Измерение эффективности НКО: взгляд на практики, ориентированные на результат

spruce-image(1)

Для того что­бы про­дол­жить рабо­ту по реше­нию про­блем и улуч­шить жизнь тех, кто нуж­да­ет­ся в помо­щи, неком­мер­че­ским орга­ни­за­ци­ям нуж­но пока­зать оче­вид­ные дока­за­тель­ства того, что их дея­тель­ность при­но­сит пло­ды. И сде­лать это мож­но с помо­щью изме­ре­ния эффек­тив­но­сти их дея­тель­но­сти.

Най­ти такие дока­за­тель­ства мож­но с помо­щью про­грамм управ­ле­ния эффек­тив­но­стью (Performance Management), кото­рые поз­во­ля­ют соби­рать дан­ные в реаль­ном вре­ме­ни и созда­вать отче­ты для иллю­стра­ции уси­лий и резуль­та­тов.

Кон­тро­ли­руя выпол­не­ние про­грамм и рабо­ту пер­со­на­ла, мож­но спо­соб­ство­вать росту орга­ни­за­ции и дости­же­нию луч­ших резуль­та­тов. Но что это такое – управ­ле­ние эффек­тив­но­стью?

Мно­гие счи­та­ют, что управ­ле­ние эффек­тив­но­стью это обра­ще­ние вни­ма­ния на уси­лия и на те резуль­та­ты, к кото­рым эти уси­лия при­во­дят. На самом деле управ­ле­ние эффек­тив­но­стью это про­цесс при­ня­тия реше­ний о буду­щих дей­стви­ях на осно­ве ана­ли­за дан­ных.

Через под­ход, ори­ен­ти­ро­ван­ный на резуль­тат, НКО могут пере­ве­сти пла­ны в зна­чи­мые резуль­та­ты, осно­ван­ные на тяже­лой рабо­те сотруд­ни­ков, кото­рые хотят изме­нить ситу­а­цию. Кро­ме того, сотруд­ни­ки внут­ри орга­ни­за­ции смо­гут видеть резуль­та­ты сво­ей рабо­ты, кото­рые вли­я­ют на изме­не­ния в обще­стве.

Процесс измерения эффективности НКО

Про­цесс изме­ре­ния эффек­тив­но­сти пред­став­ля­ет собой цикл:

  • мони­то­ринг и про­вер­ка дан­ных;
  • ана­лиз того, что рабо­та­ло и при­нес­ло резуль­тат, а что никак не повли­я­ло;
  • выяв­ле­ние тех уси­лий, кото­рые не при­нес­ли резуль­тат, но могут быть скор­рек­ти­ро­ва­ны;
  • посто­ян­ные улуч­ше­ния на осно­ве ана­ли­за.

После изме­не­ний мето­дов рабо­ты орга­ни­за­ции необ­хо­ди­мо сно­ва собрать и оце­нить дан­ные о вли­я­нии дея­тель­но­сти. Так орга­ни­за­ция смо­жет гаран­ти­ро­вать, что резуль­та­ты рабо­ты ведут к пози­тив­ным и устой­чи­вым изме­не­ни­ям в жиз­ни тех, с кем рабо­та­ет орга­ни­за­ция.

Суще­ству­ет рас­про­стра­нен­ное заблуж­де­ние, что для изме­ре­ния эффек­тив­но­сти НКО нуж­но отсле­жи­вать дан­ные в опре­де­лен­ный пери­од вре­ме­ни. На самом деле необ­хо­ди­мо иметь доступ ко всей инфор­ма­ции и посто­ян­но ее ана­ли­зи­ро­вать. Напри­мер, если ваши пока­за­те­ли вырос­ли по срав­не­нию с преды­ду­щим меся­цем, это еще не зна­чит, что они вырос­ли по срав­не­нию с тем же меся­цем год или два года назад.

Все высокоэффективные организации имеют:

  • чет­кую цель;
  • стра­те­гию успеш­но­го раз­ви­тия;
  • инди­ка­то­ры про­грес­са для изме­ре­ния уси­лий в режи­ме реаль­но­го вре­ме­ни.

Эти эле­мен­ты поз­во­ля­ют изме­рять эффек­тив­ность неком­мер­че­ской орга­ни­за­ции, а про­грам­мы орга­ни­за­ции будут раз­ви­вать­ся, про­во­дя соб­ствен­ную внут­рен­нюю реви­зию сво­ей дея­тель­но­сти.

При реа­ли­за­ции этих мето­дов в каче­стве состав­ной части дея­тель­но­сти НКО вы може­те про­дол­жить цикл помо­щи ваше­му сооб­ще­ству и посто­ян­но совер­шен­ство­вать внут­рен­нюю рабо­ту вашей орга­ни­за­ции ради созда­ния обще­го бла­га.