может под­вер­гать­ся про­из­воль­но­му вме­ша­тель­ству в его лич­ную и семей­ную жизнь, про­из­воль­ным пося­га­тель­ствам на непри­кос­но­вен­ность его жили­ща, тай­ну его кор­ре­спон­ден­ции или на его честь и репу­та­цию. Каж­дый чело­век име­ет пра­во на защи­ту зако­на от тако­го вме­ша­тель­ства или таких пося­га­тельств». Все­об­щая декла­ра­ция прав чело­ве­ка, ста­тья 12.

Основные положения документа

Новые инфор­ма­ци­он­ные и ком­му­ни­ка­ци­он­ные тех­но­ло­гии как созда­ют воз­мож­но­сти для более эффек­тив­ной гума­ни­тар­ной помо­щи, так и несут угро­зы для кон­фи­ден­ци­аль­но­сти инфор­ма­ции и без­опас­но­сти сооб­ществ и отдель­ных инди­ви­дов. Новые тех­но­ло­гии ста­ли неотъ­ем­ле­мым инстру­мен­том для дея­тель­но­сти гума­ни­тар­ных орга­ни­за­ций – мобиль­ные устрой­ства поз­во­ля­ют быст­ро соби­рать и полу­чать доступ к дан­ным само­го раз­но­го типа. При этом стрем­ле­ние к откры­то­сти при­во­дит к тому, что инфор­ма­ция, к кото­рой ранее доступ был толь­ко у орга­ни­за­ции, ста­но­вит­ся доступ­на всем, в том чис­ле и груп­пам, име­ю­щим кри­ми­наль­ные или поли­ти­че­ские моти­ва­ции. Суще­ству­ю­щая систе­ма, как пра­ви­ло, огра­ни­чи­ва­ет обмен отно­си­тель­но без­опас­ных дан­ных, но при этом не защи­ща­ет в доста­точ­ной сте­пе­ни инфор­ма­цию, кото­рая может быть исполь­зо­ва­на для иден­ти­фи­ка­ции сооб­ществ и инди­ви­дов. Посколь­ку основ­ная цен­ность дан­ных в чрез­вы­чай­ных ситу­а­ци­ях заклю­ча­ет­ся в том, что ими мож­но обме­ни­вать­ся и объ­еди­нять их, необ­хо­ди­мо най­ти пра­виль­ный баланс меж­ду тем, какие дан­ные долж­ны быть защи­ще­ны и какие откры­ты. Инфор­ма­ция, кото­рую могут соби­рать гума­ни­тар­ные орга­ни­за­ции, будет опре­де­лять­ся фак­то­ра­ми, вклю­ча­ю­щи­ми в себя:
  • зако­ны о кон­фи­ден­ци­аль­но­сти инфор­ма­ции и соот­вет­ству­ю­щие исклю­че­ния для чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций;
  • эти­че­ские нор­мы и сте­пень госу­дар­ствен­но­го регу­ли­ро­ва­ния.

Рекомендации для гуманитарных организаций

  • Для реше­ния суще­ству­ю­щих про­блем гума­ни­тар­ным орга­ни­за­ци­ям сле­ду­ет:
  • сде­лать про­зрач­ность дея­тель­но­сти сво­им при­о­ри­те­том и убе­дить­ся, что огра­ни­чен­ные ресур­сы для обес­пе­че­ния без­опас­но­сти дан­ных сосре­до­то­че­ны на дей­стви­тель­но кон­фи­ден­ци­аль­ной инфор­ма­ции;
  • под­дер­жи­вать инно­ва­ции и тща­тель­но кон­тро­ли­ро­вать новые и непро­ве­рен­ные систе­мы и спо­со­бы рабо­ты;
  • при­нять кодекс пове­де­ния, гаран­ти­ру­ю­щий эти­че­ское исполь­зо­ва­ние инфор­ма­ции, осо­бен­но лич­ных дан­ных, а так­же рас­смот­реть вопрос о при­ня­тии уни­вер­саль­ных прин­ци­пов исполь­зо­ва­ния инфор­ма­ции в чрез­вы­чай­ных ситу­а­ци­ях;
  • инве­сти­ро­вать в инфор­ма­ци­он­ную без­опас­ность, вклю­чая под­го­тов­ку сотруд­ни­ков орга­ни­за­ции, рабо­ту с сооб­ще­ства­ми там, где она необ­хо­ди­ма, и сов­мест­ную рабо­ту с экс­пер­та­ми;
  • про­дви­гать идею «гума­ни­тар­но­го кибер­про­стран­ства», кибе­р­ата­ки на кото­рое сле­ду­ет счи­тать нару­ше­ни­ем меж­ду­на­род­но­го гума­ни­тар­но­го пра­ва;
  • про­дви­гать идею сов­мест­но­го с постра­дав­ши­ми сооб­ще­ства­ми созда­ния нор­ма­тив­но-пра­во­вой базы для защи­ты их дан­ных в чрез­вы­чай­ных ситу­а­ци­ях.

Ска­чать и про­чи­тать пол­ный текст доку­мен­та вы може­те здесь.