Волонтерский туризм: как новый тренд приносит больше вреда, чем пользы

Волонтерский туризм – одна из самых быстро развивающихся областей в индустрии туризма. Но действительно ли такое волонтерство приносит пользу или только вредит развивающимся странам?
Эта информация пылится в архиве — вдруг устарела.

Волонтерский туризм – одна из самых быстро развивающихся областей в индустрии туризма. Но действительно ли такое волонтерство приносит пользу или только вредит развивающимся странам?

Voluntourism (volunteer + tourism) – недавно появившийся в английском языке термин, которым называется волонтерский туризм, ставший за последний год популярным трендом.

Как следует из названия, волонтерский туризм – это такой туризм, при котором люди платят деньги, чтобы отправиться в развивающиеся страны и помогать строить там школы, учить детей-сирот английскому языку или делать еще что-нибудь полезное. В настоящий момент волонтерский туризм представляет собой быстро развивающуюся индустрию, в которой задействованы более 1,6 миллиона волонтеров  и примерно $2 миллиарда в год.

Все больше людей стали предпочитать такой вид отдыха отпуску на пляже и, казалось бы, это хороший тренд, но одна за другой в таких изданиях, как The Guardian, The New York Times, CNN, The Huffington Post, The Independent и Telegraph, стали появляться статьи, критикующие волонтерский туризм, а некоторые и вовсе высказали предположение, что волонтерский туризм – это новый колониализм.

Мы попробовали разобраться, в чем же проблемы волонтерского туризма, действительно ли он помогает или приносит местным сообществам только вред.

Нарциссизм волонтеров

Одна из главных проблем, которая беспокоит критиков волонтерского туризма, – это то, что вся история на самом деле не про помощь другим, это история про самих волонтеров.

Люди едут не помогать, они едут за опытом, который их изменит, за поиском смысла своей жизни, и развивающиеся страны здесь становятся лишь объектом для того, чтобы волонтеры смогли почувствовать собственную значимость. При этом, как правило, такие волонтеры не знают ничего о культуре и языке той страны, куда едут, не знают ее истории и того, что было сделано до них.

Зато после такого путешествия у них останутся истории, которые можно рассказывать друзьям, и фотографии, которые будут получать много лайков на Facebook. В Onion даже вышла пародийная статья на эту тему – как 6-дневный визит в африканскую деревню полностью изменил фотографию профиля волонтера на Facebook.

Героиня статьи, вымышленная Анджела Фишер, пишет: «Я не думаю, что мое фото профиля кого-нибудь будет прежним. Этого просто не может быть после того опыта, который я пережила, фотографируясь с маленькими африканскими детьми».

Эта пародийная статья недалека от истины – социальные медиа вызывают в нас потребность рассказать всем, как хорошо и интересно мы проводим время. Отсюда и все фотографии волонтеров, которые приехали помогать, но вместо этого делают сэлфи и постят их с хэштегом #instagrammingafrica.

Хороших намерений недостаточно

Другая проблема с волонтерским туризмом заключается в том, что одних только хороших намерений не достаточно для того, чтобы помочь. Многие волонтеры приезжают без какой-либо конкретной цели и подготовки, с одним лишь желанием спасти мир.

Но если вы не врач, который может работать в имеющихся условиях, не учитель, который может разговаривать с учениками на их языке, и не человек с навыками, которые действительно могут пригодиться в местном сообществе, вы просто неквалифицированная рабочая сила, которой и так хватает в развивающихся странах.

Более того, подобное волонтерство отнимает работу у тех, кому она действительно нужна. Вместо того, чтобы посодействовать привлечению к работе местных жителей и помочь в создании для них оплачиваемых рабочих мест, волонтеры сами пытаются строить здания, прокладывать трубы или делать другую работу, для выполнения которой у них нет соответствующих навыков и с которой они не справляются достаточно хорошо.

Проблема короткого пребывания

Волонтерский туризм обычно длится от недели до нескольких месяцев. Этот относительно недолгий срок становится проблемой, когда волонтеры помогают детям в детских домах. Дети, лишенные родителей, очень быстро привязываются к волонтерам в поисках близости и защиты.

Но поскольку волонтеры постоянно сменяют друг друга, это приводит к непрерывной цепочке разочарований у детей и возникновению у них проблем с построением взаимоотношений с людьми. В целом такая помощь в долгосрочной перспективе оказывается скорее вредной для психического здоровья детей.

Проблема короткого пребывания затрагивает и образовательную систему. Новые волонтеры регулярно сменяют уехавших, но связь между ними, как правило, не налажена, и у приехавших волонтеров нет возможности узнать, что ученики проходили до них и у кого из учеников с какими темами есть сложности. Рассказы волонтеров-учителей часто сводятся к тому, что они довольно быстро бросали попытки научить детей чему-либо.

Волонтеры создают спрос на детей-сирот

В некоторых случаях волонтерство вместо помощи приносит вред и создает ситуацию еще более худшую, чем она была до прихода волонтеров. Так, волонтерство в детские дома в городе Сиемреап в Камбодже привело к возникновению подобной ситуации – присутствие богатых иностранцев, которые хотят проводить время с детьми-сиротами, создало «рынок сирот» в городе.

Родители стали сдавать своих детей в «аренду» в поддельные детские дома. Сиемреап, население которого составляет 100 тысяч человек, в настоящий момент насчитывает примерно 35 детских домов, а согласно активистам группы Orphanages No 75% детей, живущих в этих детских домах, не являются сиротами.

При всех существующих проблемах волонтерского туризма его трудно назвать однозначным благом. Безусловно, есть и хорошие примеры такого туризма. Люди, обладающие соответствующими навыками и стремлением помочь, действительно могут оказаться полезными.

Но для большинства хорошим советом, пожалуй, может быть совет попробовать быть волонтером и помогать у себя дома – во всех странах есть свои проблемы, свои детские дома и не построенные школы. А путешествовать можно и просто так.