Правительство как платформа: какой будет следующая фаза цифровых изменений в нашей жизни

Правительство как платформа: какой будет следующая фаза цифровых изменений в нашей жизни
Правительство как платформа: какой будет следующая фаза цифровых изменений в нашей жизни

На примере опыта организации Government Digital Service (Великобритания) рассказываем, как не изобретать колесо каждый раз, создавая электронные государственные сервисы и как сделать их более эффективными, применяя подход Правительство как платформа.

Организация Government Digital Service ответственна за GOV.UK (аналога российских Госуслуг) – единый портал государственных услуг Великобритании и помогает государству создавать интернет-сервисы и представлять важную информацию в более простом и понятном формате для своих граждан.

Основным приоритетом деятельности организации является потребность пользователей, которая ставится выше интересов самого государства.

Нужна общая цифровая инфраструктура

Правительство как платформа – это новое представление Электронного правительства, в основе которого лежит общая инфраструктура цифровых систем, технологий и процессов, с помощью которых можно легко создавать государственные услуги, ориентированные на пользователя.

Правительство как платформа (Government as a Platform) –  фраза, придуманная Тимом О’Рейли в статье 2010 года, хотя есть некоторые различия в том,  как обстоят дела именно в Великобритании.

Год назад Government Digital Service сделали видеоролик для объяснения концепции (на английском языке):

Сегодня, когда каждый государственный сервис имеет собственный способ взаимодействия с пользователями, например, принимать платежи или отправлять напоминания, система в целом является крайне неэффективной, что усложняет использование сервисов пользователями и увеличивает расходы государства. Поэтому сервисы объединяются в единую платформу с единой инфраструктурой.

Правительство как платформа

В Великобритании процесс построения платформы уже начался, и сегодня существует GOV.UK – единая платформа госуслуг и важной информации. Портал используется сотнями департаментов взамен ранее существовавших DirectGov и Business Link, что уже позволило сэкономить более  £60 млн. в год.

Фрагмент раздела GOV.UK Verify.
Фрагмент раздела GOV.UK Verify.

Также недавно появилась GOV.UK Verify – платформа для определения идентичности пользователей для безопасного использования государственных сервисов.

Правление Корпоративный гражданской службы и Казначейства Великобритании попросили Government Digital Service изучить ситуацию с существующими платформами и определить, какие из них будут иметь наибольшее влияние как для пользователей, так и в плане стоимости для правительства. Так, внимание было обращено на следующие факторы:

  • с чего необходимо начать создание приоритетных платформ;
  • как ускорить процесс внедрения лучших технологий для гражданских служащих;
  • какие услуги платформа может оказать, чтобы улучшить работу отдельных государственных отделов.

Government Digital Service также создает прототипы и тестирует новые варианты государственных сервисов. Например, пересмотр сервиса обработки платежей является одним из главных приоритетов, и организация предлагает и тестирует различные варианты того, как этот сервис должен выглядеть на самом деле.

Переосмысляя Электронное правительство

Новые методы работы и навыки, которые привносит организация Government Digital Service в правительство, а также центр внимания на удовлетворении потребностей пользователей – все это требует мощной цифровой инфраструктуры.

Уже сегодня существуют команды, которые могут создавать ведущие цифровые сервисы для государственных услуг, делая их использование более удобным и безопасным. При этом важно отметить, что эти команды разработчиков не всегда должны быть со стороны государства.

В Великобритании правительство с энтузиазмом принимает концепцию использования сторонних команд для создания цифровой инфраструктуры и лучшего понимания государственных услуг, которая ведет к планомерному изменению для лучшего будущего.

В России же на данный момент все еще существует множество государственных сервисов помимо госуслуг, которые сложно как найти, так и использовать, причина этого кроется в создании сервисов «сверху», а не от потребностей конечных пользователей.