Цифровые платежи могут быть эффективным инструментом в борьбе с бедностью

Цифровые платежи могут быть эффективным инструментом в борьбе с бедностью
Цифровые платежи могут быть эффективным инструментом в борьбе с бедностью
Иссле­до­ва­ние фон­да Бил­ла и Мелин­ды Гейтс рас­кры­ва­ет потен­ци­ал циф­ро­вых денег как инстру­мен­та в борь­бе с бед­но­стью.

Циф­ро­вые пла­те­жи могут сокра­тить опе­ра­ци­он­ные рас­хо­ды до 90% и нынеш­няя систе­ма может быть более эффек­тив­ной, устой­чи­вой и доступ­ной для мало­иму­ще­го насе­ле­ния, а так­же может сни­зить затра­ты на финан­со­вые услу­ги.

Толь­ко 16% людей, кото­рые живут менее чем на $2 в день, име­ют доступ к обыч­ным бан­ков­ским сче­там, а доступ для жен­щин и живу­щих в сель­ской мест­но­сти еще ниже. Без досту­па к финан­со­вым услу­гам бед­ные домо­хо­зяй­ства рабо­та­ют почти пол­но­стью в нефор­маль­ной эко­но­ми­ке, налич­ны­ми или с помо­щью физи­че­ских акти­вов, таких как юве­лир­ные изде­лия и скот. По сути, они вынуж­де­ны дер­жать день­ги под сво­им мат­ра­сом.

Иссле­до­ва­ние пока­зы­ва­ет, как в насто­я­щее вре­мя сти­мул для про­вай­де­ров финан­со­вых услуг уве­ли­чи­вать обслу­жи­ва­ние бед­ных людей мини­ма­лен. Напри­мер, затра­ты на одну тран­зак­цию кре­дит­ной кар­ты в Ниге­рии может сто­ить свы­ше $4.50. Когда обо­ро­ты по сче­там малы, это не явля­ет­ся при­вле­ка­тель­ным для бан­ков. Одна­ко уро­ки, извле­чен­ные из раз­ви­тых стран, пока­зы­ва­ют, как циф­ро­вые пла­те­жи могут быть дешев­ле, эффек­тив­нее и в конеч­ном сче­те более устой­чи­вым.

Если бы мы долж­ны были постро­ить иде­аль­ную пла­теж­ную систе­му с нуля сего­дня, она выгля­де­ла бы совсем ина­че. Новые моде­ли дают воз­мож­ность судить о том, как изме­нить теку­щую дина­ми­ку инфра­струк­ту­ры пла­те­жей. Один из спо­со­бов улуч­ше­ния циф­ро­вых моде­лей тран­зак­ций – это пря­мые депо­зи­ты и пере­вод денег с помо­щью мобиль­ных теле­фо­нов.

Хоро­шая новость в том, что на суще­ству­ю­щую инфра­струк­ту­ру мож­но поло­жить­ся. Все­мир­ный банк гово­рит, что 90% мира покры­ва­ет­ся сиг­на­лом мобиль­ной свя­зи. Созда­ние финан­со­вых услуг, пред­ла­га­е­мых через мобиль­ный теле­фон, смо­жет рас­ши­рить доступ боль­ше­му коли­че­ству людей, даже в отда­лен­ных рай­о­нах, где жите­ли не име­ют доступ к бан­ку.

Для того что­бы сде­лать это, необ­хо­ди­мо акти­ви­зи­ро­вать и изме­нить спо­соб веде­ния биз­не­са. Потен­ци­аль­ный рынок охва­ты­ва­ет более чем 2,5 мил­ли­ар­да чело­век. До сих пор мно­гие бан­ки не обра­ща­ли вни­ма­ния на этот рынок, так как это может потре­бо­вать слиш­ком мно­го инве­сти­ций в инфра­струк­ту­ру. Тем не менее, если при­ни­ма­ют­ся меры по повы­ше­нию эффек­тив­но­сти мето­дов опла­ты и сокра­ще­нию рас­хо­дов в нынеш­ней систе­ме, даже самые бед­ные рын­ки смо­гут быть сто­я­щи­ми для инве­сти­ций.

Отчет срав­ни­ва­ет пла­теж­ные систе­мы в более чем 30 стра­нах, в том чис­ле бан­ков и теле­ком­му­ни­ка­ци­он­ных ком­па­ний. Осо­бое вни­ма­ние уде­ля­ет­ся шести стра­нам – Китаю, Индии, Кении, Ниге­рии, Нидер­лан­дам и США.

Ска­чать пол­ный отчет о Financial Services for the Poor на англий­ском язы­ке в фор­ма­те PDF.