Краудсорсинг в 2015 году: мобильный краудсорсинг

iphone-410324_640

Кра­уд­сор­синг про­дол­жа­ет стре­ми­тель­но раз­ви­вать­ся, но в каком направ­ле­нии будет про­ис­хо­дить это раз­ви­тие в бли­жай­ший год?

Сло­во «кра­уд­сор­синг» в этом году отме­тит 10 лет с момен­та сво­е­го появ­ле­ния. Оно все еще кажет­ся отно­си­тель­но новым и не совсем при­выч­ным, но при­ду­ма­но оно было уже в 2005 году. Имен­но тогда Джефф Хау, один из авто­ров жур­на­ла Wired, пред­ло­жил редак­то­ру Мар­ку Робин­со­ну идею ста­тьи о том, как Интер­нет помо­га­ет биз­не­су заме­нять плат­ные услу­ги про­фес­си­о­на­лов помо­щью людей, кото­рые не явля­ют­ся спе­ци­а­ли­ста­ми и гото­вы делать что-либо в свое сво­бод­ное вре­мя.

В про­цес­се обсуж­де­ния ста­тьи роди­лась шут­ка о том, что это «аут­сор­синг тол­пы» ины­ми сло­ва­ми «кра­уд­сор­синг» (от англ. crowd тол­па). Робин­со­ну понра­ви­лись и идея, и сло­во. Спу­стя 6 меся­цев, в июне 2006-го, в Wired вышла ста­тья «The Rise of Crowdsourcing».

С тех пор сло­во неуклон­но наби­ра­ет попу­ляр­ность вме­сте с тем явле­ни­ем, кото­рое оно собой пред­став­ля­ет. Кра­уд­сор­синг реше­ние каких-либо задач сила­ми доб­ро­воль­цев нашел свое при­ме­не­ние в самых раз­ных обла­стях от меди­ци­ны и пси­хо­ло­гии до биз­не­са и соци­аль­ных про­ек­тов. Исполь­зо­ва­ние кра­уд­сор­син­га не явля­ет­ся боль­ше чем-то инно­ва­ци­он­ным, а ско­рее пред­став­ля­ет собой неотъ­ем­ле­мую часть нашей повсе­днев­ной жиз­ни со все­ми кра­уд­сор­син­го­вы­ми при­ло­же­ни­я­ми, кото­рые «появ­ля­ют­ся как гри­бы» прак­ти­че­ски каж­дый день.

По этой при­чине рост попу­ляр­но­сти кра­уд­сор­син­га в бли­жай­шее вре­мя не вызы­ва­ет ника­ких сомне­ний, инте­рес­но дру­гое в каком направ­ле­нии кра­уд­сор­синг будет раз­ви­вать­ся?

Оуэн Энд­рю, напи­сав­ший в Huffington Post ста­тью о том, насколь­ко будет важен мобиль­ный кра­уд­сор­синг в 2015 году, счи­та­ет, что буду­щее кра­уд­сор­син­га это имен­но мобиль­ный кра­уд­сор­синг.

Дей­стви­тель­но, рас­про­стра­не­ние смарт­фо­нов и отно­си­тель­ная про­сто­та, с кото­рой мобиль­ные при­ло­же­ния созда­ют­ся и рас­про­стра­ня­ют­ся, дела­ют мобиль­ные устрой­ства иде­аль­но под­хо­дя­щи­ми для кра­уд­сор­син­го­вых про­ек­тов.

Поде­лить­ся тек­стом, фото­гра­фи­ей или видео? Поиг­рать в игру, стоя в оче­ре­ди? Ничто не выпол­ня­ет эти функ­ции луч­ше, чем мобиль­ное устрой­ство, а такие про­стые дей­ствия могут и, веро­ят­но, долж­ны ста­но­вить­ся осно­вой кра­уд­сор­син­го­вых при­ло­же­ний.

Успеш­ные при­ме­ры таких кра­уд­сор­син­го­вых при­ло­же­ний не огра­ни­чи­ва­ют­ся поис­ком удоб­но­го так­си или сня­ти­ем жилья на вре­мя поезд­ки  поль­зо­ва­те­ли мобиль­ных устройств так­же гото­вы участ­во­вать в соци­аль­ных или иссле­до­ва­тель­ских про­ек­тах. Так, про­сто играя в игру Genes in Space на сво­ем смарт­фоне, поль­зо­ва­те­ли боро­лись с раком и все­го за месяц они помог­ли лабо­ра­то­рии Cancer Research UK сде­лать рабо­ту, кото­рая заня­ла бы у уче­ных пол­го­да.

Дру­гая игра Airport Scanner поз­во­ля­ет иссле­до­ва­те­лям из Аме­ри­кан­ской пси­хо­ло­ги­че­ской ассо­ци­а­ции за день полу­чать столь­ко дан­ных, сколь­ко рань­ше они мог­ли собрать лишь за 10 лет рабо­ты. Еще одно из недав­них при­ло­же­ний, став­ших попу­ляр­ны­ми,  Be My Eyes, мобиль­ное при­ло­же­ние для iOS, кото­рое с помо­щью виде­оча­та соеди­ня­ет незря­чих людей и волон­те­ров, гото­вых помочь в раз­лич­ных быто­вых ситу­а­ци­ях. К про­ек­ту при­со­еди­ни­лось уже почти 100 тысяч чело­век, а помощь была ока­за­на тыся­чам сла­бо­ви­дя­щих и незря­чих людей.

Без­услов­но, у кра­уд­сор­син­га есть и «тем­ная сто­ро­на». Для того что­бы при­влечь боль­шое коли­че­ство людей к реше­нию какой-либо зада­чи, надо их в этом заин­те­ре­со­вать. Напри­мер, создать инте­рес­ную игру, что не явля­ет­ся силь­ной сто­ро­ной боль­шин­ства неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций или иссле­до­ва­тель­ских инсти­ту­тов, но откры­ва­ет новые воз­мож­но­сти для сотруд­ни­че­ства с дизай­не­ра­ми и раз­ра­бот­чи­ка­ми мобиль­ных игр.

Посколь­ку кра­уд­сор­синг и мобиль­ные устрой­ства зани­ма­ют все боль­ше места в нашей жиз­ни, мож­но ожи­дать и появ­ле­ния все боль­ше­го коли­че­ства мобиль­ных вер­сий суще­ству­ю­щих кра­уд­сор­син­го­вых про­ек­тов. В неко­то­ром смыс­ле это явля­ет­ся тре­бо­ва­ни­ем рын­ка про­цент интер­нет-поль­зо­ва­те­лей, кото­рые исполь­зу­ют мобиль­ные устрой­ства, рас­тет, и кра­уд­сор­син­го­вые про­ек­ты, если они не хотят терять свою «тол­пу», долж­ны нахо­дить спо­соб оста­вать­ся для поль­зо­ва­те­лей удоб­ны­ми и инте­рес­ны­ми.

Люди, кото­рые участ­ву­ют в кра­уд­сор­син­го­вых про­ек­тах, не про­сто тра­тят свое вре­мя на игры или жерт­ву­ют день­ги они ста­но­вят­ся участ­ни­ка­ми како­го-то боль­шо­го обще­го дела, вно­сят в него свой вклад и раду­ют­ся его успе­ху. Для боль­шин­ства кра­уд­сор­син­го­вых про­ек­тов люди явля­ют­ся не про­сто источ­ни­ком дан­ных, ско­рее, они парт­не­ры, вме­сте реша­ю­щие какую-либо зада­чу, и в мире, где все хотят иметь как мож­но боль­ше сво­бо­ды и не быть при­вя­зан­ны­ми к ком­пью­те­ру, спра­вед­ли­во будет давать им воз­мож­ность помо­гать имен­но тогда и тем спо­со­бом, кото­рым они хотят и гото­вы это делать.