Как формат геймджемов может быть полезен для НКО

Как формат геймджемов может быть полезен для НКО
Как формат геймджемов может быть полезен для НКО

В послед­нее вре­мя поня­тие гейм­д­жем (Game Jam) ста­ло попу­ляр­ным в Рос­сии и мире. Но что же это такое и как тип двух­днев­ной сов­мест­ной рабо­ты может быть инте­ре­сен неком­мер­че­ским орга­ни­за­циям? Об этом в мы рас­ска­жем в нашей ста­тье.

Что такое геймджем

Нач­нем с того, что очень слож­но подо­брать рус­ский ана­лог сло­ва с подоб­ным зна­че­ни­ем. Гейм­д­жем – это сорев­но­ва­ние по быст­рой раз­ра­бот­ке игр за корот­кий про­ме­жу­ток вре­ме­ни – от 24 до 72 часов. От англий­ско­го Game – игра, а Jam – импро­ви­за­ция (напри­мер, зна­ко­мое музы­каль­ное поня­тие Jam Session, когда музы­кан­ты соби­ра­ют­ся вме­сте и импро­ви­зи­ру­ют без спе­ци­аль­ной под­го­тов­ки и пред­ва­ри­тель­ных репе­ти­ций).

Дру­ги­ми сло­ва­ми, гейм­д­же­мы пред­став­ля­ют собой тема­ти­че­ские хака­то­ны по раз­ра­бот­ке игр, когда в тече­ние двух дней участ­ни­ки рабо­та­ют над про­ек­та­ми по задан­ной теме. Теп­ли­ца соци­аль­ных тех­но­ло­гий так­же про­во­дит хака­то­ны в Москве и дру­гих горо­дах Рос­сии, а в июне 2014 года в Москве про­шел пер­вый гейм­д­жем Теп­ли­цы «Эти­ка – моло­де­жи Summer Game Jam».

Явле­ние гейм­д­же­мов в послед­нее вре­мя ста­но­вит­ся все более попу­ляр­ным, а в янва­ре 2014 года самый круп­ный из них, GlobalGameJam, собрал 4289 работ по все­му миру.

Типы игр, инструменты и формат

Обыч­но в таких меро­при­я­ти­ях при­ни­ма­ют уча­стие раз­ра­бот­чи­ки игр, дизай­не­ры и про­сто увле­чен­ные люди. Раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся в основ­ном видео­иг­ры, так как воз­мож­но­сти тех­но­ло­гий, про­грамм и Интер­не­та поз­во­ля­ют за два дня создать что-то завер­шен­ное, хотя и про­стое.

Так, на сего­дняш­ний день суще­ству­ют такие редак­то­ры игр, как UnityGame MakerConstruct 2 и Flash. Имен­но поэто­му гейм­д­же­мы ста­но­вят­ся все более попу­ляр­ны­ми вме­сте с доступ­но­стью инстру­мен­тов созда­ния видео­игр.

Но, несмот­ря на то, что гейм­д­же­мы кажут­ся меро­при­я­ти­я­ми толь­ко для раз­ра­бот­чи­ков, про­грам­ми­стов и дизай­не­ров, этот фор­мат мож­но исполь­зо­вать и для дру­гих типов игр и задач. Так, это могут быть настоль­ные или обра­зо­ва­тель­ные игры, огра­ни­че­ний нет, осо­бен­но если вы про­во­ди­те меро­при­я­тие само­сто­я­тель­но.

Фор­мат меро­при­я­тия обыч­но пред­по­ла­га­ет бес­плат­ное уча­стие. Обыч­но гейм­д­жем длит­ся два дня, в тече­ние кото­рых участ­ни­ки рабо­та­ют над про­ек­та­ми в коман­дах в общем поме­ще­нии. Глав­ная зада­ча гейм­д­же­ма – успеть создать что-то закон­чен­ное, и, конеч­но, с этой зада­чей справ­ля­ют­ся дале­ко не все участ­ни­ки.

Поэто­му необ­хо­ди­мо учи­ты­вать цели, инстру­мен­ты и уро­вень участ­ни­ков для того, что­бы два дня рабо­ты про­шли наи­бо­лее эффек­тив­но. Так­же важ­но пра­виль­но ста­вить зада­чу или опи­сать тему, в кото­рой будут рабо­тать коман­ды.

Геймджемы для НКО

Не следует воспринимать геймджемы как мероприятия по разработке лишь игр. Многие люди совершенно никак не связаны с играми, но им может быть интересен такой формат совместной работы.
Не сле­ду­ет вос­при­ни­мать гейм­д­же­мы как меро­при­я­тия по раз­ра­бот­ке лишь игр. Мно­гие люди совер­шен­но никак не свя­за­ны с игра­ми, но им может быть инте­ре­сен такой фор­мат сов­мест­ной рабо­ты.

Основ­ная зада­ча для неком­мер­че­ской орга­ни­за­ции – это при­вле­че­ние вни­ма­ния к про­бле­мам, с кото­ры­ми рабо­та­ет орга­ни­за­ция. Сего­дня такие вопро­сы, как при­вле­че­ние целе­вой ауди­то­рии и новые пути вза­и­мо­дей­ствия с ней, явля­ют­ся основ­ны­ми прак­ти­че­ски для любой неком­мер­че­ской орга­ни­за­ции. Поэто­му погру­же­ние заин­те­ре­со­ван­ных людей в кон­текст и сов­мест­ную рабо­ту может при­не­сти вам неожи­дан­ные и дол­го­ждан­ные резуль­та­ты.

Исполь­зо­ва­ние игро­вых меха­ник вне игро­во­го кон­тек­ста назы­ва­ет­ся гей­ми­фи­ка­ци­ей, или игро­фи­ка­ци­ей. Имен­но такой под­ход может поз­во­лить решить вопро­сы моти­ва­ции вашей целе­вой ауди­то­рии участ­во­вать в жиз­ни орга­ни­за­ции, а так­же нахож­де­ния новых путей ком­му­ни­ка­ции с ней.

Плюс тако­го под­хо­да в том, что людям про­ще вза­и­мо­дей­ство­вать с окру­жа­ю­щим миром в любой, даже самой про­стой игре, так как сни­жа­ет­ся страх за совер­ше­ние непра­виль­но­го дей­ствия или выбо­ра непра­виль­но­го вари­ан­та. Так, даже при­ми­тив­ный спо­соб моде­ли­ро­ва­ния ситу­а­ций, в кото­рых рас­смат­ри­ва­ют­ся при­выч­ные дей­ствия рабо­ты неком­мер­че­ской орга­ни­за­ции в виде игры, когда участ­ни­ки меро­при­я­тия сидят за одним сто­лом и все вме­сте обсуж­да­ют ситу­а­цию, может быть намно­го эффек­тив­нее.

Мотивация участвовать

Что же будет моти­ви­ро­вать людей при­ни­мать уча­стие в ваших хака­то­нах и гейм­д­же­мах? Для каж­до­го чело­ве­ка выде­лим про­фес­си­о­наль­ную и лич­ную моти­ва­цию.

Професcиональная мотивация

Так как основ­ная часть участ­ни­ков – это про­грам­ми­сты, дизай­не­ры и акти­ви­сты или авто­ры про­ек­тов, для каж­дой груп­пы нуж­но выде­лить свой инте­рес:

  • про­грам­ми­сты обыч­но заин­те­ре­со­ва­ны в при­ме­не­нии сво­их зна­ний для созда­ния про­ек­та от идеи до рабо­та­ю­ще­го про­то­ти­па;
  • дизай­не­ры – это твор­че­ские люди, кото­рым все­гда будет инте­рес­но реа­ли­зо­вать свой потен­ци­ал в фор­ма­те инте­рес­но­го про­ек­та, после чего доба­вить его в свое порт­фо­лио;
  • авто­ры про­ек­тов обыч­но нуж­да­ют­ся в коман­де, с кото­рой они смо­гут реа­ли­зо­вать свою идею. Так­же авто­рам про­ек­тов необ­хо­ди­мо обще­ние со спи­ке­ра­ми и мен­то­ра­ми меро­при­я­тия и полу­че­ние обрат­ной свя­зи по биз­не­су, тех­но­ло­ги­ям, мар­ке­тин­гу;
  • все участ­ни­ки заин­те­ре­со­ва­ны в полу­че­нии новых навы­ков и фор­ма­тов рабо­ты, кото­рые они смо­гут при­ме­нять здесь и сей­час – на меро­при­я­тии.

Личная мотивация

Лич­ная моти­ва­ция – это набор фак­то­ров, кото­рый помо­га­ет потен­ци­аль­ным участ­ни­кам ото­рвать­ся от при­выч­ной жиз­ни и при­нять уча­стие в хака­тоне или гейм­д­же­ме:

  • создать что-то новое и инте­рес­ное;
  • сде­лать за два дня про­ект, на кото­рый ранее не нахо­ди­лось вре­ме­ни:
  • про­ве­сти вре­мя с поль­зой в окру­же­нии про­фес­си­о­на­лов;
  • полу­чить новые кон­так­ты;
  • полу­чить обрат­ную связь о сво­ей идее или про­ек­те.

Провести самостоятельно

Про­ве­сти меро­при­я­тие в фор­ма­те гейм­д­же­ма мож­но само­сто­я­тель­но. Для неком­мер­че­ской орга­ни­за­ции мож­но заме­нить при­выч­ный фор­мат собра­ний, фору­мов или встреч. Конеч­но, нель­зя сра­зу гаран­ти­ро­вать резуль­та­ты, но в том, что это будет чем-то необыч­ным и новым, сомне­ний быть не может.

Для при­ме­ра мож­но взять игру Spent, в кото­рой ново­му игро­ку дает­ся $1000 для того, что­бы про­жить вир­ту­аль­ный месяц.

Фрагмент игры Spent
Фраг­мент игры SPENT.

Цель игры – иметь поло­жи­тель­ный баланс денег в кон­це меся­ца, что на самом деле пред­став­ля­ет собой 30 ситу­а­ций, пра­виль­но выби­рая вари­ан­ты реше­ния в кото­рых, мож­но добить­ся успе­ха. Такая игра учит делать осо­знан­ный выбор в слож­ных жиз­нен­ных ситу­а­ци­ях. На осно­ве это­го при­ме­ра мож­но создать свою новую игру со сво­и­ми ситу­а­ци­я­ми, кото­рая будет близ­ка к дея­тель­но­сти вашей орга­ни­за­ции.

Все­гда помни­те о том, что моти­ва­ция людей будет намно­го выше, если сов­мест­ная рабо­та будет не толь­ко полез­ной, но и весе­лой – с мас­сой поло­жи­тель­ных эмо­ций.

Принять участие

Что­бы луч­ше понять, как про­хо­дят гейм­д­же­мы, мож­но при­нять уча­стие в таких собы­ти­ях. Бли­жай­ший GlobalGameJam состо­ит­ся 23–25 янва­ря 2015 года и в Москве он прой­дет на двух пло­щад­ках:

  • ковор­кинг «Сво­бод­ное пла­ва­ние» – боль­шое бес­плат­ное собы­тие от коман­ды сооб­ще­ства раз­ра­бот­чи­ков игр DevsGo. Вам сюда, если вы настро­е­ны рабо­тать сре­ди 200 еди­но­мыш­лен­ни­ков в про­стор­ном зале;
  • анти­ка­фе Geek.Time – собы­тие с сим­во­ли­че­ской пла­той за вход в очень уют­ном анти­ка­фе с ком­на­той из сери­а­ла «Тео­рия боль­шо­го взры­ва». Вам сюда, если вы хоти­те пора­бо­тать без шума, да еще и с новы­ми тех­но­ло­ги­я­ми, таки­ми как Razer Hydra, Oculus Rift, Cardboard, или напе­ча­тать гейм­пад для вашей игры на 3D-прин­те­ре, или спа­ять робо­та на Arduino.

Пло­щад­ки в дру­гих горо­дах мож­но най­ти на офи­ци­аль­ном сай­те меро­при­я­тия.