Интернет для людей с ограниченными возможностями: почему мы не должны проектировать его для «других»

escher_perspective_study_by_fireflyalpha-d6t9z74
escher_perspective_study_by_fireflyalpha-d6t9z74

Почему у нас так мало сайтов, доступных для людей с ограниченными возможностями? Будет ли у нас доступный Интернет тогда, когда мы перестанем проектировать его для «других» и начнем проектировать его для всех людей? Мы задали себе эти вопросы и постарались ответить на них.

Сила Веба в его универсальности. Он должен быть доступен для всех, независимо от их возможностей.

Еще создатель Всемирной паутины, Тим Бернерс-Ли, полагал общедоступность одним из ключевых ее аспектов. Не важно, какую технику или программное обеспечение используют люди, не важно, на каком языке они разговаривают и где живут, не важны их физические и умственные способности Интернет должен быть доступен для всех.

И действительно, Интернет значительно изменил жизнь многих людей с ограниченными возможностями, устранив барьеры, с которыми таким людям приходилось сталкиваться в физическом мире. Учеба, общение, покупки и многое другое с распространением Интернета стало намного доступнее для всех.

Но плохо продуманный и спроектированный Интернет и сам может стать барьером, исключающим людей с ограниченными возможностями.

Если на сайте слишком мелкий шрифт, его не смогут прочитать люди с плохим зрением; отсутствие подписей для изображений сделает информацию на сайте недоступной для незрячих людей, которые пользуются скрин-ридерами приложениями, озвучивающими текст на экране; если для аудиофайлов на сайте отсутствуют транскрипты, они будут недоступны для глухих и слабослышащих людей; если на графике нет подписей, человек, который не различает цвета, не сможет его понять этот список можно продолжать еще долго.

В то же время доступ к информации и коммуникационным технологиям, включая Интернет, считается ООН одним из основных прав человека.

Идея о доступности

В 1999 году Консорциум Всемирной паутины (англ. World Wide Web Consortium, W3C), занимающийся разработкой единых принципов и стандартов для Интернета, выпустил список рекомендаций WCAG 1.0 (Web Content Accessibility Guidelines), направленный на обеспечение доступности ресурсов Всемирной паутины для людей с ограниченными физическими возможностями.

В 2008 году вышла вторая версия рекомендаций, WCAG 2.0, которые, как считает Дмитрий Васильев, опубликовавший на Хабрахабре вольный перевод всех двенадцати положений WCAG 2.0, «при ближайшем рассмотрении банально совпадают с правилами хорошего тона, рекомендациями для адаптации сайтов под мобильные устройства, да и просто не так уж и сложны в реализации».

Но если все на самом деле не очень сложно, то почему у нас до сих пор нет доступного Интернета? Почему так мало сайтов адаптированы таким образом, чтобы ими могли пользоваться люди с ограниченными возможностями?

По мнению Энн Гибсон, написавшей о доступности Интернета статью «Reframing Accessibility for the Web», проблема заключается не в технологиях, а в том, как мы воспринимаем людей с ограниченными возможностями.

До тех пор, пока мы будем считать, что доступный Интернет это Интернет, которым могут пользоваться люди с ограниченными возможностями, доступность Интернета так и останется на периферии наших приоритетов. Нам необходимо изменить свое восприятие доступности и проектировать Интернет, которым могут пользоваться не люди с ограниченными возможностями, а просто люди — все люди.

Нормальность, эйблизм и «они»

Почти у всех нас есть стереотипы о людях с ограниченными возможностями (если мы думаем, что таких стереотипов у нас нет, то, скорее всего, мы их просто не замечаем), но проблема даже не в самих стереотипах, а в том, что очень часто они негативны и являются признаками эйблизма (англ. ableism): убеждений, согласно которым люди с ограниченными физическими или когнитивными возможностями хуже, чем «нормальные» люди.

Леннард Дэвис, ученый, занимающийся исследованиями инвалидности, в своей книге «Bending Over Backwards» пишет о том, что до XIX века в западной культуре концепция «идеального» была царствующей парадигмой в отношении всех, поэтому все были хуже, чем идеал.

Появление же понятия «нормальности» создало императив быть нормальным и, вместе с нормальным распределением, создало представление об отклонении от нормы, которым является все, не попадающее в пик кривой нормального распределения.

Знакомое многим нормальное распределение:

Категория «нормальности» вызывает разделение на тех, кто является «нормальным», и тех, кто «нормальным» не является, разделение на «мы» и «они» и, как следствие, аутгрупповую гомогенность.

Эффект аутгрупповой гомогенности проявляется в том, что мы склонны видеть членов своей группы как разнообразных индивидов, а члены чужой группы кажутся нам похожими друг на друга. В результате мы представляем себе людей с ограниченными возможностями очень типическим образом слепые с белой тростью, глухие со слуховыми аппаратами, люди на инвалидных колясках.

Что, безусловно, является сильным упрощением. Энн Гибсон смогла насчитать как минимум 26 различных ситуаций, когда возможности людей ограничены и у них возникает потребность в доступном Интернете:

  • «В» упал и сломал пальцы теперь для навигации в Интернете он может использовать только левую руку и клавиатуру;
  • у «I» эпилепсия, которая иногда вызывается яркими контрастными цветами, «I» нужно с осторожностью посещать сайты с ярким дизайном;
  • «K» в 60-е служил на плавучем маяке и, как это случается со многими, стал плохо слышать на одно ухо он поворачивает голову в сторону звука на компьютере, но так ему сложно видеть экран;
  • технически у «Z» нет никакой ограниченности, но у него есть близнецы, которым по одному году, он сидит с ними дома и ему везет, если, когда он держит кого-то из них на одной руке, у него остается хотя бы один свободный палец на другой руке для навигации по iPad или включения Siri.

Такие ситуации могут быть самыми разными незаметными окружающим, нетипичными, носить временный или постоянный характер. Более того, каждый из нас в любой момент может сам стать человеком, чьи возможности ограничены.

Поэтому Гибсон предлагает по-другому посмотреть на ограниченность не как на характеристику, а как на спектр, на котором, хотя и в разных его частях, находимся мы все.

Если мы примем то, что все являемся людьми с ограниченными в той или иной степени возможностями (даже если не считаем, что ношение очков делает нас такими), то мы не будем разделять людей на «нормальных» и «ограниченных» и начнем воспринимать других как часть нашей собственной разнообразной группы — и относиться к ним соответственно.

Отношение и ресурсы

Одна из основных проблем, мешающих проектированию доступного Интернета, ограниченность ресурсов для этого. Если в дизайне сайта есть что-то, делающее его недоступным, то у людей, занимающихся бюджетом, как правило, возникает вопрос о том, насколько это важно так ли уж много слепых людей будут заходить на сайт?

И конечно, почти всегда «их» оказывается недостаточно для того, чтобы трата ресурсов на доработку сайта показалась оправданной. Будем честны когда мы решаем потратить деньги, например, на продвижение сайта, а не на то, чтобы сделать его доступным для людей с ограниченными возможностями, мы демонстрируем эйблизм.

Все пользователи сайта это люди, которые заходят на него примерно за одним и тем же, будь это чтение статьи, просмотр видео или совершение какой-либо покупки. И все люди заслуживают одинакового к ним отношения. В конце концов, как пишет Гибсон, «это не наше дело, как кто-то хочет использовать наш сайт без клавиатуры или без мыши, с помощью скрин-ридера или Брайля». Сайт просто должен работать.

Матрица доступности, персонажи и контент

Но как убедиться в том, что сайт доступен для всех? Гибсон предлагает использовать для этого метод тестовой матрицы, которая объединяет в себе все возможные сценарии и позволяет проверить, реализуются ли они.

Для того чтобы построить матрицу, нужно:

  • создать список устройств ввода для компьютера;
  • создать список устройств вывода для компьютера;
  • создать матрицу этих устройств в удобном для вас формате электронной таблицы.
Матрица доступности. Изображение: alistapart.com/article/reframing-accessibility-for-the-web
Матрица доступности. Изображение: alistapart.com/article/reframing-accessibility-for-the-web
  • Определить вероятность того, что каждая из комбинаций в матрице существует (но помните, что это не список того, что ваша аудитория использует, это список того, что существует).
  • Постарайтесь также внести в ваше тестирование как можно больше дополнительных элементов — разные операционные системы, браузеры и разрешение мониторов.
  • Проведите тестирование сайта и определите, что работает, что не работает, а что не применимо в данном случае. Внесите результаты в таблицу.
Например, для статьи, содержащей видео, у Гибсон получился такой результат:
Матрица доступности. Изображение: alistapart.com/article/reframing-accessibility-for-the-web
Матрица доступности. Изображение: alistapart.com/article/reframing-accessibility-for-the-web

Другим методом тестирования может быть создание персонажа метод, который часто используется в дизайне, ориентированном на пользователей, и маркетинге.

Для этого метода вам понадобится придумать в максимальных подробностях какого-либо персонажа, который будет вашим пользователем, сколько ему лет, кто он, чем он занимается, в чем выражается ограниченность его возможностей, какие у него потребности и как он пользуется вашим сайтом.

Придуманные персонажи не только дают «человеческие» сценарии поведения пользователей, но и делают более трудным исключение из тестирования каких-либо аспектов доступности сайта. Например, если у нашего персонажа проблемы со зрением и он читает тексты с планшета с сильно увеличенным шрифтом, то нам будет сложно проигнорировать текстирование такого варианта использования сайта.

Наконец, последним этапом может быть проверка того, как ваш контент работает в разных форматах и на разных устройствах. Например, если текст не очень понятен, когда он озвучивается, вероятно, он не очень понятен, даже если его читать, и его следует переписать.

Создание доступных сайтов процесс намного более сложный, чем просто создание сайтов. Использование матрицы доступности и персонажей позволит избежать «туннельного зрения», при котором учитываются только самые очевидные сценарии того, как пользователи будут работать с сайтом.

Доступность же сама по себе должна заключаться не в том, кто может использовать Интернет, а в том, что его могут использовать все. Сайт либо работает на тех устройствах ввода и вывода, которыми пользуются люди, либо нет.

И только когда мы будем проектировать Интернет таким образом, что каждый человек, независимо от его возможностей и технологий, которые он использует, сможет работать с ним, у нас будет шанс построить действительно доступный Интернет.

Изображение: FireflyAlpha