Три миллиарда новых пользователей: локальный контент, смартфоны и открытый Интернет

Как новый миллиард изменит Интернет, к которому мы привыкли?
Как новый миллиард изменит Интернет, к которому мы привыкли?

Одним из обещаний Всемирной паутины была свобода создания и распространения контента. Но будет ли это верно для трех миллиардов новых пользователей?

Поделитесь этой статьей с друзьями.

В ближайшем будущем мы увидим подключение к Интернету миллиардов новых пользователей из развивающихся стран, а недорогие мобильные телефоны станут для этого основным инструментом.

Но какой Интернет нужен таким пользователям? Что поможет создать новые социальные и экономические возможности для пользователей из развивающихся стран? Что они увидят, когда первый раз зайдут в Интернет? Поможет ли это улучшить их жизни?

Марк Сурман, интернет-активист, глава Mozilla Foundation и сторонник открытых технологий, Корина Гарднер, консультант по развитию мобильных технологий, и Дэвид Ашер, вице-президент Mozilla Foundation, в своей статье «Local Content, Smartphones, and Digital Inclusion» пытаются ответить на эти вопросы и рассуждают о существующих проблемах мобильного Интернета и о том, как мы можем их решить.

Три миллиарда новых пользователей

К концу этого года каждый третий человек на планете будет иметь доступ к мобильному Интернету. Рост будет осуществляться главным образом за счет новых пользователей из стран, где доступ к Интернету до настоящего времени был очень ограничен сейчас только 20% населения в развивающихся странах имеет доступ к мобильному Интернету; в развитых странах эта цифра составляет 84%.

Но сам по себе доступ к Интернету мало что меняет. Важно то, что пользователи там найдут, когда получат к нему доступ, именно это будет определяющим фактором того, насколько он окажется им нужен и полезен, как они будут его использовать и захотят ли использовать вообще.

Мобильный Интернет, который у нас есть сейчас, сильно отличается от раннего, открытого и доступного Интернета. Во многих отношениях мобильный Интернет ограничен только «чтением», и не только потому, что маленькие экраны мобильных устройств плохо подходят для создания контента, но и потому, что мобильный контент медиа, приложения и услуги распространяется по достаточно закрытым каналам.

Google, Apple и Microsoft оказывают огромное влияние на то, какие приложения будут доступны для установки на Android, iOS и Windows Phone. Это создает барьеры, которые, в конечном счете, могут стать моделью для всего Интернета.

В таком случае у новых пользователей Интернета будет мало возможностей использовать его как-либо еще, кроме как для публикаций в социальных сетях и использования уже готовых приложений и сервисов.

Это будет мир, в котором люди станут потребителями контента, но не создателями, а экономическая и социальная сила Интернета окажется в руках небольшого количества корпораций в нескольких странах.

Меньше всего это будет похоже на мир, в котором каждый может использовать Интернет для того, чтобы осуществить свою мечту, создать свое собственное пространство и поделиться своими работами с другими. Но если мы хотим для следующих трех миллиардов пользователей такой Интернет, мы должны его создать.

Локальный контент: канарейка в шахте?

Из различных исследований и истории веба можно предположить, что вовлечение пользователей в Интернет состоит из трех этапов: изучения, создания и участия.

Здесь очень важно, чтобы первый этап изучение оказался интересным и полезным для пользователя, а это во многом зависит от локального контента и сервисов, которые являются неотъемлемой частью этого первоначального вовлечения.

От использования Facebook и WhatsApp у новых пользователей из развивающихся стран не сложится впечатление, что они тоже могут что-то создавать при помощи Интернета, а без полноценного участия и вовлеченности они не смогут использовать все возможности, которые предоставляет Интернет.

По этой причине локальный контент выступает в роли канарейки в шахте: если мы видим его, это хороший знак того, что пользователи могут создавать и делиться контентом. Если мы его не видим, то, скорее всего, возможности для цифрового участия в данном регионе ограничены.

Количество пользователей, которые являются носителями языка, и сайтов на данном языке
Количество пользователей, которые являются носителями языка, и сайтов на данном языке

В большинстве стран «канарейка контента» чувствует себя не очень хорошо больше половины всех сайтов в Интернете на английском языке; среди 10 самых популярных сайтов в Индии только два полностью локальные, а остальные представляют собой индийские версии Google, Facebook, Yahoo и Wikipedia.

Похожие тренды можно наблюдать почти во всех странах, за исключением Китая, которому хватило критической массы для создания своих популярных локальных брендов.

Вопрос в том, изменится ли эта ситуация с распространением мобильных устройств или станет еще более неблагоприятной для тех, кто не говорит на английском языке.

Инструментарий для создания контента

Но что может помочь людям, которые только начинают использовать Интернет через смартфоны, создавать контент?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует обратиться к первой волне создания Интернета в Северной Америке и Европе в 1990-х. Тремя ключевыми факторами, повлиявшими на рост контента и сервисов в то время, были:

  • Строительные блоки. Создавать контент и сервисы с такими открытыми стандартами, как HTML, и инструментами, как Microsoft FrontPage, было очень легко.
  • Навыки. Люди поняли, какие возможности представляет Интернет (например, создание веб-сайта), начали их использовать и быстро научились необходимым навыкам.
  • Открытая платформа. Практически полное отсутствие барьеров входа для компаний на рынок.

Результатом всего этого стало появление новых бизнес-моделей и процветающая цифровая экономика, которая сделала многие аспекты нашей жизни лучше, а также создала много новых возможностей для тех, кто был способен их использовать.

Эти фундаментальные качества Интернета значительно изменились с тех пор, но если мы хотим, чтобы для новых пользователей Интернет стал открытой площадкой, где можно что-то создавать, мы должны вновь к ним вернуться.

Такие инструменты, как простой в изучении HTML или Microsoft FrontPage, а позднее такие платформы для публикации, как Blogger или WordPress, позволили миллионам людей стать создателями веба, используя для этого уже готовые решения.

Но подобные строительные блоки еще не созданы для мобильных систем. Такие успешные социальные платформы, как Facebook или Instagram, могут быть хорошим начальным этапом для тех, кто хочет создавать контент и делиться им онлайн, но создание приложений для мобильных устройств уже требует специальных навыков.

Поэтому необходима разработка такого программного обеспечения и операционных систем, которые сделали бы возможным создание любого контента персональных приложений, веб-страниц, видео и публикацию их в Интернете без какой-либо регистрации в социальных сетях или одобрения больших корпораций.

Теория в действии

Но пока то, что, если мы сможем воспроизвести существующий ранее Интернет, то откроем для миллиардов людей новые возможности, является лишь теорией, проверку которой на практике в течение последнего года обсуждают Mozilla, GSMA и другие участники мобильной индустрии.

Первым шагом в этом направлении является создание системы программного обеспечения («Webmaker»), которая позволяет легко создавать полезные приложения с помощью мобильного телефона, принимая во внимание уровень грамотности потенциальных создателей.

Другим важным шагом является совместная работа с операторами мобильной связи и другими партнерами над созданием удобных для пользователей API, которые помогут интегрировать такие сервисы, как мобильные деньги, рекламу, информацию о погоде и т.д. в мобильное приложение.

Создание приложений из «кирпичиков», не требующее навыков программирования, и полезные API могут стать хорошим основанием для появления локального контента и привлечения большего числа пользователей к участию в его создании.

Следующим важным шагом является повышение цифровой грамотности людей, которые впервые выходят в Интернет. Это не просто обучение программированию, но и навыки, которые нужны каждому для того, чтобы полноценно участвовать в цифровой жизни.

Все это непростые задачи, но, если мы хотим, чтобы Интернет работал для новых пользователей и предлагал им что-то большее, чем малодоступное потребление, мы должны попробовать их решить, и пока у нас еще есть время, чтобы это сделать.