Мобильный Интернет: технология, которая решит проблему бедности и неравенства?

обильный Интернет: технология, которая решит проблему бедности и неравенства?
обильный Интернет: технология, которая решит проблему бедности и неравенства?

Может ли мобильный Интернет стать технологией, которая решит проблему бедности и неравенства? Многие технологические корпорации считают, что да, многие ученые считают, что нет — во всяком случае, не сам по себе.

Поделитесь этой статьей с друзьями.

Многие технологически компании и эксперты по развитию видят в мобильном Интернете технологию, способную сделать жизнь людей лучше: Марк Цукерберг, основатель сети Facebook, называет интернет-связь «основой экономики знаний» и запускает филантропическую инициативу Internet.org для обеспечения доступа к Интернету тем слоям населения, у которых его нет; Google экспериментирует с подобными инициативами и запускает проект Loon для связи людей в удаленных регионах и сельских областях; Wikipedia Foundation сотрудничает с операторами сотовой связи, которые обеспечивают своим абонентам бесплатный доступ к Википедии, для того чтобы «каждый человек на планете имел равный доступ к знаниям».

World Bank считает, что мобильная связь способна снизить уровень бедности и положительно сказаться на экономике в целом – за счет предоставления индивидам новых возможностей, которых не существовало ранее.

Таким образом, существует некоторое общее убеждение в том, что доступ – это ключ к потенциалу технологий, и повсеместный доступ к мобильному Интернету ведет к росту знаний и улучшению экономической ситуации во всем мире.

Но есть и другое мнение, разделяемое многими учеными, – у технологий есть тенденция усиливать существующее неравенство, поэтому само по себе развитие технологий только сделает более привилегированных индивидов, сообщества и страны еще более привилегированными.

В своей статье «The Mobile Web: Amplifying, but Not Creating, Changemakers» Эмрис Шомейкер, специалист по коммуникациям в области международного развития и социальных изменений, объясняет, почему доступ – это не главное и на чем следует сфокусировать наши усилия, если мы действительно хотим создать позитивные изменения в обществе.

Шомейкер считает, что вместо того, чтобы рассматривать мобильные телефоны и Интернет в связи с их потенциалом для экономического роста, технологии следует рассматривать в связи с их влиянием на культурные установки и ценности. Именно культурные установки и ценности определяют решения и выбор, совершаемый индивидами, и, как следствие, формируют векторы развития общества.

Развлекательная ценность мобильного Интернета

Одним из основных аргументов в пользу позиции Шомейкера является то, что использование мобильного Интернета в гораздо большей степени характеризуется потреблением развлекательного контента, чем экономической продуктивностью.

Ограничения мобильного телефона – ограниченный объем памяти и скорость – влияют на то, как используется мобильное устройство. Так, например, пользователи смартфонов пишут более редкие и короткие электронные письма по сравнению с пользователями компьютеров.

Мобильный Интернет тоже отличается от «обычного» Интернета:по одной из оценок, меньше, чем 10% Интернета работает на небольших экранах мобильных устройств (а экраны большинства телефонов в развивающихся странах еще меньше).

Подобные ограничения ведут к тому, что мобильные телефоны гораздо чаще используются для развлечения и досуга, чем настольные PC. Исследование, которое провела Opera, компания, разрабатывающая браузеры для мобильных телефонов, выявила, что мобильный Интернет используется главным образом для поиска и социальных сетей, в несколько меньшей степени – для электронной почты и развлекательного контента.

При этом данная статистика актуальна не только для пользователей в развитых странах, так, исследование Нимми Рангасвами и Эдварда Катрелла показало, что жители индийских трущоб используют старые телефоны с поддержкой Java для того, чтобы искать сайты, где они бесплатно могут скачать игры, песни и фотографии популярных звезд Болливуда.

Но если в использовании мобильного Интернета в развивающихся странах доминирует развлекательная функция, тогда тем, кто считает, что доступ к Интернету сам по себе ведет к развитию, следует объяснить, как развлекательный контент ведет к экономическому росту и социальному прогрессу. Но к чему мобильный Интернет точно может вести, это к изменению в установках людей, во всяком случае, в культурном контексте.

Культура и технологии

Идея о том, что понимание культуры является ключевым в понимании процесса принятия решений индивидами, становится все более популярной с ростом убеждения в том, что люди не являются исключительно рациональными и заинтересованными только в максимизации полезности.

Культурные антропологи давно пишут о том, что культура – это фактор, формирующий действия, а в своем последнем ежегодном отчете и World Bank соглашается с тем, что в своих действиях люди руководствуются скорее существующими культурными моделями, чем универсальным рационализмом.

Но принятие идеи о том, что культура представляет собой источник смысла и стратегию действий, означает отказ от идеи о том, что технологии могут просто привнести новые идеи извне, разрушить этим существующие традиционные культурные модели и создать новые.

Таким образом, концепция, в которой технология выступает в большей степени как усилитель существующих норм, чем источник их разрушения, подразумевает другой взгляд на информационные технологии и их влияние на культуру и развитие.

«Не пистолеты убивают людей, а люди»

В целом идея о том, что технологии лишь усиливают существующие человеческие намерения, а не создают новые, является достаточно старой и даже получила свое отражение в девизе Национальной стрелковой ассоциации США – «Не пистолеты убивают людей, а люди».

Несмотря на это, в научной литературе тема не получила настолько широкого распространения. Одним из немногих ученых, занимающихся данной темой, является Кентаро Тояма, который пишет о том, что технологии сами по себе не изменяют структуру власти, а Интернет не демократизирует доступ к информации.

В поддержку своего тезиса Тояма ссылается на работы других ученых, в частности, Филиппа Агре, который утверждал, что «Интернет не меняет ничего сам по себе, но может усилить существующие силы, а они уже, в свою очередь, могут создать изменения».

Исследования медиа также подтверждают, что больше всего информации потребляют пользователи с более высоким социально-экономическим статусом, что ведет к еще большему расслоению в уровне знаний, а не к его равенству.

Это именно та проблема, с которой столкнулось онлайн-образование, оказалось, что основными студентами онлайн-курсов стали не жители сельской местности в развивающихся странах, как предполагалось, а белые молодые американцы с высшим образованием и работой, что никак не ведет к демократизации образования, являющейся одной из основных целей онлайн-образования.

Соответственно, можно сделать вывод о том, что доступ не ведет к равенству, и технологии лишь усиливают существующие в обществе тенденции, которые могут быть как позитивными, так и негативными.

Усиление существующих тенденций

Принцип усиления напрямую затрагивает влияние мобильного Интернета на культурные установки и ценности. Так, например, медиа имеют тенденцию воспроизводить существующие политические и социальные нормы – стремясь привлечь как можно больше пользователей, медиа показывают им контент, который соответствует их убеждениям и предсказуемо должен им понравиться.

Такое медийное усиление существующих верований, норм и ценностей оставляет меньше пространства для дискуссий и разных мнений, и нет никаких оснований полагать, что это неверно для развивающихся стран, где усиление существующих установок и поведенческих моделей будет способствовать закреплению неравенства, препятствующего развитию.

Это именно то, что может случиться, если фокусироваться только на увеличении доступа к мобильному Интернету.

Стратегия развития

Какие же стратегии могут помочь использовать мобильный Интернет для достижения существующих целей по развитию общества и усилению определенных культурных норм?

Шомейкер считает, что важно понять то, что катализатором изменений являются не технологии или эксперты, а локальное знание и сообщество. Целью организаций, занимающихся развитием, должен стать поиск и помощь людям и организациям, которые уже работают над созданием позитивных изменений.

Таким образом, фокус должен сместиться от технологий как внешних сил, способных решить проблему бедности и неравенства, к усилению возможностей уже существующих агентов за счет использования технологий. Необходимо вовлекать в процесс изменений тех, на кого они ориентированы, и сама природа мобильного Интернета как нельзя лучше способствует этому, представляя индивидам возможность участвовать и добиваться перемен.

Одним из успешных примеров применения подобного подхода является проект Apps for Good, основанный в 1995 году как часть технологической программы помощи молодым людям в бразильских фавелах. Участники программы учились решать социальные проблемы при помощи таких технологий, как приложение Stop and Search, позволяющее сообщать о задержаниях и обысках полицией. К 2014 году более 20 тысяч людей приняли участие в программе.

Среди других успешных примеров организаций, работающих над усилением возможностей агентов изменений использовать новые технологии, такие, как Witness, организация, которая учит людей применять видео и технологии в борьбе за права человека, и Tactical Tech, организация, которая помогает использовать информацию и технологии в активизме.

Из деятельности этих организаций можно извлечь один общий урок – успех зависит от помощи тем, кто уже работает над созданием позитивных изменений в обществе. Инструменты сами по себе, без обучения тому, как с ними обращаться, как правило, остаются неиспользованными.

Технологии сами по себе не решат проблемы бедности и неравенства, скорее, наоборот. Необходимо не только обеспечивать доступ к технологиям и Интернету, но и создавать возможности для того, чтобы изменения могли произойти.

Изображение: Project Loon