Технологии анализа эффективности НКО. Как измерить социально-экономическую эффективность инвестиций

SROI: почему так важна экономическая эффективность социальных инвестиций
SROI: почему так важна экономическая эффективность социальных инвестиций

Мы мно­го писа­ли о соци­аль­ных про­ек­тах, а так­же про­ве­ли хака­то­ны по соци­аль­но­му пред­при­ни­ма­тель­ству и борь­бе с бед­но­стью. Сего­дня мы хотим рас­ска­зать о важ­ных пока­за­те­лях, кото­рые гово­рят об эффек­тив­но­сти инве­сти­ций. Что такое ROI и SROI – читай­те в нашем мате­ри­а­ле.

Поделитесь этим материалом с друзьями и знакомыми!

Показатель ROI

Мы часто встре­ча­ем аббре­ви­а­ту­ру ROI на стра­ни­цах в Интер­не­те и в соци­аль­ных сетях. Но что это такое?

ROI (от англ. return on investment) – это финан­со­вый пока­за­тель, кото­рый явля­ет­ся отно­ше­ни­ем сум­мы при­бы­ли или убыт­ков к сум­ме инве­сти­ций. ROI пока­зы­ва­ет уро­вень при­быль­но­сти или убы­точ­но­сти биз­не­са. Обыч­но этот коэф­фи­ци­ент выра­жа­ет­ся в про­цен­тах.

В рус­ском язы­ке часто мож­но встре­тить такие опре­де­ле­ния это­го пока­за­те­ля: при­быль на инве­сти­ро­ван­ный капи­тал, при­быль на инве­сти­ции, оку­па­е­мость на инве­сти­ции, доход­ность инве­сти­ро­ван­но­го капи­та­ла, нор­ма доход­но­сти, воз­врат на инве­сти­ции и эффек­тив­ность инве­сти­ций. Что­бы не было пута­ни­цы, далее мы будем назы­вать ROI эффек­тив­ность инве­сти­ций.

В соци­аль­ном пред­при­ни­ма­тель­стве так­же есть свой пока­за­тель, кото­рый назы­ва­ет­ся SROI.

Социальное предпринимательство

Суще­ству­ет мно­же­ство моде­лей, кото­рые харак­тер­ны для соци­аль­но­го биз­не­са, поэто­му еди­но­го опре­де­ле­ния нет. Есть кри­те­рии, по кото­рым биз­нес мож­но назвать соци­аль­ным.

Так, одно из опре­де­ле­ний гово­рит, что соци­аль­ное пред­при­ни­ма­тель­ство – это пред­при­ни­ма­тель­ская дея­тель­ность, наце­лен­ная на реше­ние соци­аль­ных и обще­ствен­но-важ­ных про­блем. Такая дея­тель­ность харак­те­ри­зу­ет­ся сле­ду­ю­щи­ми основ­ны­ми при­зна­ка­ми:

  • соци­аль­ное воз­дей­ствие (англ. social impact) – целе­вая направ­лен­ность на решение/смягчение суще­ству­ю­щих соци­аль­ных про­блем, устой­чи­вые пози­тив­ные изме­ри­мые соци­аль­ные резуль­та­ты;
  • инно­ва­ци­он­ность – при­ме­не­ние новых, уни­каль­ных под­хо­дов, поз­во­ля­ю­щих уве­ли­чить соци­аль­ное воз­дей­ствие;
  • само­оку­па­е­мость и финан­со­вая устой­чи­вость – спо­соб­ность соци­аль­но­го пред­при­я­тия решать соци­аль­ные про­бле­мы до тех пор, пока это необ­хо­ди­мо, и за счет дохо­дов, полу­ча­е­мых от соб­ствен­ной дея­тель­но­сти;
  • мас­шта­би­ру­е­мость – уве­ли­че­ние мас­шта­ба дея­тель­но­сти соци­аль­но­го пред­при­я­тия (на наци­о­наль­ном и меж­ду­на­род­ном уровне) и рас­про­стра­не­ние опы­та (моде­ли) с целью уве­ли­че­ния соци­аль­но­го воз­дей­ствия;
  • пред­при­ни­ма­тель­ский под­ход – спо­соб­ность соци­аль­но­го пред­при­ни­ма­те­ля видеть про­ва­лы рын­ка, нахо­дить воз­мож­но­сти, акку­му­ли­ро­вать ресур­сы, раз­ра­ба­ты­вать новые реше­ния, ока­зы­ва­ю­щие дол­го­сроч­ное пози­тив­ное вли­я­ние на обще­ство в целом.

Более подроб­но о моде­лях соци­аль­но­го пред­при­ни­ма­тель­ства мож­но узнать в нашем пере­во­де ста­тьи Кри­са Уор­ма­на.

Показатель SROI

В соци­аль­ном пред­при­ни­ма­тель­стве есть пока­за­тель SROI (англ. Social Return on Investment) – соци­аль­но-эко­но­ми­че­ская эффек­тив­ность инве­сти­ций.

SROI это кон­цеп­ция опре­де­ле­ния и уче­та цен­но­сти, кото­рая созда­ет­ся или уни­что­жа­ет­ся в резуль­та­те дея­тель­но­сти. При этом поня­тие цен­но­сти гораз­до шире той вели­чи­ны, кото­рая уста­нав­ли­ва­ет­ся с помо­щью рыноч­ных цен. Цели ана­ли­за SROI – сни­зить сте­пень нера­вен­ства и эко­ло­ги­че­ской дегра­да­ции и повы­сить уро­вень бла­го­со­сто­я­ния людей посред­ством уче­та цен­но­сти в ее широ­ком смыс­ле.

Ана­лиз соци­аль­но-эко­но­ми­че­ской эффек­тив­но­сти инве­сти­ций – это исто­рия пре­об­ра­зо­ва­ний, вклю­ча­ю­щая резуль­та­ты изу­че­ния прак­ти­ки, а так­же каче­ствен­ную, коли­че­ствен­ную и финан­со­вую инфор­ма­цию. Опре­де­ляя соци­аль­ные, эко­ло­ги­че­ские и эко­но­ми­че­ские резуль­та­ты, SROI пока­зы­ва­ет, как про­ис­хо­дят изме­не­ния, отоб­ра­жая их в денеж­ном выра­же­нии.

Поэто­му так важ­но оце­ни­вать эффек­тив­ность инве­сти­ций – ведь одним из при­зна­ков соци­аль­но­го пред­при­ни­ма­тель­ства явля­ет­ся само­оку­па­е­мость и финан­со­вая устой­чи­вость, а имен­но, реин­ве­сти­ро­ва­ние при­бы­ли.

SROI для организаций с социальной направленностью

Орга­ни­за­ци­ям, кото­рые име­ют соци­аль­ную направ­лен­ность сво­ей дея­тель­но­сти, важ­но пони­мать, дости­га­ют ли они сво­их целей. Ана­лиз SROI явля­ет­ся мето­дом, кото­рый смо­жет помочь таким орга­ни­за­ци­ям в раз­ра­бот­ке стра­те­гий уве­ли­че­ния соци­аль­ной и эко­ло­ги­че­ской цен­но­сти, а так­же в обще­нии со спон­со­ра­ми и бене­фи­ци­а­ра­ми.

Семь принципов определения SROI

Кон­цеп­ция опре­де­ле­ния соци­аль­но-эко­но­ми­че­ской эффек­тив­но­сти бази­ру­ет­ся на семи прин­ци­пах, о кото­рых мож­но узнать более подроб­но в руко­вод­стве A Guide to Social Return on Investment (на англий­ском язы­ке).

1. При­вле­че­ние стейк­хол­де­ров 

Для опре­де­ле­ния цен­но­сти резуль­та­тов необ­хо­ди­мо пояс­нить, что имен­но было изменено и как. Стейк­хол­де­ры – это те люди или орга­ни­за­ции, с кото­ры­ми бла­го­да­ря дея­тель­но­сти про­ис­хо­дят изме­не­ния. Соот­вет­ствен­но, они спо­соб­ны опи­сать харак­тер изме­не­ний луч­ше все­го.

Этот прин­цип озна­ча­ет, что орга­ни­за­ция долж­на опре­де­лить круг стейк­хол­де­ров и сове­щать­ся с ними в про­цес­се про­ве­де­ния ана­ли­за SROI. Тогда цен­ность и спо­со­бы ее опре­де­ле­ния будут учи­ты­вать мне­ния тех, на кого повли­я­ла дея­тель­ность.

2. Выяс­нить, что изме­ни­лось

Опи­ра­ясь на собран­ные дока­за­тель­ства, необ­хо­ди­мо пока­зать, каким обра­зом про­ис­хо­ди­ли изме­не­ния, оце­нить их, раз­де­ляя на поло­жи­тель­ные и отри­ца­тель­ные, а так­же на запла­ни­ро­ван­ные и непред­ви­ден­ные.

Цен­ность созда­ет­ся для раз­ных стейк­хол­де­ров (или раз­ны­ми при­част­ны­ми сто­ро­на­ми) в резуль­та­те выпол­не­ния раз­лич­ных видов дея­тель­но­сти. Изме­не­ния могут ока­зать­ся для стейк­хол­де­ров пред­по­ла­га­е­мы­ми или неожи­дан­ны­ми, поло­жи­тель­ны­ми или отри­ца­тель­ны­ми.

3. Оце­нить имен­но то, что име­ет зна­че­ние

Что­бы уста­но­вить цен­ность резуль­та­тов, нуж­но вос­поль­зо­вать­ся близ­ки­ми по зна­че­нию финан­со­вы­ми экви­ва­лен­та­ми. Мно­гие резуль­та­ты не участ­ву­ют в рыноч­ном обо­ро­те и, соот­вет­ствен­но, их цен­ность неиз­вест­на.

4. При­нять в рас­чет толь­ко то, что име­ет суще­ствен­ное зна­че­ние

Необ­хо­ди­мо опре­де­лить, какая инфор­ма­ция и какие виды дея­тель­но­сти гово­рят об эффек­тах дол­го­сроч­но­го харак­те­ра (impact).

5. Не пре­уве­ли­чи­вать соб­ствен­ных заслуг

Нуж­но ана­ли­зи­ро­вать толь­ко те цен­но­сти, кото­рые созда­ны в резуль­та­те ответ­ствен­ных дей­ствий орга­ни­за­ции. Для соблю­де­ния дан­но­го прин­ци­па потре­бу­ют­ся ссыл­ки на опи­са­ние тен­ден­ций и срав­ни­тель­ные пока­за­те­ли, кото­рые поз­во­лят оце­нить изменения/последствия дея­тель­но­сти с уче­том суще­ствен­ных фак­то­ров.

Поми­мо это­го, сле­ду­ет при­ни­мать в рас­чет тот вклад, кото­рый внес­ли в созда­ние упо­мя­ну­тых резуль­та­тов дру­гие люди или орга­ни­за­ции. Дан­ная инфор­ма­ция пока­зы­ва­ет свя­зи меж­ду вкла­да­ми и резуль­та­та­ми.

6. Дей­ство­вать про­зрач­но

Сле­ду­ет при­ве­сти аргу­мен­ты в поль­зу того, что резуль­та­ты ана­ли­за явля­ют­ся точ­ны­ми и досто­вер­ны­ми и что инфор­ма­ция будет дове­де­на до све­де­ния стейк­хол­де­ров.

7. Под­твер­ждать фак­ты полу­че­ния резуль­та­тов

Нуж­но поза­бо­тить­ся о под­твер­жда­ю­щих дан­ных из неза­ви­си­мых источ­ни­ков. Ана­лиз SROI откры­ва­ет воз­мож­но­сти для фор­ми­ро­ва­ния более пол­но­го пред­став­ле­ния о цен­но­сти, создан­ной в резуль­та­те кон­крет­ной дея­тель­но­сти. Тем не менее ана­лиз неиз­беж­но будет субъ­ек­тив­ным. Поэто­му потре­бу­ют­ся неза­ви­си­мые дан­ные.

Примеры

Ранее мы уже писа­ли об орга­ни­за­ци­ях, кото­рые исполь­зу­ют повы­ше­ние эффек­тив­но­сти инве­сти­ций. Узнать о том, какие прин­ци­пы в борь­бе с бед­но­стью исполь­зу­ют орга­ни­за­ции Robin Hood Foundation и The Edna McConnell Clark Foundation.