Три миллиарда новых пользователей: локальный контент, смартфоны и открытый Интернет

Как новый миллиард изменит Интернет, к которому мы привыкли?
Как новый миллиард изменит Интернет, к которому мы привыкли?

Одним из обе­ща­ний Все­мир­ной пау­ти­ны была сво­бо­да созда­ния и рас­про­стра­не­ния кон­тен­та. Но будет ли это вер­но для трех мил­ли­ар­дов новых поль­зо­ва­те­лей?

Поделитесь этой статьей с друзьями.

В бли­жай­шем буду­щем мы уви­дим под­клю­че­ние к Интер­не­ту мил­ли­ар­дов новых поль­зо­ва­те­лей из раз­ви­ва­ю­щих­ся стран, а недо­ро­гие мобиль­ные теле­фо­ны ста­нут для это­го основ­ным инстру­мен­том.

Но какой Интер­нет нужен таким поль­зо­ва­те­лям? Что помо­жет создать новые соци­аль­ные и эко­но­ми­че­ские воз­мож­но­сти для поль­зо­ва­те­лей из раз­ви­ва­ю­щих­ся стран? Что они уви­дят, когда пер­вый раз зай­дут в Интер­нет? Помо­жет ли это улуч­шить их жиз­ни?

Марк Сур­ман, интер­нет-акти­вист, гла­ва Mozilla Foundation и сто­рон­ник откры­тых тех­но­ло­гий, Кори­на Гард­нер, кон­суль­тант по раз­ви­тию мобиль­ных тех­но­ло­гий, и Дэвид Ашер, вице-пре­зи­дент Mozilla Foundation, в сво­ей ста­тье «Local Content, Smartphones, and Digital Inclusion» пыта­ют­ся отве­тить на эти вопро­сы и рас­суж­да­ют о суще­ству­ю­щих про­бле­мах мобиль­но­го Интер­не­та и о том, как мы можем их решить.

Три миллиарда новых пользователей

К кон­цу это­го года каж­дый тре­тий чело­век на пла­не­те будет иметь доступ к мобиль­но­му Интер­не­ту. Рост будет осу­ществ­лять­ся глав­ным обра­зом за счет новых поль­зо­ва­те­лей из стран, где доступ к Интер­не­ту до насто­я­ще­го вре­ме­ни был очень огра­ни­чен сей­час толь­ко 20% насе­ле­ния в раз­ви­ва­ю­щих­ся стра­нах име­ет доступ к мобиль­но­му Интер­не­ту; в раз­ви­тых стра­нах эта циф­ра состав­ля­ет 84%.

Но сам по себе доступ к Интер­не­ту мало что меня­ет. Важ­но то, что поль­зо­ва­те­ли там най­дут, когда полу­чат к нему доступ, имен­но это будет опре­де­ля­ю­щим фак­то­ром того, насколь­ко он ока­жет­ся им нужен и поле­зен, как они будут его исполь­зо­вать и захо­тят ли исполь­зо­вать вооб­ще.

Мобиль­ный Интер­нет, кото­рый у нас есть сей­час, силь­но отли­ча­ет­ся от ран­не­го, откры­то­го и доступ­но­го Интер­не­та. Во мно­гих отно­ше­ни­ях мобиль­ный Интер­нет огра­ни­чен толь­ко «чте­ни­ем», и не толь­ко пото­му, что малень­кие экра­ны мобиль­ных устройств пло­хо под­хо­дят для созда­ния кон­тен­та, но и пото­му, что мобиль­ный кон­тент медиа, при­ло­же­ния и услу­ги рас­про­стра­ня­ет­ся по доста­точ­но закры­тым кана­лам.

Google, Apple и Microsoft ока­зы­ва­ют огром­ное вли­я­ние на то, какие при­ло­же­ния будут доступ­ны для уста­нов­ки на Android, iOS и Windows Phone. Это созда­ет барье­ры, кото­рые, в конеч­ном сче­те, могут стать моде­лью для все­го Интер­не­та.

В таком слу­чае у новых поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та будет мало воз­мож­но­стей исполь­зо­вать его как-либо еще, кро­ме как для пуб­ли­ка­ций в соци­аль­ных сетях и исполь­зо­ва­ния уже гото­вых при­ло­же­ний и сер­ви­сов.

Это будет мир, в кото­ром люди ста­нут потре­би­те­ля­ми кон­тен­та, но не созда­те­ля­ми, а эко­но­ми­че­ская и соци­аль­ная сила Интер­не­та ока­жет­ся в руках неболь­шо­го коли­че­ства кор­по­ра­ций в несколь­ких стра­нах.

Мень­ше все­го это будет похо­же на мир, в кото­ром каж­дый может исполь­зо­вать Интер­нет для того, что­бы осу­ще­ствить свою меч­ту, создать свое соб­ствен­ное про­стран­ство и поде­лить­ся сво­и­ми рабо­та­ми с дру­ги­ми. Но если мы хотим для сле­ду­ю­щих трех мил­ли­ар­дов поль­зо­ва­те­лей такой Интер­нет, мы долж­ны его создать.

Локальный контент: канарейка в шахте?

Из раз­лич­ных иссле­до­ва­ний и исто­рии веба мож­но пред­по­ло­жить, что вовле­че­ние поль­зо­ва­те­лей в Интер­нет состо­ит из трех эта­пов: изу­че­ния, созда­ния и уча­стия.

Здесь очень важ­но, что­бы пер­вый этап изу­че­ние ока­зал­ся инте­рес­ным и полез­ным для поль­зо­ва­те­ля, а это во мно­гом зави­сит от локаль­но­го кон­тен­та и сер­ви­сов, кото­рые явля­ют­ся неотъ­ем­ле­мой частью это­го пер­во­на­чаль­но­го вовле­че­ния.

От исполь­зо­ва­ния Facebook и WhatsApp у новых поль­зо­ва­те­лей из раз­ви­ва­ю­щих­ся стран не сло­жит­ся впе­чат­ле­ние, что они тоже могут что-то созда­вать при помо­щи Интер­не­та, а без пол­но­цен­но­го уча­стия и вовле­чен­но­сти они не смо­гут исполь­зо­вать все воз­мож­но­сти, кото­рые предо­став­ля­ет Интер­нет.

По этой при­чине локаль­ный кон­тент высту­па­ет в роли кана­рей­ки в шах­те: если мы видим его, это хоро­ший знак того, что поль­зо­ва­те­ли могут созда­вать и делить­ся кон­тен­том. Если мы его не видим, то, ско­рее все­го, воз­мож­но­сти для циф­ро­во­го уча­стия в дан­ном реги­оне огра­ни­че­ны.

Количество пользователей, которые являются носителями языка, и сайтов на данном языке
Коли­че­ство поль­зо­ва­те­лей, кото­рые явля­ют­ся носи­те­ля­ми язы­ка, и сай­тов на дан­ном язы­ке

В боль­шин­стве стран «кана­рей­ка кон­тен­та» чув­ству­ет себя не очень хоро­шо боль­ше поло­ви­ны всех сай­тов в Интер­не­те на англий­ском язы­ке; сре­ди 10 самых попу­ляр­ных сай­тов в Индии толь­ко два пол­но­стью локаль­ные, а осталь­ные пред­став­ля­ют собой индий­ские вер­сии Google, Facebook, Yahoo и Wikipedia.

Похо­жие трен­ды мож­но наблю­дать почти во всех стра­нах, за исклю­че­ни­ем Китая, кото­ро­му хва­ти­ло кри­ти­че­ской мас­сы для созда­ния сво­их попу­ляр­ных локаль­ных брен­дов.

Вопрос в том, изме­нит­ся ли эта ситу­а­ция с рас­про­стра­не­ни­ем мобиль­ных устройств или ста­нет еще более небла­го­при­ят­ной для тех, кто не гово­рит на англий­ском язы­ке.

Инструментарий для создания контента

Но что может помочь людям, кото­рые толь­ко начи­на­ют исполь­зо­вать Интер­нет через смарт­фо­ны, созда­вать кон­тент?

Для того что­бы отве­тить на этот вопрос, сле­ду­ет обра­тить­ся к пер­вой волне созда­ния Интер­не­та в Север­ной Аме­ри­ке и Евро­пе в 1990-х. Тре­мя клю­че­вы­ми фак­то­ра­ми, повли­яв­ши­ми на рост кон­тен­та и сер­ви­сов в то вре­мя, были:

  • Стро­и­тель­ные бло­ки. Созда­вать кон­тент и сер­ви­сы с таки­ми откры­ты­ми стан­дар­та­ми, как HTML, и инстру­мен­та­ми, как Microsoft FrontPage, было очень лег­ко.
  • Навы­ки. Люди поня­ли, какие воз­мож­но­сти пред­став­ля­ет Интер­нет (напри­мер, созда­ние веб-сай­та), нача­ли их исполь­зо­вать и быст­ро научи­лись необ­хо­ди­мым навы­кам.
  • Откры­тая плат­фор­ма. Прак­ти­че­ски пол­ное отсут­ствие барье­ров вхо­да для ком­па­ний на рынок.

Резуль­та­том все­го это­го ста­ло появ­ле­ние новых биз­нес-моде­лей и про­цве­та­ю­щая циф­ро­вая эко­но­ми­ка, кото­рая сде­ла­ла мно­гие аспек­ты нашей жиз­ни луч­ше, а так­же созда­ла мно­го новых воз­мож­но­стей для тех, кто был спо­со­бен их исполь­зо­вать.

Эти фун­да­мен­таль­ные каче­ства Интер­не­та зна­чи­тель­но изме­ни­лись с тех пор, но если мы хотим, что­бы для новых поль­зо­ва­те­лей Интер­нет стал откры­той пло­щад­кой, где мож­но что-то созда­вать, мы долж­ны вновь к ним вер­нуть­ся.

Такие инстру­мен­ты, как про­стой в изу­че­нии HTML или Microsoft FrontPage, а позд­нее такие плат­фор­мы для пуб­ли­ка­ции, как Blogger или WordPress, поз­во­ли­ли мил­ли­о­нам людей стать созда­те­ля­ми веба, исполь­зуя для это­го уже гото­вые реше­ния.

Но подоб­ные стро­и­тель­ные бло­ки еще не созда­ны для мобиль­ных систем. Такие успеш­ные соци­аль­ные плат­фор­мы, как Facebook или Instagram, могут быть хоро­шим началь­ным эта­пом для тех, кто хочет созда­вать кон­тент и делить­ся им онлайн, но созда­ние при­ло­же­ний для мобиль­ных устройств уже тре­бу­ет спе­ци­аль­ных навы­ков.

Поэто­му необ­хо­ди­ма раз­ра­бот­ка тако­го про­грамм­но­го обес­пе­че­ния и опе­ра­ци­он­ных систем, кото­рые сде­ла­ли бы воз­мож­ным созда­ние любо­го кон­тен­та пер­со­наль­ных при­ло­же­ний, веб-стра­ниц, видео и пуб­ли­ка­цию их в Интер­не­те без какой-либо реги­стра­ции в соци­аль­ных сетях или одоб­ре­ния боль­ших кор­по­ра­ций.

Теория в действии

Но пока то, что, если мы смо­жем вос­про­из­ве­сти суще­ству­ю­щий ранее Интер­нет, то откро­ем для мил­ли­ар­дов людей новые воз­мож­но­сти, явля­ет­ся лишь тео­ри­ей, про­вер­ку кото­рой на прак­ти­ке в тече­ние послед­не­го года обсуж­да­ют Mozilla, GSMA и дру­гие участ­ни­ки мобиль­ной инду­стрии.

Пер­вым шагом в этом направ­ле­нии явля­ет­ся созда­ние систе­мы про­грамм­но­го обес­пе­че­ния («Webmaker»), кото­рая поз­во­ля­ет лег­ко созда­вать полез­ные при­ло­же­ния с помо­щью мобиль­но­го теле­фо­на, при­ни­мая во вни­ма­ние уро­вень гра­мот­но­сти потен­ци­аль­ных созда­те­лей.

Дру­гим важ­ным шагом явля­ет­ся сов­мест­ная рабо­та с опе­ра­то­ра­ми мобиль­ной свя­зи и дру­ги­ми парт­не­ра­ми над созда­ни­ем удоб­ных для поль­зо­ва­те­лей API, кото­рые помо­гут инте­гри­ро­вать такие сер­ви­сы, как мобиль­ные день­ги, рекла­му, инфор­ма­цию о пого­де и т.д. в мобиль­ное при­ло­же­ние.

Созда­ние при­ло­же­ний из «кир­пи­чи­ков», не тре­бу­ю­щее навы­ков про­грам­ми­ро­ва­ния, и полез­ные API могут стать хоро­шим осно­ва­ни­ем для появ­ле­ния локаль­но­го кон­тен­та и при­вле­че­ния боль­ше­го чис­ла поль­зо­ва­те­лей к уча­стию в его созда­нии.

Сле­ду­ю­щим важ­ным шагом явля­ет­ся повы­ше­ние циф­ро­вой гра­мот­но­сти людей, кото­рые впер­вые выхо­дят в Интер­нет. Это не про­сто обу­че­ние про­грам­ми­ро­ва­нию, но и навы­ки, кото­рые нуж­ны каж­до­му для того, что­бы пол­но­цен­но участ­во­вать в циф­ро­вой жиз­ни.

Все это непро­стые зада­чи, но, если мы хотим, что­бы Интер­нет рабо­тал для новых поль­зо­ва­те­лей и пред­ла­гал им что-то боль­шее, чем мало­до­ступ­ное потреб­ле­ние, мы долж­ны попро­бо­вать их решить, и пока у нас еще есть вре­мя, что­бы это сде­лать.