Что если бы бедность мерили иначе последние 50 лет?

lead_large
lead_large

Новая система измерения бедности, разработанная Бюро переписи населения США, позволила иначе посмотреть на эффективность государственных программ поддержки бедных.

В 1987 президент США Рональд Рейган объявил, что война с бедностью, которую его предшественник Линдон Джонсон вел с 1968 года, проиграна. Год спустя Николас Леманн в статье в The Atlantic объяснил, почему программы по борьбе с бедностью не обязательно должны быть такими неудачными, как те, которые осуществлялись последние десятилетия.

Но была ли борьба с бедностью действительно такой неэффективной? Ответ на этот вопрос можно найти в новой системе измерения бедности (Supplemental Poverty Measure), которую разработало Бюро переписи населения США.

Оказалось, что статистика бедности в Америке, опубликованная Бюро, отличается от официальной статистики – она на 15,5% выше официальных 14,5%. В реальных цифрах это значит то, что 3,4 миллиона американцев живут ниже черты бедности в одной вселенной (с точки зрения оценки Бюро), в то время как в другой (с точки зрения официальной статистики) они живут выше этой черты.

Новая система измерения, разработанная Бюро, использует более современные формулы, связанные с паттернами потребления и структурой семьи. Формула также учитывает такие необходимые затраты, как продовольствие, одежда, жилье и коммунальные услуги, и включает в себя государственные льготы. Считается, что такая система может сказать намного больше о том, как живут бедные люди – к каким ресурсам у них есть доступ, и какие у них есть затраты.

Новая система измерения появилась в 2009 году – в ее основу легли 1995 рекомендаций, сделанных Национальной академией наук США. Бюро выпустило первый отчет в 2011 году. Поскольку имелись данные только за 2010-й и более поздние годы, проанализировать исторические тенденции бедности было невозможно.

Но исследователи из Колумбийского университета все же решили попробовать это сделать. Используя данные исследований Consumer Expenditure Survey и Current Population Survey, они проанализировали уровень бедности за последние 50 лет, а полученные ими результаты позволили по-другому посмотреть на эффективность государственных программ по борьбе с бедностью.

Были ли эти программы эффективными? Зависит от того, какую систему измерения бедности мы используем.

Если мы посмотрим на официальную статистику, то окажется, что уровень бедности за последние десятилетия все время находится около отметки 15% и практически не меняется. В соответствии же с новой системой измерения уровень бедности понизился с 19 до 16%.

Если уровень бедности понизился, вероятно, какие-то из программ по борьбе с бедностью были эффективными. Изображение: Columbia University research paper
Если уровень бедности понизился, вероятно, какие-то из программ по борьбе с бедностью были эффективными. Изображение: Columbia University research paper.

В соответствии с новой системой измерения бедности ее уровень всегда выше, чем ее уровень согласно официальной статистике. Это значит, что больше людей считаются бедными в новой системе, и если бы не поддержка государства, это число было бы еще больше.

Уровень бедности с государственными программами поддержки и без них. Изображение: Columbia University research paper
Уровень бедности с государственными программами поддержки и без них. Изображение: Columbia University research paper.

Графики в исследовании показывают, как различные государственные программы помогали самым незащищенным слоям населения – детям и старикам. Эффективность различных программ особенно видна в периоды экономических спадов.

Изменения уровня детской бедности. Изображение: Columbia University research paper
Изменения уровня детской бедности. Изображение: Columbia University research paper.
Эффект различных социальных программ на уровень детской бедности. Изображение: Columbia University research paper
Эффект различных социальных программ на уровень детской бедности. Изображение: Columbia University research paper.

Правда, исследователи предупреждают, что их анализ не позволяет выявить причину и следствие. Необходимо учитывать, как менялось бы поведение бедных людей при отсутствии государственных программ поддержки, но нет никакой возможности это смоделировать. (Это основной аргумент противников программ поддержки – если людям не помогать, то они больше склонны помогать себе сами.) Но даже если бы такая информация была доступна, она бы не противоречила выводам исследования, как считают его авторы.

По материалам: Citylab Изображение: Flickr/ncreedplayer