Mobile Kunji: как мобильные телефоны помогли улучшить здравоохранение в Индии

Снимок экрана 2015-02-17 в 16.15.50
Снимок экрана 2015-02-17 в 16.15.50

Как улучшить здравоохранение при помощи мобильных технологий? Как использовать мобильные технологии, если большая часть населения не умеет читать? Сара Чемберлен рассказывает о том, как это удалось сделать в Индии.

Бихар, штат на востоке Индии, имеет один из самых высоких в мире показателей материнской и детской смертности. Для того чтобы изменить эту ситуацию, правительством Бихара и Фондом Билла и Мелинды Гейтс при участии BBC Media Action была создана программа Ananya Program.

Роль BBC Media Action в программе заключалась в том, чтобы найти способ донести до населения жизненно важную информацию, которая бы объясняла, как вести более здоровый образ жизни, и помогала избежать основных причин смертности матерей, новорожденных и детей.

Поскольку люди – это «сердце» всего, что делает BBC Media Action, решение этой сложной задачи сотрудники организации начали с исследования жителей Бихара для того, чтобы лучше понять тех, кому они хотят помочь, и понять, как в данной ситуации это лучше всего сделать.

mHealth

MHealth (Mobile Health) – это термин, которым обозначается использование мобильных устройств для медицинских сервисов (диагностика заболеваний, напоминания о приеме лекарств и т.д.) и доступа к медицинской информации.

Благодаря распространению мобильных телефонов в Индии у mHealth есть большой потенциал трансформировать систему здравоохранения в стране. Исследование, которое провели BBC, показало, что 80% мужчин и женщин в возрасте от 15 до 49 в Бихаре имеют доступ к мобильным телефонам; 63% мужчин и 32% женщин детородного возраста имеют свой собственный телефон; 85% местных жителей, работающих с населением, имеют свой телефон.

Но, несмотря на это, есть и серьезные проблемы: большинство телефонов представляют собой подержанные аппараты с «серого рынка» и имеют повреждения; у многих из них маленькие черно-белые экраны и нет карты памяти. Большинство телефонов также не поддерживает местный язык и имеет меню управления только на английском, китайском или арабском.

В результате техническая грамотность населения очень низка, исследование показало, что только 9% опрошенных хотя бы раз отправляли SMS. Другая проблема – это низкая грамотность населения в целом; 70% женщин в сельских районах Бихара являются неграмотными, это приводит к тому, что использование мобильных телефонов, особенно среди женщин, очень часто ограничено только лишь звонками.

Учитывая все эти факторы, исследователи BBC Media Action пришли к выводу, что наиболее подходящей технологией в данном случае будет IVR (англ. Interactive Voice Response) – использующаяся во всем мире технология автоматических голосовых сообщений и услуг для пользователей мобильных телефонов.

IVR

Технология IVR оказалась подходящей по ряду причин: сервис не требует установки программного обеспечения на телефон; для использования IVR нужны минимальные технические навыки – способность набрать номер и нажимать на соответствующие цифры согласно инструкции; поскольку IVR содержит только аудиоконтент, не нужно быть грамотным, для того чтобы им пользоваться.

Дополнительным преимуществом этой технологии являются относительно небольшие расходы на звонки – использование этой технологии обошлось бы намного дешевле, чем, например, создание нескольких тысяч мобильных устройств, установка на них специального программного обеспечения и контента, обучение населения тому, как их использовать, а также ремонт и замена сломанных и украденных телефонов.

Единственным существенным недостатком IVR стало отсутствие каких-либо визуальных элементов, а, как известно из образовательных практик во всем мире, использование аудио- и визуального контента дает результат намного лучший, чем один аудиоконтент.

Когда BBC Media Action поняли, что идея создания, распространения и поддержки телефонов является нежизнеспособной, они подумали об использовании флипчартов, которые бы местные жители, работающие с населением, применяли как дополнение к IVR. Но здесь обнаружилась новая проблема: работающие с населением люди, которым часто требовалось проходить большие расстояния, не хотели носить с собой тяжелые флипчарты; они также не хотели носить небольшие флипчарты из-за стандартизированных сумок под них, а в их собственные сумки даже небольшие флипчарты не помещались.

Вместе с этим появились и не обнадеживающие результаты другого исследования, оказалось, что большую сложность вызывает навигация в меню IVR. Людям непросто было запомнить и ориентироваться даже в 3-4 опциях главного меню, а дополнительное меню и вовсе вызывало замешательство.

После долгих дискуссий и вывода о том, что ни флипчарты, ни сложное голосовое меню IVR не будут работать в Бихаре, было найдено решение – объединить их, используя вместо флипчарта простой набор карточек, на которых было бы напечатано меню IVR. Так родилась концепция Mobile Kunji.

Mobile Kunji

Mobile Kunji (kunji на хинди значит «руководство» или «ключ») – это аудиовизуальная помощь, которую можно использовать во время консультаций с семьями. Руководство содержит полезную информацию о здоровье, которая должна помочь развеять самые частые заблуждения в вопросах материнства.

Mobile Kunji состоит из IVR-сервиса и небольших и прочных карточек, каждая из которых содержит цветную иллюстрацию, ключевые моменты, касающиеся данного вопроса, и номер, набрав который, можно услышать голосовое сообщение.

Во время сессий консультант набирает номер и включает телефон на громкую связь, чтобы все могли услышать сообщение. Доктор Анита, так представляется «авторитетный, но добрый» женский голос, рассказывает о какой-либо из тем, проиллюстрированных на карточке.

Результаты

С момента запуска Mobile Kunji прошло уже два года, за это время 182 тысячи уникальных пользователей прослушали 8,6 миллиона минут записей важной информации, касающейся вопросов здоровья матерей и новорожденных детей.

Оказалось, что Mobile Kunji помогает консультантам эффективнее взаимодействовать с населением. Статус консультантов в местных сообществах вырос, и к ним начинают относиться с большим доверием и уважением. Например, одна из женщин, работающих с населением, вспоминает, как аудиозапись помогла убедить жительницу ее деревни принять таблетку цинка.

«Записанный голос доктора Аниты, который я включаю на моем телефоне, вызывает у людей доверие».

Данные, полученные в результате исследования, также подтверждают наличие позитивной корреляции между запуском Mobile Kunji и изменением поведения, связанного со здоровьем. Согласно исследованию среди беременных женщин, к которым приходил консультант с Mobile Kunji, на 28% возросло число тех, кто подготовился к родам (организовал транспорт, выбрал больницу на экстренный случай, записал важные телефонные номера и отложил деньги).

Пример использования Mobile Kunji оказался настолько удачным, что сервис недавно был запущен в Ориссе и Уттар-Прадеше, двух других индийских штатах, а правительство Индии одобрило распространение Mobile Kunji на территории всей страны.