Как университет «серебряного возраста» в Самаре, обучает пенсионеров экономике

Как университет «серебряного возраста» в Самаре обучает пенсионеров экономике
Как университет «серебряного возраста» в Самаре обучает пенсионеров экономике

В апре­ле 2015 года в Сама­ре открыл­ся уни­вер­си­тет «сереб­ря­но­го воз­рас­та». Самар­ский госу­дар­ствен­ный эко­но­ми­че­ский уни­вер­си­тет открыл две­ри для слу­ша­те­лей почтен­ных годов. Подроб­нее о про­ек­те рас­ска­зы­ва­ет Еле­на Без­глас­ная, доцент кафед­ры инсти­ту­ци­о­наль­ной эко­но­ми­ки СГЭУ, кан­ди­дат эко­но­ми­че­ских наук.

– Расскажите, как родилась идея реализовать проект на базе Самарского государственного экономического университета?

– Тема про­ек­та роди­лась у нашей коман­ды – Мари­ны Васи­льев­ны Кита­е­вой, Алек­сан­дры Алек­сан­дров­ны Чуда­е­вой – слу­чай­но. Ско­рее это был ответ на пред­ло­же­ние бла­го­тво­ри­тель­но­го фон­да «Самар­ская губер­ния» обра­тить вни­ма­ние на людей в «сереб­ря­ном» воз­расте.

Поделитесь этим интервью с друзьями

Как университет «серебряного возраста» в Самаре обучает пенсионеров экономике

Оче­вид­ным было, что наши пен­си­о­не­ры – это огром­ный потен­ци­ал, в кото­ром сосре­до­то­че­на житей­ская муд­рость, опыт. Оста­ет­ся толь­ко дать неко­то­рые зна­ния, и люди ста­нут неза­ме­ни­мы­ми помощ­ни­ка­ми, напри­мер, в обще­ствен­ных сове­тах.

Нам было понят­но, чему мы можем научить или что нуж­но рас­ска­зать нашим пен­си­о­не­рам. Оста­ва­лось толь­ко собрать все наши воз­мож­но­сти вме­сте и подать заяв­ку на кон­курс про­ек­тов.

Проект можно назвать уникальным, «студентами» экономического университета могут стать пожилые люди из любых точек мира и те, кто ограничен в передвижении. Какие технологии позволяют это делать? Как строится процесс дистанционного обучения?

– Конеч­но, самым слож­ным был вопрос, как реа­ли­зо­вать про­ект, что­бы его мате­ри­а­лы ста­ли доступ­ны как мож­но боль­ше­му коли­че­ству людей. Самар­ский госу­дар­ствен­ный эко­но­ми­че­ский уни­вер­си­тет – это дей­стви­тель­но Уни­вер­си­тет мира.

Его тех­ни­че­ские воз­мож­но­сти поз­во­ля­ют реа­ли­зо­вы­вать самые амби­ци­оз­ные про­ек­ты. Имея огром­ный опыт про­ве­де­ния теле­мо­стов, видео­кон­фе­рен­ций, орга­ни­за­ции дистан­ци­он­но­го обу­че­ния, нам не соста­ви­ло осо­бо­го тру­да адап­ти­ро­вать уже хоро­шо обка­тан­ную тех­но­ло­гию под спе­ци­фи­ку наше­го про­ек­та.

Мы не изобретали велосипед. Сама по себе возможность общения, используя Интернет, является неотъемлемой частью наших, в том числе и повседневных, коммуникаций.

Однако я с большой гордостью хочу сказать о том, что если бы не профессионализм службы технической поддержки, специалистов управления информатизации СГЭУ, эта часть проекта осталась бы только в заявке.

Я могу лишь чисто тео­ре­ти­че­ски ска­зать о том, как рабо­та­ет систе­ма. Мне нет необ­хо­ди­мо­сти раз­би­рать­ся более подроб­но. В назна­чен­ное вре­мя в спе­ци­аль­но обо­ру­до­ван­ной учеб­ной ауди­то­рии пре­по­да­ва­те­лю надева­ют мик­ро­фон, вклю­ча­ют­ся три видео­ка­ме­ры, зву­чит услов­ное сло­во «мотор», и мы в эфи­ре.

Одна видео­ка­ме­ра сле­дит за пре­по­да­ва­те­лем, дру­гая направ­ле­на на ауди­то­рию, тре­тья пока­зы­ва­ет те сопро­вож­да­ю­щие мате­ри­а­лы, кото­рые пре­по­да­ва­тель пишет на флип­ча­те или дос­ке. Допол­ни­тель­но по коман­де пре­по­да­ва­те­ля в эфи­ре идет демон­стра­ция пре­зен­та­ции, видео­от­рыв­ков, аудио­ма­те­ри­а­лов.

Таким обра­зом, для слу­ша­те­лей, нахо­дя­щих­ся в любой точ­ке зем­но­го шара, под­клю­чив­ших­ся к вир­ту­аль­ной ауди­то­рии, созда­ет­ся прак­ти­че­ски пол­ная иллю­зия очно­го при­сут­ствия.

Един­ствен­ное, чего мы пока не можем добить­ся, это теле­пор­та­ции кофе-брей­ков. Этим уда­лен­ные слу­ша­те­ли обес­пе­чи­ва­ют себя сами.

Как можно стать «студентом» университета?

– Две­ри наше­го эко­но­ми­че­ско­го уни­вер­си­те­та «сереб­ря­но­го воз­рас­та» откры­ты для всех жела­ю­щих. Глав­ный кри­те­рий – жела­ние полу­чить зна­ния.

Фор­маль­но мы про­сим запол­нить заяв­ле­ние о при­е­ме в чис­ло слу­ша­те­лей и дого­вор на бес­плат­ное обу­че­ние по про­грам­ме, кото­рая реа­ли­зу­ет­ся при под­держ­ке реги­о­наль­но­го бла­го­тво­ри­тель­но­го фон­да «Самар­ская губер­ния» на сред­ства, предо­став­лен­ные АО «Райф­фа­зейн­банк».

Заяв­ле­ние, дого­вор, копии пас­пор­та и пен­си­он­но­го удо­сто­ве­ре­ния явля­ют­ся осно­ва­ни­ем для вклю­че­ния слу­ша­те­ля в груп­пу.

По окон­ча­нии обу­че­ния при­ка­зом рек­то­ра СГЭУ выпуск­ни­кам будут вру­че­ны удо­сто­ве­ре­ния уста­нов­лен­но­го образ­ца.

– Расскажите о программе и о том, чему научатся ваши «студенты»?

– Твор­че­ский про­цесс созда­ния про­грам­мы в боль­шей сво­ей части был осно­ван на опро­се пен­си­о­не­ров. Клю­че­вым вопро­сом было выяс­нить, что боль­ше все­го вол­ну­ет пен­си­о­не­ров в эко­но­ми­ке.

Часть отве­тов для нас была ожи­да­е­мой, а часть ста­ла откро­ве­ни­ем. В ито­ге сло­жи­лось несколь­ко тем, кото­рые мы подроб­но осве­ща­ем в ходе наших встреч со слу­ша­те­ля­ми. Неко­то­рые из них полу­чи­ли назва­ния со скры­тым смыс­лом.

Мы посчи­та­ли, что это поз­во­лит сохра­нить мини­маль­ную интри­гу до нача­ла заня­тий и при­даст неко­то­рую спо­соб­ность к адап­та­ции к спон­тан­ным вопро­сам слу­ша­те­лей:

  1. Эко­но­ми­ка: про­сто о слож­ном;
  2. Соци­аль­ная поли­ти­ка: равен­ство в нище­те или нера­вен­ство в богат­стве?;
  3. Чита­ем эко­но­ми­че­ские ново­сти;
  4. Финан­со­вые махи­на­ции;
  5. Бан­ки в бан­ках: цена ошиб­ки в исполь­зо­ва­нии эко­но­ми­че­ских омо­ни­мов;
  6. Ком­мер­че­ское и неком­мер­че­ское стра­хо­ва­ние, его осо­бен­но­сти и воз­мож­но­сти;
  7. Осно­вы нало­го­вой гра­мот­но­сти.

Назва­ния гово­рят, о чем мы пла­ни­ру­ем рас­ска­зать в ходе наших встреч. Мы очень серьез­но под­хо­дим к содер­жа­нию каж­дой темы, с вни­ма­ни­ем гото­вим раз­да­точ­ный мате­ри­ал.

Для нас глав­ное, что­бы наши выпуск­ни­ки полу­чи­ли весо­мые аргу­мен­ты для отста­и­ва­ния сво­их инте­ре­сов.

Воз­мож­но, наши заня­тия помо­гут сни­зить гра­дус соци­аль­ной напря­жен­но­сти и поз­во­лят пен­си­о­не­рам с пони­ма­ни­ем отне­стись к общей непро­стой эко­но­ми­че­ской ситу­а­ции.

– Занятия начались. Ваши первые впечатления и впечатления слушателей?

– Для меня лич­но глав­ным пока­за­те­лем были сло­ва бла­го­дар­но­сти слу­ша­те­лей. Когда меня назва­ли «доч­кой», доба­вив «спа­си­бо»… Такие сло­ва, про­из­не­сен­ные с душев­ной теп­ло­той, апло­дис­мен­ты нашим лек­то­рам, запо­ми­на­ют­ся надол­го.

– С какими трудностями столкнулись на первых порах?

 Было огром­ное вол­не­ние перед пер­вой встре­чей с наши­ми слу­ша­те­ля­ми. Ска­зы­ва­лась и раз­ни­ца в воз­расте, и суще­ствен­ные отли­чия в накоп­лен­ном жиз­нен­ном опы­те.

Для всей коман­ды про­ек­та это пер­вый опыт обще­ния с такой ауди­то­ри­ей. Мы мно­го раз­мыш­ля­ли о том, какие могут быть вари­ан­ты раз­ви­тия собы­тий. И каза­лось, преду­смот­ре­ли все. Реаль­ность вверг­ла нас в пред­шо­ко­вое состо­я­ние.

Перед нача­лом пер­во­го заня­тия мы пред­ста­ви­лись, рас­ска­за­ли о про­ек­те. Каза­лось, мы рас­по­ло­жи­ли к себе ауди­то­рию, полу­чи­ли свой кре­дит дове­рия, и вот наста­ло вре­мя его отра­ба­ты­вать.

Перед тем как предоставить слово лектору, я попросила слушателей выполнить необходимую формальность и заполнить документы на включение их в образовательные группы.

Настроение в аудитории моментально изменилось. Стали разгораться нешуточные страсти, нас стали подозревать в желании использовать полученные сведения во всех мыслимых и немыслимых преступлениях. Часть слушателей даже покинула зал, где мы проводили занятия.

Я до кон­ца не пони­маю, как нам уда­лось спра­вить­ся с этой ситу­а­ци­ей. Глав­ное, что мы смог­ли успо­ко­ить вол­не­ние и начать заня­тие. Даль­ше уже все про­шло так, как мы себе пред­став­ля­ли: 17 чело­век успеш­но про­шли обу­че­ние на экс­пресс-кур­се по эко­но­ми­че­ской гра­мот­но­сти.

Осталь­ные момен­ты – это рабо­чие вопро­сы, реше­ние кото­рых зави­сит толь­ко от нас. При обще­нии с наши­ми слу­ша­те­ля­ми мы, конеч­но, уви­де­ли «узкие» места, ста­ло ясно, что надо изме­нить, что допол­ни­тель­но вклю­чить в мате­ри­а­лы заня­тий.

Поль­зу­ясь слу­ча­ем, хочу обра­тить­ся к нашим буду­щим слу­ша­те­лям. Всю инфор­ма­цию о про­ек­те мы обя­за­тель­но пуб­ли­ку­ем в откры­той печа­ти и раз­ме­ща­ем на офи­ци­аль­ном сай­те.

Образ­цы всех доку­мен­тов так­же пред­став­ле­ны для озна­ком­ле­ния всем жела­ю­щим. Про­ве­рить наши пол­но­мо­чия пред­став­лять уни­вер­си­тет и реа­ли­зо­вы­вать про­грам­му мож­но, обра­тив­шись по офи­ци­аль­ным кон­так­там СГЭУ.

Мы про­сим наших пен­си­о­не­ров с пони­ма­ни­ем отне­стись к фор­маль­ной про­це­ду­ре оформ­ле­ния доку­мен­тов. Мы гото­вы каж­до­му инди­ви­ду­аль­но рас­ска­зать о нашей про­грам­ме и помочь запол­нить доку­мен­ты.

Наше пред­ло­же­ние, конеч­но, отли­ча­ет­ся от клу­бов по инте­ре­сам, кото­рые, напри­мер, соби­ра­ют руко­дель­ниц или пев­цов «сереб­ря­но­го» воз­рас­та, запол­няя сво­бод­ное вре­мя их досу­га. Мы пред­ла­га­ем серьез­ную, прав­да, адап­ти­ро­ван­ную под воз­раст и воз­мож­но­сти пен­си­о­не­ров, но обра­зо­ва­тель­ную про­грам­му.

Мы, конеч­но, не пре­пят­ству­ем сво­бод­но­му посе­ще­нию наших заня­тий. Одна­ко целост­ная кар­ти­на основ эко­но­ми­че­ских зна­ний сло­жит­ся, если будут про­слу­ша­ны все моду­ли. Тем более что мы поста­ра­лись это сде­лать корот­ки­ми учеб­ны­ми сес­си­я­ми.

– У вашего университета гибкий подход к обучению, в объявлении вы упоминали, что стать «студентом» можно в любое время. Это так?

 Мы ждем наших слу­ша­те­лей каж­дую сре­ду в СГЭУ (ул. Совет­ской Армии, 141) с 16:00 до 18:30 в ауд. 408 (Е) на очные заня­тия. Про­грам­ма рас­счи­та­на на 5 встреч. По жела­нию слу­ша­те­ли могут само­сто­я­тель­но изу­чить допол­ни­тель­ный мате­ри­ал.

Он раз­ме­ща­ет­ся каж­дым пре­по­да­ва­те­лем в спе­ци­аль­ной обра­зо­ва­тель­ной сре­де СГЭУ. Заре­ги­стри­ро­ван­ные слу­ша­те­ли полу­ча­ют паро­ли для вхо­да в вир­ту­аль­ный лич­ный каби­нет и могут посмот­реть все пред­ло­жен­ные мате­ри­а­лы.

Рабо­та очных групп будет орга­ни­зо­ва­на с 13 мая по 10 июня, с 2 по 30 сен­тяб­ря и с 7 октяб­ря по 11 нояб­ря 2015 г. Парал­лель­но с очны­ми заня­ти­я­ми мы пред­ла­га­ем тем, кто в силу раз­ных обсто­я­тельств не может на них при­сут­ство­вать, слу­шать лек­ции в пря­мой транс­ля­ции.

Мы рас­смат­ри­ва­ем вопрос запи­си этих выступ­ле­ний и после­ду­ю­ще­го раз­ме­ще­ния их в обра­зо­ва­тель­ной сре­де.

Тогда я смо­гу со 100-про­цент­ной ответ­ствен­но­стью ска­зать, что не толь­ко стать нашим сту­ден­том мож­но в любое вре­мя, но и полу­чать обра­зо­ва­ние мож­но тогда, когда это удоб­но слу­ша­те­лю.

– Скажите, как отнесся ректор СГЭУ к идее проекта?

 Габибул­ла Раба­да­но­вич очень муд­рый и сдер­жан­ный в эмо­ци­ях чело­век. Его сло­ва доро­го­го сто­ят. Когда я озву­чи­ла тему кон­кур­са и пред­ло­жи­ла попро­бо­вать силы СГЭУ в реа­ли­за­ции про­ек­та по эко­но­ми­че­ской гра­мот­но­сти, ответ был: «Давай­те попро­бу­ем, это инте­рес­но». Надо ска­зать, что ожи­да­ния резуль­та­тов кон­кур­са были очень вол­ни­тель­ны­ми.

Когда орга­ни­за­то­ры поздра­ви­ли нас с побе­дой, нача­лась горя­чая пора под­го­тов­ки к встре­че с пер­вы­ми слу­ша­те­ля­ми. Вот здесь про­яви­лась вся сила команд­но­го духа СГЭУ под руко­вод­ством рек­то­ра.

К реа­ли­за­ции про­ек­та момен­таль­но и ответ­ствен­но под­клю­чи­лись все струк­тур­ные под­раз­де­ле­ния. Бух­гал­те­рия, рас­чет­ный отдел, юри­сты, управ­ле­ние инфор­ма­ти­за­ции, служ­ба тех­ни­че­ской под­держ­ки, дека­на­ты вто­ро­го выс­ше­го и допол­ни­тель­но­го, биз­нес обра­зо­ва­ния…

И, глав­ное, конеч­но пре­по­да­ва­те­ли.

Сам грант доста­точ­но скром­ный. Те усло­вия по опла­те, кото­рые мы мог­ли пред­ло­жить лек­то­рам, конеч­но, намно­го ниже, чем в сред­нем в СГЭУ. Риск отка­за от уча­стия в про­ек­те был доста­точ­но высо­ким. Я рада, что эта ситу­а­ция не ста­ла реаль­но­стью.

Все без исклю­че­ния веду­щие пре­по­да­ва­те­ли, к кому я обра­ти­лась с пред­ло­же­ни­ем при­нять уча­стие в реа­ли­за­ции про­ек­та, ска­за­ли твер­дое «да». Соци­аль­ная ответ­ствен­ность перед пен­си­о­не­ра­ми ока­за­лась намно­го силь­нее, чем мате­ри­аль­ный сти­мул.

Я могу с уве­рен­но­стью ска­зать, что в СГЭУ сло­жи­лась отлич­ная коман­да, гото­вая к любым обра­зо­ва­тель­ным соци­аль­ным про­ек­там.

– За рубежом обучение на базе высших учебных заведений и даже получение высшего образования «серебряными» студентами уже не редкость. СГЭУ – один из первопроходцев в России. Какой вы видите перспективу развития этого направления?

– Я уве­ре­на, что наш опыт не оста­нет­ся неза­ме­чен­ным. Буду рада, если появят­ся ана­ло­гич­ные про­грам­мы. Лег­ко ско­пи­ро­вать саму идею.

Наде­юсь, что мы смо­жем сохра­нить наши кон­ку­рент­ные пре­иму­ще­ства в мето­ди­ках пре­по­да­ва­ния и напол­не­нии содер­жа­тель­ным кон­тен­том и уси­лить их. У нашей коман­ды есть опре­де­лен­ные пла­ны. Не буду рас­кры­вать их дета­ли. Лишь поз­во­лю ска­зать, что мы не оста­нав­ли­ва­ем­ся на достиг­ну­том и дума­ем, что созда­ние ста­ци­о­нар­но­го уни­вер­си­те­та «сереб­ря­но­го воз­рас­та» – это види­мый ори­ен­тир.

Регистрация на курсы.

Можно отправить заявку в произвольной форме на адрес электронной почты: [email protected] или sms с ФИО на тел.: +7 (927) 762 75 10

За устной консультацией можно обращаться в рабочее время, с 9.00 до 18.00.

Вопро­сы зада­ва­ла Татья­на Аки­мо­ва