Зачем НКО прозрачность

Зачем НКО прозрачность?
Зачем НКО прозрачность?
В насто­я­щее вре­мя в Рос­сии сло­жи­лась ситу­а­ция, когда дове­рие к неком­мер­че­ско­му сек­то­ру пре­дель­но низ­кое. Соглас­но опро­сам насе­ле­ния 49% граж­дан не дове­ря­ют орга­ни­за­ци­ям, свя­зан­ным с бла­го­тво­ри­тель­но­стью, а 44% вооб­ще ниче­го не зна­ют о НКО.

Ниже уро­вень дове­рия толь­ко в Япо­нии, где он состав­ля­ет 37%. В то вре­мя самый высо­кий в Китае – 84%. (соглас­но сов­мест­но­му иссле­до­ва­нию ВЦИОМ и интер­нет-про­ек­ту Mail.ru)

Более того, недо­ста­точ­ное инфор­ми­ро­ва­ние граж­дан о дея­тель­но­сти бла­го­тво­ри­тель­ных инсти­ту­тов суще­ствен­но вли­я­ет на их под­держ­ку со сто­ро­ны насе­ле­ния. Тем не менее за послед­ние десять лет уро­вень инфор­ми­ро­ван­но­сти рос­си­ян о дея­тель­но­сти НКО вырос.

Поделитесь этим мнением с друзьями.

Зачем НКО прозрачность?

По срав­не­нию с 2004 годом в 2014 году граж­дане, кото­рые вооб­ще ниче­го не зна­ли об НКО, пере­ста­ли состав­лять боль­шин­ство – их доля сни­зи­лась с 58% до 44%.

Но кто, как не сами некоммерческие организации должны рассказывать о своей деятельности?

Cовре­мен­ные успеш­ные неком­мер­че­ские орга­ни­за­ции про­дви­га­ют себя сами: актив­но обща­ют­ся со СМИ, ведут инфор­ма­ци­он­ную рабо­ту в соци­аль­ных сетях, Интер­не­те, про­во­дят акции сов­мест­но с дру­ги­ми орга­ни­за­ци­я­ми.

В то же вре­мя, по дан­ным Мин­ком­свя­зи, за 2014 год, чис­ло интер­нет-поль­зо­ва­те­лей в Рос­сии и вырос­ло на 2,5 мил­ли­о­на чело­век. Таким обра­зом, сей­час более 60% насе­ле­ния тра­ны поль­зу­ет­ся Интер­не­том.

Это озна­ча­ет, что одна из наи­бо­лее эффек­тив­ных пло­ща­док для про­дви­же­ния сво­ей дея­тель­но­сти и повы­ше­ния дове­рия не толь­ко к орга­ни­за­ции, но и к тре­тье­му сек­то­ру в целом, и есть Интер­нет.

Так же важ­но заме­тить, что при­рост поль­зо­ва­те­лей все­мир­ной пау­ти­ны на дан­ный момент про­ис­хо­дит в основ­ном за счет людей стар­ше­го поко­ле­ния, то есть надо иметь в виду, что дея­тель­ность орга­ни­за­ции в Интер­не­те долж­на быть мак­си­маль­но понят­ной для раз­ных воз­раст­ных групп.

Как было ска­за­но ранее, важ­ный аспект повы­ше­ния дове­рия к орга­ни­за­ции – это ее откры­тость и про­зрач­ность. Откры­тость в отно­ше­нии того, как рабо­та­ет орга­ни­за­ция, каких успе­хов она доби­лась, помо­га­ет не толь­ко в повы­ше­нии дове­рия, но и в фор­ми­ро­ва­нии сооб­ще­ства и вовле­че­нии заин­те­ре­со­ван­ной ауди­то­рии.

Важ­но, что про­бле­мы, с кото­ры­ми при­хо­дит­ся стал­ки­вать­ся, тоже необ­хо­ди­мо осве­щать. Напри­мер, один из самых извест­ных спе­ци­а­ли­стов в миро­вом мар­ке­тин­ге Джек Тра­ут выде­лил сле­ду­ю­щее в про­цес­се фор­ми­ро­ва­нии ими­джа: «Если вы при­зна­е­те свои отри­ца­тель­ные сто­ро­ны, потен­ци­аль­ный кли­ент отве­тит вам доб­ром».

Таким обра­зом, что­бы при­влечь вни­ма­ние к сво­ей орга­ни­за­ции, необ­хо­ди­мо как мини­мум создать пло­щад­ку, где люди могут най­ти инфор­ма­цию о ней: сайт, блог или стра­ни­ца в соци­аль­ных сетях.

Поче­му это важ­но, доволь­но оче­вид­но: НКО долж­на инфор­ми­ро­вать о сво­ей дея­тель­но­сти, искать потен­ци­аль­ных доно­ров, волон­те­ров, соби­рать обрат­ную связь, кор­рек­ти­ро­вать свою дея­тель­ность в соот­вет­ствии с ней.

Одна­ко сайт или любой дру­гой инфор­ма­ци­он­ный ресурс мак­си­мум может гаран­ти­ро­вать откры­тость, а она, в свою оче­редь, это толь­ко один шаг к про­зрач­но­сти орга­ни­за­ции.

Прозрачность – это то, что можно назвать «понятной открытостью», то есть все на ресурсе НКО должно быть легкодоступно как для поиска, так и для усвоения.

В то же вре­мя если гово­рить о рабо­те в соци­аль­ных сетях, то она тоже име­ет свои плю­сы и осо­бен­но­сти рабо­ты. Из плю­сов – мож­но не созда­вать сайт, бли­же к ауди­то­рии, пря­мой кон­такт с заин­те­ре­со­вав­ши­ми­ся людь­ми, широ­кий охват, более эффек­тив­ное про­дви­же­ние.

Глав­ное – это опре­де­лить «свою» сеть, то есть ту, кото­рой поль­зу­ет­ся боль­шая часть заин­те­ре­со­ван­ной ауди­то­рии, и в ней целе­на­прав­лен­но рабо­тать.

Для эффек­тив­ной рабо­ты в соци­аль­ных сетях тоже есть свои пра­ви­ла, кото­рые вклю­ча­ют в себя, напри­мер, пуб­ли­ка­цию постов во вре­мя, когда потен­ци­аль­ная пуб­ли­ка мак­си­маль­но актив­на, пере­пост сво­их запи­сей, пуб­ли­ка­ция одной ново­сти раз­ны­ми спо­со­ба­ми и так далее.

Одним из самых важ­ных фак­то­ров для повы­ше­ния дове­рия к орга­ни­за­ции явля­ет­ся под­от­чет­ность. Она ока­зы­ва­ет суще­ствен­ное вли­я­ние на уро­вень дове­рия к НКО.

Напри­мер, в Рос­сии, соглас­но иссле­до­ва­ни­ям (Мер­си­я­но­ва, И.В. Него­су­дар­ствен­ные неком­мер­че­ские орга­ни­за­ции: инсти­ту­ци­о­наль­ная сре­да и эффек­тив­ность дея­тель­но­сти / И.В. Мер­си­я­но­ва, Л.И. Якоб­сон. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. – 170 с), на вопрос о раз­ме­ре целе­вых денеж­ных взно­сов отка­за­лись отве­чать 13–15% руко­во­ди­те­лей орга­ни­за­ций (18–34% затруд­ни­лись), так­же при­мер­но каж­дый шестой респон­дент отка­зал­ся отве­чать на вопрос о целях (24–38% затруд­ни­лись), на кото­рых рас­хо­до­ва­лись дан­ные сред­ства.

Обес­пе­че­ние долж­но­го уров­ня отчет­но­сти орга­ни­за­ции не толь­ко вли­я­ет на сбор пожерт­во­ва­ний со сто­ро­ны физи­че­ских лиц, но и рас­ши­ря­ет воз­мож­но­сти для полу­че­ния круп­ных гран­тов как со сто­ро­ны инсти­ту­ци­о­наль­ных доно­ров, так и со сто­ро­ны биз­не­са и госу­дар­ства.

Одна­ко надо иметь в виду, что отчет – это не про­сто стан­дарт­ная бума­га-отпис­ка. Это важ­ный инстру­мент, с помо­щью кото­ро­го мож­но при­влечь вни­ма­ние СМИ, ауди­то­рии, потен­ци­аль­ных доно­ров. Отчет может быть в раз­ных фор­ма­тах, но глав­ное, он дол­жен быть поня­тен.

В дан­ном вопро­се хоро­шо помо­гут раз­ные инстру­мен­ты для созда­ния визу­а­ли­зи­ро­ван­ных отче­тов или инфо­гра­фи­ки. С дру­гой сто­ро­ны, отчет необ­хо­ди­мо сде­лать лег­ко доступ­ным для посе­ти­те­лей инфор­ма­ци­он­но­го ресур­са, на кото­ром он раз­ме­щен (будь то сайт орга­ни­за­ции, блог или стра­ни­ца в соци­аль­ной сети).

То есть сде­лать для него отдель­ную стра­ни­цу на сай­те или посто­ян­ной ссыл­кой на глав­ной стра­ни­це. Дру­ги­ми сло­ва­ми, необ­хо­ди­мо, что­бы посе­ти­тель сра­зу уви­дел или сам отчет, или то, как его най­ти.

Для это­го мож­но про­ана­ли­зи­ро­вать, как поль­зо­ва­те­ли ведут себя на сай­те: A/B тести­ро­ва­ние, MVT тести­ро­ва­ние, теп­ло­вая кар­та, Google analytics (кро­ме того, важ­но учи­ты­вать коэф­фи­ци­ент обу­ча­е­мо­сти целе­вой ауди­то­рии сай­та и воз­мож­ную реак­цию на изме­не­ния).

Во-вто­рых, необ­хо­ди­мо раз­ме­щать фай­лы в наи­бо­лее удоб­ном и уни­вер­саль­ном фор­ма­те, ори­ен­ти­ру­ясь на то, что воз­рас­та­ет коли­че­ство поль­зо­ва­те­лей смарт­фо­нов и план­ше­тов.

Про­бле­ма дове­рия к неком­мер­че­ским орга­ни­за­ци­ям в Рос­сии сей­час сто­ит очень ост­ро. Кро­ме ожи­да­ния необ­хо­ди­мой под­держ­ки со сто­ро­ны госу­дар­ства, сами НКО долж­ны быть актив­ны при созда­нии сво­е­го ими­джа.

Пра­виль­ная и поэтап­ная рабо­та по про­дви­же­нию дея­тель­но­сти сво­ей орга­ни­за­ции в интер­не­те гаран­ти­ро­ван­но при­не­сет свои резуль­та­ты. Более того, после того, как начать раз­ви­вать один канал свя­зи, совер­шен­но одно­знач­но будет раз­ви­вать­ся и дру­гой: актив­ная рабо­та в соци­аль­ных сетях повы­сит уро­вень дове­рия со сто­ро­ны СМИ, кото­рые, в свою оче­редь, будут инфор­ми­ро­вать граж­дан.

Более эффек­тив­но­го инстру­мен­та для повы­ше­ния откры­то­сти и про­зрач­но­сти дея­тель­но­сти, чем Интер­нет, най­ти слож­но (если вооб­ще воз­мож­но). А

это зна­чит, что необ­хо­ди­мо брать ини­ци­а­ти­ву в свои руки и фор­ми­ро­вать новое отно­ше­ние к тре­тье­му сек­то­ру в Рос­сии.

Ста­тья под­го­тов­ле­на жур­на­ли­стом-ста­же­ром Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий.