Как университет «серебряного возраста» в Самаре, обучает пенсионеров экономике

Как университет «серебряного возраста» в Самаре обучает пенсионеров экономике
Как университет «серебряного возраста» в Самаре обучает пенсионеров экономике

В апреле 2015 года в Самаре открылся университет «серебряного возраста». Самарский государственный экономический университет открыл двери для слушателей почтенных годов. Подробнее о проекте рассказывает Елена Безгласная, доцент кафедры институциональной экономики СГЭУ, кандидат экономических наук.

– Расскажите, как родилась идея реализовать проект на базе Самарского государственного экономического университета?

– Тема проекта родилась у нашей команды – Марины Васильевны Китаевой, Александры Александровны Чудаевой – случайно. Скорее это был ответ на предложение благотворительного фонда «Самарская губерния» обратить внимание на людей в «серебряном» возрасте.

Поделитесь этим интервью с друзьями

Как университет «серебряного возраста» в Самаре обучает пенсионеров экономике

Очевидным было, что наши пенсионеры – это огромный потенциал, в котором сосредоточена житейская мудрость, опыт. Остается только дать некоторые знания, и люди станут незаменимыми помощниками, например, в общественных советах.

Нам было понятно, чему мы можем научить или что нужно рассказать нашим пенсионерам. Оставалось только собрать все наши возможности вместе и подать заявку на конкурс проектов.

Проект можно назвать уникальным, «студентами» экономического университета могут стать пожилые люди из любых точек мира и те, кто ограничен в передвижении. Какие технологии позволяют это делать? Как строится процесс дистанционного обучения?

– Конечно, самым сложным был вопрос, как реализовать проект, чтобы его материалы стали доступны как можно большему количеству людей. Самарский государственный экономический университет – это действительно Университет мира.

Его технические возможности позволяют реализовывать самые амбициозные проекты. Имея огромный опыт проведения телемостов, видеоконференций, организации дистанционного обучения, нам не составило особого труда адаптировать уже хорошо обкатанную технологию под специфику нашего проекта.

Мы не изобретали велосипед. Сама по себе возможность общения, используя Интернет, является неотъемлемой частью наших, в том числе и повседневных, коммуникаций.

Однако я с большой гордостью хочу сказать о том, что если бы не профессионализм службы технической поддержки, специалистов управления информатизации СГЭУ, эта часть проекта осталась бы только в заявке.

Я могу лишь чисто теоретически сказать о том, как работает система. Мне нет необходимости разбираться более подробно. В назначенное время в специально оборудованной учебной аудитории преподавателю надевают микрофон, включаются три видеокамеры, звучит условное слово «мотор», и мы в эфире.

Одна видеокамера следит за преподавателем, другая направлена на аудиторию, третья показывает те сопровождающие материалы, которые преподаватель пишет на флипчате или доске. Дополнительно по команде преподавателя в эфире идет демонстрация презентации, видеоотрывков, аудиоматериалов.

Таким образом, для слушателей, находящихся в любой точке земного шара, подключившихся к виртуальной аудитории, создается практически полная иллюзия очного присутствия.

Единственное, чего мы пока не можем добиться, это телепортации кофе-брейков. Этим удаленные слушатели обеспечивают себя сами.

Как можно стать «студентом» университета?

– Двери нашего экономического университета «серебряного возраста» открыты для всех желающих. Главный критерий – желание получить знания.

Формально мы просим заполнить заявление о приеме в число слушателей и договор на бесплатное обучение по программе, которая реализуется при поддержке регионального благотворительного фонда «Самарская губерния» на средства, предоставленные АО «Райффазейнбанк».

Заявление, договор, копии паспорта и пенсионного удостоверения являются основанием для включения слушателя в группу.

По окончании обучения приказом ректора СГЭУ выпускникам будут вручены удостоверения установленного образца.

– Расскажите о программе и о том, чему научатся ваши «студенты»?

– Творческий процесс создания программы в большей своей части был основан на опросе пенсионеров. Ключевым вопросом было выяснить, что больше всего волнует пенсионеров в экономике.

Часть ответов для нас была ожидаемой, а часть стала откровением. В итоге сложилось несколько тем, которые мы подробно освещаем в ходе наших встреч со слушателями. Некоторые из них получили названия со скрытым смыслом.

Мы посчитали, что это позволит сохранить минимальную интригу до начала занятий и придаст некоторую способность к адаптации к спонтанным вопросам слушателей:

  1. Экономика: просто о сложном;
  2. Социальная политика: равенство в нищете или неравенство в богатстве?;
  3. Читаем экономические новости;
  4. Финансовые махинации;
  5. Банки в банках: цена ошибки в использовании экономических омонимов;
  6. Коммерческое и некоммерческое страхование, его особенности и возможности;
  7. Основы налоговой грамотности.

Названия говорят, о чем мы планируем рассказать в ходе наших встреч. Мы очень серьезно подходим к содержанию каждой темы, с вниманием готовим раздаточный материал.

Для нас главное, чтобы наши выпускники получили весомые аргументы для отстаивания своих интересов.

Возможно, наши занятия помогут снизить градус социальной напряженности и позволят пенсионерам с пониманием отнестись к общей непростой экономической ситуации.

– Занятия начались. Ваши первые впечатления и впечатления слушателей?

– Для меня лично главным показателем были слова благодарности слушателей. Когда меня назвали «дочкой», добавив «спасибо»… Такие слова, произнесенные с душевной теплотой, аплодисменты нашим лекторам, запоминаются надолго.

– С какими трудностями столкнулись на первых порах?

 Было огромное волнение перед первой встречей с нашими слушателями. Сказывалась и разница в возрасте, и существенные отличия в накопленном жизненном опыте.

Для всей команды проекта это первый опыт общения с такой аудиторией. Мы много размышляли о том, какие могут быть варианты развития событий. И казалось, предусмотрели все. Реальность ввергла нас в предшоковое состояние.

Перед началом первого занятия мы представились, рассказали о проекте. Казалось, мы расположили к себе аудиторию, получили свой кредит доверия, и вот настало время его отрабатывать.

Перед тем как предоставить слово лектору, я попросила слушателей выполнить необходимую формальность и заполнить документы на включение их в образовательные группы.

Настроение в аудитории моментально изменилось. Стали разгораться нешуточные страсти, нас стали подозревать в желании использовать полученные сведения во всех мыслимых и немыслимых преступлениях. Часть слушателей даже покинула зал, где мы проводили занятия.

Я до конца не понимаю, как нам удалось справиться с этой ситуацией. Главное, что мы смогли успокоить волнение и начать занятие. Дальше уже все прошло так, как мы себе представляли: 17 человек успешно прошли обучение на экспресс-курсе по экономической грамотности.

Остальные моменты – это рабочие вопросы, решение которых зависит только от нас. При общении с нашими слушателями мы, конечно, увидели «узкие» места, стало ясно, что надо изменить, что дополнительно включить в материалы занятий.

Пользуясь случаем, хочу обратиться к нашим будущим слушателям. Всю информацию о проекте мы обязательно публикуем в открытой печати и размещаем на официальном сайте.

Образцы всех документов также представлены для ознакомления всем желающим. Проверить наши полномочия представлять университет и реализовывать программу можно, обратившись по официальным контактам СГЭУ.

Мы просим наших пенсионеров с пониманием отнестись к формальной процедуре оформления документов. Мы готовы каждому индивидуально рассказать о нашей программе и помочь заполнить документы.

Наше предложение, конечно, отличается от клубов по интересам, которые, например, собирают рукодельниц или певцов «серебряного» возраста, заполняя свободное время их досуга. Мы предлагаем серьезную, правда, адаптированную под возраст и возможности пенсионеров, но образовательную программу.

Мы, конечно, не препятствуем свободному посещению наших занятий. Однако целостная картина основ экономических знаний сложится, если будут прослушаны все модули. Тем более что мы постарались это сделать короткими учебными сессиями.

– У вашего университета гибкий подход к обучению, в объявлении вы упоминали, что стать «студентом» можно в любое время. Это так?

 Мы ждем наших слушателей каждую среду в СГЭУ (ул. Советской Армии, 141) с 16:00 до 18:30 в ауд. 408 (Е) на очные занятия. Программа рассчитана на 5 встреч. По желанию слушатели могут самостоятельно изучить дополнительный материал.

Он размещается каждым преподавателем в специальной образовательной среде СГЭУ. Зарегистрированные слушатели получают пароли для входа в виртуальный личный кабинет и могут посмотреть все предложенные материалы.

Работа очных групп будет организована с 13 мая по 10 июня, с 2 по 30 сентября и с 7 октября по 11 ноября 2015 г. Параллельно с очными занятиями мы предлагаем тем, кто в силу разных обстоятельств не может на них присутствовать, слушать лекции в прямой трансляции.

Мы рассматриваем вопрос записи этих выступлений и последующего размещения их в образовательной среде.

Тогда я смогу со 100-процентной ответственностью сказать, что не только стать нашим студентом можно в любое время, но и получать образование можно тогда, когда это удобно слушателю.

– Скажите, как отнесся ректор СГЭУ к идее проекта?

 Габибулла Рабаданович очень мудрый и сдержанный в эмоциях человек. Его слова дорогого стоят. Когда я озвучила тему конкурса и предложила попробовать силы СГЭУ в реализации проекта по экономической грамотности, ответ был: «Давайте попробуем, это интересно». Надо сказать, что ожидания результатов конкурса были очень волнительными.

Когда организаторы поздравили нас с победой, началась горячая пора подготовки к встрече с первыми слушателями. Вот здесь проявилась вся сила командного духа СГЭУ под руководством ректора.

К реализации проекта моментально и ответственно подключились все структурные подразделения. Бухгалтерия, расчетный отдел, юристы, управление информатизации, служба технической поддержки, деканаты второго высшего и дополнительного, бизнес образования…

И, главное, конечно преподаватели.

Сам грант достаточно скромный. Те условия по оплате, которые мы могли предложить лекторам, конечно, намного ниже, чем в среднем в СГЭУ. Риск отказа от участия в проекте был достаточно высоким. Я рада, что эта ситуация не стала реальностью.

Все без исключения ведущие преподаватели, к кому я обратилась с предложением принять участие в реализации проекта, сказали твердое «да». Социальная ответственность перед пенсионерами оказалась намного сильнее, чем материальный стимул.

Я могу с уверенностью сказать, что в СГЭУ сложилась отличная команда, готовая к любым образовательным социальным проектам.

– За рубежом обучение на базе высших учебных заведений и даже получение высшего образования «серебряными» студентами уже не редкость. СГЭУ – один из первопроходцев в России. Какой вы видите перспективу развития этого направления?

– Я уверена, что наш опыт не останется незамеченным. Буду рада, если появятся аналогичные программы. Легко скопировать саму идею.

Надеюсь, что мы сможем сохранить наши конкурентные преимущества в методиках преподавания и наполнении содержательным контентом и усилить их. У нашей команды есть определенные планы. Не буду раскрывать их детали. Лишь позволю сказать, что мы не останавливаемся на достигнутом и думаем, что создание стационарного университета «серебряного возраста» – это видимый ориентир.

Регистрация на курсы.

Можно отправить заявку в произвольной форме на адрес электронной почты: [email protected] sms с ФИО на тел.: +7 (927) 762 75 10

 За устной консультацией можно обращаться в рабочее время, с 9.00 до 18.00.

Вопросы задавала Татьяна Акимова