Как такие игры как Minecraft могут помочь детям лучше читать и писать

minecraft

Еще сто лет назад была извест­на исти­на, что для обу­че­ния детей чте­нию и пись­му нуж­но дать им реаль­ную зада­чу, кото­рая их будет моти­ви­ро­вать. Сего­дня это игры, одна из кото­рых Minecraft. Инте­ре­су­ясь игрой, дети с радо­стью изу­ча­ют слож­ные тек­сты, боль­ше чита­ют и пишут свои исто­рии.

Minecraft сего­дня ста­ла попу­ляр­ной видео­иг­рой сре­ди учи­те­лей и роди­те­лей. Эта игра дей­стви­тель­но обра­зо­ва­тель­ная: созда­вая объ­ек­ты и мир вокруг с помо­щью про­стых бло­ков, она раз­ви­ва­ет про­стран­ствен­ное мыш­ле­ние, мате­ма­ти­че­ские и логи­че­ские навы­ки. Но эта игра учит еще несколь­ким ста­ро­мод­ным навы­кам – чте­нию и пись­му.

Чтение

Как же Minecraft это дела­ет? Сек­рет заклю­ча­ет­ся не в самой игре, а в дея­тель­но­сти игро­ков за ее пре­де­ла­ми. Minecraft про­сто окру­жена куль­ту­рой гра­мот­но­сти. Игра постав­ля­ет­ся с мини­маль­ны­ми инструк­ци­я­ми или руко­вод­ства­ми, что­бы новые игро­ки сра­зу при­сту­пи­ли к охо­те за инфор­ма­ци­ей о том, как все это рабо­та­ет.

Для это­го нуж­но посмот­реть YouTube-видео луч­ших игро­ков или углу­бить­ся в изу­че­ние тек­стов дру­гих игро­ков на Minecraftwikis и на сай­тах, на кото­рых рас­ска­зы­ва­ет­ся о вари­ан­тах про­хож­де­ния игры. Мож­но так­же поко­пать­ся в таких руко­вод­ствах-кни­гах, как The Ultimate Player’s Guide to Minecraft или Minecraft Redstone Handbook, при этом неко­то­рые из таких книг ста­ли бест­сел­ле­ра­ми.

Такие мате­ри­а­лы и инфор­ма­ция явля­ют­ся насто­я­щим вызо­вом для игро­ков. Так, если про­ана­ли­зи­ро­вать часть руко­вод­ства The Ultimate Player’s Guide на пред­мет слож­но­сти тек­ста, резуль­тат пока­жет соот­вет­ствие уров­ню уче­ни­ков стар­шей шко­лы (8–11-й клас­сы).

Но эти же руко­вод­ства чита­ют в основ­ном дети воз­рас­та началь­ной шко­лы, ведь они хотят разо­брать­ся в игре и стать луч­ши­ми.

Таким обра­зом, Minecraft может моти­ви­ро­вать детей читать тек­сты слож­нее их уров­ня. Эта зако­но­мер­ность была обна­ру­же­на иссле­до­ва­те­лем Constance Steinkuehler из Уни­вер­си­те­та Вис­кон­син-Мэди­сон. Она опро­си­ла уче­ни­ков сред­них и стар­ших клас­сов, кото­рые име­ли пло­хие навы­ки в чте­нии (один уче­ник 11-го клас­са читал на уровне 6-го), что­бы выбрать тему игры, в кото­рой они были бы заин­те­ре­со­ва­ны.

Затем она взя­ла тек­сты с игро­вых сай­тов, неко­то­рые из них име­ли слож­ность на уровне пер­во­го года кол­ле­джа. Дети само­сто­я­тель­но впи­ты­ва­ли инфор­ма­цию из таких тек­стов прак­ти­че­ски с иде­аль­ной точ­но­стью в пони­ма­нии.

Но как им уда­лось это сде­лать? Все пото­му, что они были дей­стви­тель­но силь­но моти­ви­ро­ва­ны. Это ока­за­лось непро­сто, в текстах было мно­го незна­ко­мых слов. Но они про­дол­жа­ли изу­чать их, пото­му что были очень заин­те­ре­со­ва­ны. Это так назы­ва­е­мое ситу­а­ци­он­ное зна­ние, когда доста­точ­но несколь­ких фраз, по кото­рым мож­но понять смысл.

Hannah Gerber, науч­ный сотруд­ник Sam Houston State University, так­же под­твер­ди­ла эту зако­но­мер­ность. Она наблю­да­ла за несколь­ки­ми уче­ни­ка­ми 10-го клас­са в шко­ле и дома и уви­де­ла, что они чита­ют все­го 10 минут в день на уро­ке англий­ско­го, при этом тра­тят на чте­ние 70 минут в день у себя дома, когда раз­би­ра­ют­ся в играх. 

Hannah Gerber так­же отме­ти­ла, что тек­сты на сай­тах, посвя­щен­ных игре World Of Warcraft, по сво­ей слож­но­сти соот­вет­ству­ют уров­ню выпуск­ни­ка шко­лы с при­сут­стви­ем ака­де­ми­че­ской лек­си­ки до 6%.

Навыки письма

Страсть к играм раз­ви­вают так­же навы­ки пись­ма. Когда Steinkuehler про­во­ди­ла иссле­до­ва­ния на игро­вых онлайн-фору­мах, она уви­де­ла, что дис­кус­сии там так­же явля­лись серьез­ным делом. В резуль­та­те ока­за­лось, что уметь писать – мод­но и кру­то. Так, у игро­ков есть своя ауди­то­рия, и им нра­вит­ся писать для них.

Если гово­рить о жан­ре фэн­те­зи, то суще­ству­ет мно­же­ство сай­тов, таких как FanFiction.net или Wattpad, где пуб­ли­ку­ют­ся исто­рии и рас­ска­зы, напи­сан­ные фана­та­ми игр. Так, авто­ром одной попу­ляр­ной новел­лы явля­ет­ся 13-лет­няя девуш­ка из Мис­су­ри.

Не толь­ко Minecraft при­но­сит такой эффект. Еще 100 лет назад John Dewey гово­рил о том, что для обу­че­ния детей чте­нию и пись­му нуж­но дать им реаль­ную зада­чу, кото­рая их будет моти­ви­ро­вать. Сего­дня это игры, кото­рые помо­га­ют сде­лать обра­зо­ва­ние чем-то более инте­рес­ным.