Увидеть Урал столетней давности на картах позволит проект пермских ученых

Увидеть Урал столетней давности на картах позволит проект пермских ученых
Увидеть Урал столетней давности на картах позволит проект пермских ученых

Сотруд­ни­ки Перм­ско­го клас­си­че­ско­го уни­вер­си­те­та (ПГНИУ) раз­ра­бо­та­ли серию марш­ру­тов по Перм­ско­му краю и Ура­лу на осно­ве про­из­ве­де­ний писа­те­лей и пуб­ли­ци­стов XIX века. В этой пуб­ли­ка­ции авто­ры про­ек­та поде­ли­лись тех­но­ло­ги­ей сво­ей рабо­ты.

Поделитесь этой новостью с друзьями.

История с фотографией

Грант, полу­чен­ный перм­ски­ми уче­ны­ми в номи­на­ции «Сохра­не­ние куль­тур­но-исто­ри­че­ско­го насле­дия Рос­сии», пред­по­ла­гал раз­ра­бот­ку серии экс­кур­си­он­ных марш­ру­тов по Перм­ско­му краю и пред­став­ле­ние их в виде интер­ак­тив­ных карт. Все­го раз­ра­бо­та­но четы­ре марш­ру­та: «Вверх по Више­ре», «По Чусо­вой с Мами­ным-Сиби­ря­ком», «По Каме на паро­хо­де» и «Сибир­ский тракт». Они сов­па­да­ют с суще­ству­ю­щи­ми попу­ляр­ны­ми турист­ски­ми направ­ле­ни­я­ми, поэто­му могут быть исполь­зо­ва­ны люби­те­ля­ми спла­вов по рекам, авто­ту­ри­ста­ми. В целом про­ект рас­счи­тан на широ­кую ауди­то­рию: кра­е­ве­дов, школь­ни­ков, сту­ден­тов, жите­лей Ура­ла, инте­ре­су­ю­щих­ся гео­гра­фи­ей и исто­ри­ей род­но­го края.

Собран­ный мате­ри­ал осо­бен­ный: реки, горы, насе­лен­ные пунк­ты пред­ста­ют в нем совсем дру­ги­ми, каки­ми они были более ста лет назад. С тех пор мно­гое изме­ни­лось: одни реки ста­ли шире, дру­гие поме­ня­ли рус­ло, горы и ска­лы были уни­что­же­ны, насе­лен­ные пунк­ты раз­рос­лись или, наобо­рот, ста­ли нежи­лы­ми.

«Точ­ка­ми на марш­ру­тах послу­жи­ли наи­бо­лее упо­ми­на­е­мые в пуб­ли­ци­сти­ке XIX века реки и горы Ура­ла, а так­же антро­по­ген­ные реа­лии, с ними свя­зан­ные. В целом кар­ты дают пред­став­ле­ние об основ­ных при­род­ных доми­нан­тах ураль­ско­го ланд­шаф­та XIX века и тех зна­че­ни­ях, кото­рые сфор­ми­ро­ва­ла вокруг них теку­щая пуб­ли­ци­сти­ка. Боль­шин­ство точек сопро­вож­да­ют­ся фото­гра­фи­я­ми, спе­ци­аль­но подо­бран­ны­ми для про­ек­та. Часть из них сде­ла­на в ходе поле­вых экс­пе­ди­ций по марш­ру­там», – отме­ча­ют авто­ры про­ек­та.

http://www.dompasternaka.ru/news/detail.php?ID=1023
«Ста­рая Пермь (вверх по Више­ре)», интер­ак­тив­ная кар­та

Взгляд изнутри 

Созда­нию карт пред­ше­ство­вал про­дол­жи­тель­ный этап сбо­ра инфор­ма­ции. Уче­ные соби­ра­ли цита­ты из худо­же­ствен­ных про­из­ве­де­ний и книг. Для это­го при­хо­ди­лось выез­жать в биб­лио­те­ки и архи­вы Моск­вы, Ека­те­рин­бур­га, Пер­ми, про­смат­ри­вать под­шив­ки, ска­ни­ро­вать и наби­рать тек­сты. Потом мас­сив цитат авто­ры отсор­ти­ро­ва­ли по марш­ру­там.

Карты

Кар­ты марш­ру­тов под­го­тов­ле­ны на осно­ве кар­то­гра­фи­че­ско­го сер­ви­са Google Maps. Изна­чаль­но пла­ни­ро­ва­лось опи­рать­ся на спут­ни­ко­вую кар­ту сер­ви­са, что­бы кар­та выгля­де­ла более досто­вер­но. Но поз­же авто­ры отка­за­лись от спут­ни­ко­вой кар­ты, взяв за осно­ву кар­ту «Рельеф». Оби­лие дета­лей на кар­те сни­жа­ло удо­бо­чи­та­е­мость, точ­ки марш­ру­та теря­лись на раз­но­цвет­ном фоне. Кро­ме это­го, на спут­ни­ко­вой кар­те обла­ка и рас­ти­тель­ность часто скры­ва­ли реки и доро­ги.

Точки

Каж­дая точ­ка марш­ру­та при­вя­за­на к мест­но­сти и содер­жит цита­ту, фото­гра­фии и ссыл­ку на пол­ный текст авто­ра. В целях еди­но­об­ра­зия авто­ры выбра­ли все­го семь ико­нок для меток.

Семь иконок для меток карты
Семь ико­нок для меток кар­ты

Глав­ной про­бле­мой при уста­нов­ке точек ста­ло изме­не­ние ланд­шаф­та и очер­та­ний насе­лен­ных пунк­тов. Для поис­ка пра­виль­но­го место­на­хож­де­ния авто­ры про­кла­ды­ва­ли путь авто­ров XIX века на кар­те, иска­ли по опи­са­ни­ям, топо­ни­мам, ланд­шаф­ту, осо­бен­но­стям релье­фа. Вот, напри­мер, река Белая впа­да­ет в Каму. В XIX веке авто­ры не виде­ли тако­го раз­ли­ва рек, воз­ник­ше­го после появ­ле­ния Ниж­не­кам­ской ГЭС.

Река Кама
Река Кама

В рабо­те авто­ры исполь­зо­ва­ли Panoramio.com: сер­вис фото­гра­фий с гео­ло­ка­ци­ей. К фото­гра­фи­ям это­го сер­ви­са есть доступ и в про­грам­ме Google Earth, но на сай­те их намно­го боль­ше, так как моде­ра­то­ры не про­пус­ка­ют в про­грам­му неко­то­рые сним­ки.

Сервис Panoramio.com
Сер­вис Panoramio.com

Вто­рой актив­но исполь­зу­е­мый сер­вис – wikimapia.org (кра­уд­сор­син­го­вая кар­та, на кото­рую мет­ки нано­сят тыся­чи поль­зо­ва­те­лей). Эти сер­ви­сы помо­га­ли, напри­мер, опре­де­лить точ­ное рас­по­ло­же­ние ска­лы на реке.

Wikimapia.org
Wikimapia.org

В даль­ней­шем точ­ки кор­рек­ти­ро­ва­лись по спра­воч­ни­кам, тури­сти­че­ским кар­там, схе­мам. Марш­рут «Сибир­ский тракт» про­ве­рял­ся опыт­ным путем: в ходе поезд­ки по марш­ру­ту.

Фотографии

Фото­гра­фии под­би­ра­лись тща­тель­но. В рабо­те помо­га­ли про­фес­си­о­наль­ные фото­гра­фы Вик­тор Мель­ник и Андрей Ширин­кин. Они про­смат­ри­ва­ли кар­ты и под­би­ра­ли фото­гра­фии к точ­кам марш­ру­та.

В рабо­те так­же исполь­зо­ва­лись цвет­ные фото­гра­фии С.М. Про­ку­ди­на-Гор­ско­го, кото­рый в 1912 году совер­шил поезд­ку по Рос­сии и сде­лал мно­же­ство фото­гра­фий Ура­ла. Фото­гра­фии в насто­я­щее вре­мя пере­шли в обще­ствен­ное досто­я­ние, и их мож­но исполь­зо­вать в раз­ных про­ек­тах. Есть в про­ек­те несколь­ко иллю­стра­ций, опуб­ли­ко­ван­ных с лицен­зи­ей Creative Commons.

Фотографии С.М. Прокудина-Горского
Фото­гра­фии С.М. Про­ку­ди­на-Гор­ско­го.

Линии маршрутов

Линию марш­ру­та рисо­ва­ли в при­ло­же­нии Google Earth. Создан­ный путь экс­пор­ти­ро­вал­ся в фор­мат kml и загру­жал­ся на новый слой Google Maps. Потом здесь мож­но настро­ить цвет и тол­щи­ну линии, но изме­нить ее кон­фи­гу­ра­цию уже не полу­чит­ся, для это­го нуж­но сно­ва откры­вать Google Earth.

Использование на навигаторах

Фай­лы марш­ру­тов в фор­ма­те GPX для нави­га­то­ров созда­ва­лись в послед­ний момент после окон­ча­тель­ной готов­но­сти карт. Из Google Maps точ­ки экс­пор­ти­ро­ва­лись в фор­мат kml. Затем с помо­щью сер­ви­са GPS Visualizer файл кон­вер­ти­ро­ва­ли в фор­мат GPX, под­хо­дя­щий для мно­же­ства нави­га­то­ров. Пара­мет­ры кон­вер­та­ции мож­но уви­деть на иллю­стра­ции:

GPS Visualizer
GPS Visualizer

Совместная работа

В про­цес­се рабо­ты над кар­та­ми тру­ди­лись несколь­ко авто­ров. Один нано­сил точ­ки, дру­гие пра­ви­ли текст и про­ве­ря­ли все эле­мен­ты на ошиб­ки.

Доступ к кар­там Google Maps был открыт сра­зу несколь­ким авто­рам. Редак­ти­ро­ва­ние тек­ста меток было удоб­нее делать в таб­ли­це дан­ных, кото­рую мож­но открыть для каж­до­го слоя. Сохра­не­ние кар­ты про­ис­хо­дит после каж­до­го вво­да сим­во­ла, так что нет рис­ка поте­рять цен­ную инфор­ма­цию.