Правительство как платформа: какой будет следующая фаза цифровых изменений в нашей жизни

Правительство как платформа: какой будет следующая фаза цифровых изменений в нашей жизни
Правительство как платформа: какой будет следующая фаза цифровых изменений в нашей жизни

На при­ме­ре опы­та орга­ни­за­ции Government Digital Service (Вели­ко­бри­та­ния) рас­ска­зы­ва­ем, как не изоб­ре­тать коле­со каж­дый раз, созда­вая элек­трон­ные госу­дар­ствен­ные сер­ви­сы и как сде­лать их более эффек­тив­ны­ми, при­ме­няя под­ход Пра­ви­тель­ство как плат­фор­ма.

Орга­ни­за­ция Government Digital Service ответ­ствен­на за GOV.UK (ана­ло­га рос­сий­ских Госус­луг) – еди­ный пор­тал госу­дар­ствен­ных услуг Вели­ко­бри­та­нии и помо­га­ет госу­дар­ству созда­вать интер­нет-сер­ви­сы и пред­став­лять важ­ную инфор­ма­цию в более про­стом и понят­ном фор­ма­те для сво­их граж­дан.

Основ­ным при­о­ри­те­том дея­тель­но­сти орга­ни­за­ции явля­ет­ся потреб­ность поль­зо­ва­те­лей, кото­рая ста­вит­ся выше инте­ре­сов само­го госу­дар­ства.

Нужна общая цифровая инфраструктура

Пра­ви­тель­ство как плат­фор­ма – это новое пред­став­ле­ние Элек­трон­но­го пра­ви­тель­ства, в осно­ве кото­ро­го лежит общая инфра­струк­ту­ра циф­ро­вых систем, тех­но­ло­гий и про­цес­сов, с помо­щью кото­рых мож­но лег­ко созда­вать госу­дар­ствен­ные услу­ги, ори­ен­ти­ро­ван­ные на поль­зо­ва­те­ля.

Пра­ви­тель­ство как плат­фор­ма (Government as a Platform) – фра­за, при­ду­ман­ная Тимом О’Рейли в ста­тье 2010 года, хотя есть неко­то­рые раз­ли­чия в том, как обсто­ят дела имен­но в Вели­ко­бри­та­нии.

Год назад Government Digital Service сде­ла­ли видео­ро­лик для объ­яс­не­ния кон­цеп­ции (на англий­ском язы­ке):

Сего­дня, когда каж­дый госу­дар­ствен­ный сер­вис име­ет соб­ствен­ный спо­соб вза­и­мо­дей­ствия с поль­зо­ва­те­ля­ми, напри­мер, при­ни­мать пла­те­жи или отправ­лять напо­ми­на­ния, систе­ма в целом явля­ет­ся крайне неэф­фек­тив­ной, что услож­ня­ет исполь­зо­ва­ние сер­ви­сов поль­зо­ва­те­ля­ми и уве­ли­чи­ва­ет рас­хо­ды госу­дар­ства. Поэто­му сер­ви­сы объ­еди­ня­ют­ся в еди­ную плат­фор­му с еди­ной инфра­струк­ту­рой.

Правительство как платформа

В Вели­ко­бри­та­нии про­цесс постро­е­ния плат­фор­мы уже начал­ся, и сего­дня суще­ству­ет GOV.UK – еди­ная плат­фор­ма госус­луг и важ­ной инфор­ма­ции. Пор­тал исполь­зу­ет­ся сот­ня­ми депар­та­мен­тов вза­мен ранее суще­ство­вав­ших DirectGov и Business Link, что уже поз­во­ли­ло сэко­но­мить более £60 млн. в год.

Фрагмент раздела GOV.UK Verify.
Фраг­мент раз­де­ла GOV.UK Verify.

Так­же недав­но появи­лась GOV.UK Verify – плат­фор­ма для опре­де­ле­ния иден­тич­но­сти поль­зо­ва­те­лей для без­опас­но­го исполь­зо­ва­ния госу­дар­ствен­ных сер­ви­сов.

Прав­ле­ние Кор­по­ра­тив­ный граж­дан­ской служ­бы и Каз­на­чей­ства Вели­ко­бри­та­нии попро­си­ли Government Digital Service изу­чить ситу­а­цию с суще­ству­ю­щи­ми плат­фор­ма­ми и опре­де­лить, какие из них будут иметь наи­боль­шее вли­я­ние как для поль­зо­ва­те­лей, так и в плане сто­и­мо­сти для пра­ви­тель­ства. Так, вни­ма­ние было обра­ще­но на сле­ду­ю­щие фак­то­ры:

  • с чего необ­хо­ди­мо начать созда­ние при­о­ри­тет­ных плат­форм;
  • как уско­рить про­цесс внед­ре­ния луч­ших тех­но­ло­гий для граж­дан­ских слу­жа­щих;
  • какие услу­ги плат­фор­ма может ока­зать, что­бы улуч­шить рабо­ту отдель­ных госу­дар­ствен­ных отде­лов.

Government Digital Service так­же созда­ет про­то­ти­пы и тести­ру­ет новые вари­ан­ты госу­дар­ствен­ных сер­ви­сов. Напри­мер, пере­смотр сер­ви­са обра­бот­ки пла­те­жей явля­ет­ся одним из глав­ных при­о­ри­те­тов, и орга­ни­за­ция пред­ла­га­ет и тести­ру­ет раз­лич­ные вари­ан­ты того, как этот сер­вис дол­жен выгля­деть на самом деле.

Переосмысляя Электронное правительство

Новые мето­ды рабо­ты и навы­ки, кото­рые при­вно­сит орга­ни­за­ция Government Digital Service в пра­ви­тель­ство, а так­же центр вни­ма­ния на удо­вле­тво­ре­нии потреб­но­стей поль­зо­ва­те­лей – все это тре­бу­ет мощ­ной циф­ро­вой инфра­струк­ту­ры.

Уже сего­дня суще­ству­ют коман­ды, кото­рые могут созда­вать веду­щие циф­ро­вые сер­ви­сы для госу­дар­ствен­ных услуг, делая их исполь­зо­ва­ние более удоб­ным и без­опас­ным. При этом важ­но отме­тить, что эти коман­ды раз­ра­бот­чи­ков не все­гда долж­ны быть со сто­ро­ны госу­дар­ства.

В Вели­ко­бри­та­нии пра­ви­тель­ство с энту­зи­аз­мом при­ни­ма­ет кон­цеп­цию исполь­зо­ва­ния сто­рон­них команд для созда­ния циф­ро­вой инфра­струк­ту­ры и луч­ше­го пони­ма­ния госу­дар­ствен­ных услуг, кото­рая ведет к пла­но­мер­но­му изме­не­нию для луч­ше­го буду­ще­го.

В Рос­сии же на дан­ный момент все еще суще­ству­ет мно­же­ство госу­дар­ствен­ных сер­ви­сов поми­мо госус­луг, кото­рые слож­но как най­ти, так и исполь­зо­вать, при­чи­на это­го кро­ет­ся в созда­нии сер­ви­сов «свер­ху», а не от потреб­но­стей конеч­ных поль­зо­ва­те­лей.