Гуманитарная помощь в эпоху кибервойн: безопасное использование информации в чрезвычайных ситуациях

Конфиденциальность личной информации – одна из главных проблем развития технологий и возможностей собирать данные. Управление ООН по координации гуманитарных вопросов опубликовало рекомендации, которые помогут гуманитарным организациям защитить личные данные людей, попавших в чрезвычайные ситуации.
Эта информация пылится в архиве — вдруг устарела.

Конфиденциальность личной информации – одна из главных проблем развития технологий и возможностей собирать данные. Управление ООН по координации гуманитарных вопросов опубликовало рекомендации, которые помогут гуманитарным организациям защитить личные данные людей, попавших в чрезвычайные ситуации.

Гуманитарная помощь невозможна без информации. С момента возникновения чрезвычайной ситуации до оценки нанесенного ущерба именно благодаря имеющейся информации возможно правильное распределение ресурсов и приоритетов в оказании помощи.

При этом чрезвычайные ситуации вынуждают людей делиться той информацией, которой они не стали бы делиться в другой ситуации, – имена пропавших без вести родственников, медицинская информация или то, где они сейчас находятся. Эта информация необходима для того, чтобы им помогли.

Но эпоха новых технологий не только дает новые возможности для коммуникации, сбора информации и ее анализа, но и приносит новые риски и проблемы, главными из которых являются конфиденциальность информации и безопасность.

Все это послужило причиной того, что Управлением ООН по координации гуманитарных вопросов были созданы  этические рекомендации по использованию новых технологий и информации для гуманитарного сектора – «Humanitarianism in the Age of Cyber-warfare: Towards the Principled and Secure Use of Information in Humanitarian Emergencies».

«Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств».
Всеобщая декларация прав человека, статья 12.

Основные положения документа

Новые информационные и коммуникационные технологии как создают возможности для более эффективной гуманитарной помощи, так и несут угрозы для конфиденциальности информации и безопасности сообществ и отдельных индивидов.

Новые технологии стали неотъемлемым инструментом для деятельности гуманитарных организаций – мобильные устройства позволяют быстро собирать и получать доступ к данным самого разного типа. При этом стремление к открытости приводит к тому, что информация, к которой ранее доступ был только у организации, становится доступна всем, в том числе и группам, имеющим криминальные или политические мотивации.

Существующая система, как правило, ограничивает обмен относительно безопасных данных, но при этом не защищает в достаточной степени информацию, которая может быть использована для идентификации сообществ и индивидов.

Поскольку основная ценность данных в чрезвычайных ситуациях заключается в том, что ими можно обмениваться и объединять их, необходимо найти правильный баланс между тем, какие данные должны быть защищены и какие открыты.

Информация, которую могут собирать гуманитарные организации, будет определяться факторами, включающими в себя:

  • законы о конфиденциальности информации и соответствующие исключения для чрезвычайных ситуаций;
  • этические нормы и степень государственного регулирования.

Рекомендации для гуманитарных организаций

  • Для решения существующих проблем гуманитарным организациям следует:
  • сделать прозрачность деятельности своим приоритетом и убедиться, что ограниченные ресурсы для обеспечения безопасности данных сосредоточены на действительно конфиденциальной информации;
  • поддерживать инновации и тщательно контролировать новые и непроверенные системы и способы работы;
  • принять кодекс поведения, гарантирующий этическое использование информации, особенно личных данных, а также рассмотреть вопрос о принятии универсальных принципов использования информации в чрезвычайных ситуациях;
  • инвестировать в информационную безопасность, включая подготовку сотрудников организации, работу с сообществами там, где она необходима, и совместную работу с экспертами;
  • продвигать идею «гуманитарного киберпространства», кибератаки на которое следует считать нарушением международного гуманитарного права;
  • продвигать идею совместного с пострадавшими сообществами создания нормативно-правовой базы для защиты их данных в чрезвычайных ситуациях.

Скачать и прочитать полный текст документа вы можете здесь.