Что такое дизайн-мышление?

Изображение: whatisdesignthinking.org
Изображение: whatisdesignthinking.org

Твор­че­ский под­ход, команд­ная рабо­та, ори­ен­та­ция на людей, любо­пыт­ство и опти­мизм – глав­ные состав­ля­ю­щие дизайн-мыш­ле­ния, мето­до­ло­гии, часто исполь­зу­е­мой для поис­ка новых реше­ний суще­ству­ю­щих про­блем. В чем же заклю­ча­ет­ся про­цесс дизайн-мыш­ле­ния, и как его исполь­зо­вать?

Само сло­во «дизайн» чаще все­го ассо­ци­и­ру­ет­ся у нас с каким-либо объ­ек­том или конеч­ным резуль­та­том, но это не един­ствен­ное его зна­че­ние. В 1969 году Гер­берт Сай­мон в сво­ей кни­ге «Sciences of the Artificial» опре­де­лил дизайн как про­цесс пре­об­ра­зо­ва­ния суще­ству­ю­щих усло­вий в жела­е­мые. Таким обра­зом, дизайн-мыш­ле­ние – это про­цесс, все­гда ори­ен­ти­ро­ван­ный на созда­ние луч­ше­го буду­ще­го и поиск новых реше­ний для ком­плекс­ных про­блем в самых раз­ных обла­стях.

Глав­ной осо­бен­но­стью дизайн-мыш­ле­ния, в отли­чие от ана­ли­ти­че­ско­го мыш­ле­ния, явля­ет­ся не кри­ти­че­ский ана­лиз, а твор­че­ский про­цесс, в кото­ром порой самые неожи­дан­ные идеи ведут к луч­ше­му реше­нию про­бле­мы.

Дизайн-мышление как процесс решения проблем

По вер­сии Гер­бер­та Сай­мо­на в дизайн-мыш­ле­нии мож­но выде­лить 7 эта­пов:

  1. Опре­де­ле­ние про­бле­мы;
  2. Иссле­до­ва­ние;
  3. Фор­ми­ро­ва­ние идей;
  4. Про­то­ти­пи­ро­ва­ние;
  5. Выбор луч­ше­го реше­ния;
  6. Внед­ре­ние реше­ния;
  7. Оцен­ка резуль­та­тов.

В про­цес­се про­хож­де­ния этих эта­пов фор­му­ли­ру­ют­ся про­бле­мы, зада­ют­ся пра­виль­ные вопро­сы, при­ду­мы­ва­ют­ся идеи и выби­ра­ют­ся луч­шие реше­ния. При этом дан­ные эта­пы не явля­ют­ся линей­ны­ми – раз­ные эта­пы мож­но про­хо­дить одно­вре­мен­но и воз­вра­щать­ся к опре­де­лен­ным эта­пам при необ­хо­ди­мо­сти.

Определение проблемы

Опре­де­ле­ние про­бле­мы – это самый пер­вый и самый важ­ный этап дизайн-мыш­ле­ния, посколь­ку если вы невер­но опре­де­ли­те, в чем про­бле­ма, то и реше­ние, к кото­ро­му вы при­де­те в про­цес­се, будет реше­ни­ем не той про­бле­мы, кото­рую нуж­но решить.

После того, как вы опре­де­ли­ли про­бле­му, вам нуж­но так­же опре­де­лить, кто явля­ет­ся вашим конеч­ным поль­зо­ва­те­лем (чью про­бле­му вы реша­е­те?) и како­го резуль­та­та вы хоти­те достичь (что явля­ет­ся успеш­ным резуль­та­том про­ек­та?).

Исследование

Вто­рой этап в дизайн-мыш­ле­нии – иссле­до­ва­ние – начи­на­ет­ся с обзо­ра исто­рии про­бле­мы: стал­ки­вал­ся ли кто-то с этой про­бле­мой до вас? Как эту про­бле­му пыта­лись решить? Были ли реше­ния успеш­ны­ми, или нет? Поче­му?

Обзор исто­рии помо­жет вам избе­жать изоб­ре­те­ния вело­си­пе­да и тех оши­бок, кото­рые уже были совер­ше­ны до вас.

На этом эта­пе важ­но вза­и­мо­дей­ствие с ваши­ми конеч­ны­ми поль­зо­ва­те­ля­ми – вы може­те пого­во­рить с ними и услы­шать их мне­ние о про­бле­ме и идеи о том, как эту про­бле­му мож­но решить (эти идеи при­го­дят­ся вам в даль­ней­шем). Ино­гда наи­бо­лее эффек­тив­ным спо­со­бом узнать что-то о про­бле­ме будет наблю­де­ние – может ока­зать­ся, что в реаль­но­сти ваши поль­зо­ва­те­ли ведут себя не совсем так, как они рас­ска­за­ли вам.

Формирование идей

На этом эта­пе вы долж­ны собрать всю име­ю­щу­ю­ся у вас инфор­ма­цию и понять потреб­но­сти ваших поль­зо­ва­те­лей. Затем начи­на­ет­ся самый инте­рес­ный про­цесс – про­цесс моз­го­во­го штур­ма.

Главная задача моз­го­во­го штур­ма при­ду­мать как мож­но боль­ше самых раз­ных идей, реша­ю­щих про­бле­му. Ни в коем слу­чае не оста­нав­ли­вай­тесь на одной идее, даже если она вам очень нра­вит­ся и кажет­ся под­хо­дя­щей. Про­дол­жай­те при­ду­мы­вать и ста­рай­тесь смот­реть на про­бле­му с раз­ных точек зре­ния, это помо­жет вам прий­ти к самым неожи­дан­ным и, веро­ят­но, инте­рес­ным иде­ям.

Очень важ­на команд­ная рабо­та: пять чело­век, реша­ю­щих про­бле­му в тече­ние одно­го дня, почти все­гда при­хо­дят к боль­ше­му коли­че­ству раз­ных идей, чем один чело­век, кото­рый реша­ет про­бле­му в тече­ние пяти дней.

Помни­те: выска­зы­ва­е­мые во вре­мя моз­го­во­го штур­ма идеи нель­зя кри­ти­ко­вать. Если участ­ни­ки будут боять­ся выска­зы­вать идеи, кото­рые могут пока­зать­ся стран­ны­ми, вы нико­гда не при­ду­ма­е­те ниче­го рево­лю­ци­он­но­го.

Прототипирование

Теперь, когда вы при­ду­ма­ли все, что смог­ли при­ду­мать, мож­но начинать рабо­тать с эти­ми иде­я­ми – выби­рать луч­шие, объ­еди­нять, улуч­шать и т.д.

Создай­те несколь­ко чер­но­ви­ков ваше­го про­дук­та или реше­ния и пока­жи­те его раз­ным людям, вклю­чая ваших конеч­ных поль­зо­ва­те­лей – на этом эта­пе важ­но полу­чить обрат­ную связь. Исполь­зуй­те обрат­ную связь для того, что­бы вне­сти соот­вет­ству­ю­щие изме­не­ния в ваш про­дукт, а затем при­сту­пай­те к созда­нию его рабо­та­ю­щих про­то­ти­пов.

Выбор лучшего решения

На этом эта­пе вам нуж­но выбрать луч­шее реше­ние, кото­рое вы буде­те внед­рять. Вни­ма­тель­но пере­смот­ри­те ваши цели и при­ду­ман­ные идеи – эмо­ции или автор­ство идей не долж­ны вли­ять на ваш выбор. Помни­те о том, что самое прак­ти­че­ское и оче­вид­ное реше­ние не все­гда самое хоро­шее.

Внедрение решения

На этом эта­пе вам пред­сто­ит созда­ние и внед­ре­ние ваше­го рабо­та­ю­ще­го про­дук­та или реше­ния. Опре­де­ли­те ресур­сы, сфор­му­ли­руй­те и назначь­те зада­чи, выпол­ни­те их и пред­ставь­те про­дукт ваше­му кли­ен­ту или конеч­ным поль­зо­ва­те­лям.

Оценка результатов

Созда­ние и внед­ре­ние про­дук­та – это еще не послед­ний этап в про­цес­се дизайн-мыш­ле­ния. Очень важ­но оце­нить то, что у вас полу­чи­лось, и, если тре­бу­ет­ся, дора­бо­тать или изме­нить про­дукт.

Полу­чи­те обрат­ную связь от поль­зо­ва­те­лей – задай­те им вопро­сы и посмот­ри­те на то, как они исполь­зу­ют ваш про­дукт. Соот­вет­ству­ет ли это тому, чего вы хоте­ли достичь? Узнай­те у поль­зо­ва­те­лей, что мож­но улуч­шить, и вне­си­те эти изме­не­ния.

С помо­щью дизайн-мыш­ле­ния и того твор­че­ско­го под­хо­да, кото­рый этот про­цесс пред­по­ла­га­ет, вы може­те полу­чить не толь­ко хоро­ший резуль­тат, но и резуль­тат, кото­рый намно­го пре­вос­хо­дит ваши пер­во­на­чаль­ные ожи­да­ния.

Это при­чи­на, по кото­рой мето­до­ло­гия дизайн-мыш­ле­ния так попу­ляр­на сего­дня во мно­гих сфе­рах дея­тель­но­сти, и при­чи­на, по кото­рой неком­мер­че­ские орга­ни­за­ции так­же могут успеш­но при­ме­нять дизайн-мыш­ле­ние, при­ду­мы­вая и внед­ряя эффек­тив­ные реше­ния для тех про­блем, с кото­ры­ми они стал­ки­ва­ют­ся в сво­ей дея­тель­но­сти.