Как мы можем оценить эффективность НКО?

Долгое время эффективность НКО измерялась тем, как организация тратит свои деньги, но на смену этому приходят новые способы оценки эффективности, которые, в первую очередь, основываются на результатах деятельности НКО.
Эта информация пылится в архиве — вдруг устарела.

Долгое время эффективность НКО измерялась тем, как организация тратит свои деньги, но на смену этому приходят новые способы оценки эффективности, которые, в первую очередь, основываются на результатах деятельности НКО.

Несколько лет назад единственным показателем, по которому оценивали эффективность НКО, были накладные расходы: если организация тратила магические 20% или меньше на дополнительные расходы, она считалась эффективной и ей можно было давать деньги.

Но подобный способ оценки НКО все чаще видится как «деструктивный», а такие рейтинговые агентства, как Charity Navigator, поняли необходимость оценивать эффективность НКО более широко по результатам деятельности организации.

Несмотря на все недостатки оценки эффективности НКО по ее расходам, у такой системы было одно преимущество ее универсальность. Поскольку в основе оценки был один параметр расходы она позволяла легко сравнивать самые разные организации.

С появлением же новых подходов к оценке эффективности НКО появился и новый вопрос: как мы можем создать систему для оценки и сравнения разных организаций социального сектора, организаций, решающих различные социальные проблемы и работающих по разным моделям?

Одной из инициатив, занимающихся решением этого вопроса, является Markets for Good. Цель инициативы создать такую инфраструктуру оценки НКО, которая позволяла бы оценивать эффективность организации, основываясь на результатах ее деятельности.

Markets for Good: The Video from Markets for Good on Vimeo.

Markets for Good не единственная подобная инициатива  существуют и другие подходы, направленные на оценку результатов деятельности НКО, вместо оценки расходов (например, GiveWell и Philanthropedia). Но пока еще не очевидно, как какой-либо из этих подходов позволит анализировать и сравнивать эффективность социальных изменений, потому что здесь существует слишком много аспектов, которые нужно учитывать.

Для того чтобы у нас была возможность оценивать и сравнивать эффективность деятельности НКО, мы должны:

  • поощрять НКО разрабатывать теорию изменений, поскольку невозможно понять, создала ли организация какие-либо позитивные социальные изменения, если она сама не определила, что именно она хочет менять;
  • дать НКО ресурсы, с помощью которых они смогут оценивать свою деятельность, такие оценки требуют времени и денег;
  • отдельно оценивать деятельность каждой НКО, занятой решением одной и той же социальной проблемы;
  • разработать стандартизированную систему сравнения возможностей одной организации создавать позитивные социальные изменения с возможностями другой организации;
  • соединить такую систему оценки эффективности НКО с подобными системами, уже разработанными для ориентированных на прибыль социальных предпринимателей (например, GIIRS), для того, чтобы люди, которые хотят инвестировать в социальные проекты, могли сравнить социальную отдачу, которую они получат в коммерческой и некоммерческой организации;
  • рассказывать о результатах оценки эффективности социальным инвесторам и филантропам, чтобы они могли принимать более информированные решения об инвестициях.

Безусловно, сравнение возможностей НКО создавать позитивные социальные изменения непростой процесс. Но над созданием такой системы, которая будет полезна как инвесторам и донорам, так и самим НКО, сейчас ведется работа, и, вероятно, мы сможем увидеть ее результаты в ближайшее время.

По материалам: Social Velocity
Изображение: Markets for Good