Пошаговое руководство и инструменты в поиске и проверке информации в журналистских расследованиях

Поиск и проверка информации в журналистских расследованиях
Поиск и проверка информации в журналистских расследованиях

Новое руко­вод­ство Verification Handbook for Investigative Reporting помо­жет узнать, как искать и исполь­зо­вать поль­зо­ва­тель­ский кон­тент и инфор­ма­цию из откры­тых источ­ни­ков в жур­на­лист­ских рас­сле­до­ва­ни­ях.

Поделитесь этой статьей с коллегами

Мы уже писа­ли о кни­ге Verification Handbook  руко­вод­стве по рабо­те с поль­зо­ва­тель­ским кон­тен­том (User-generated content) во вре­мя чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций.

Недав­но Евро­пей­ский центр жур­на­ли­сти­ки опуб­ли­ко­вал вто­рую кни­гу Verification Handbook for Investigative Reporting, кото­рая явля­ет­ся допол­не­ни­ем к пер­вой и пред­став­ля­ет собой поша­го­вое руко­вод­ство по поис­ку и исполь­зо­ва­нию UGC и инфор­ма­ции из откры­тых источ­ни­ков в жур­на­лист­ских рас­сле­до­ва­ни­ях.

«Журналисты, защитники прав человека, гражданские активисты и многие другие используют пользовательский контент и открытую информацию в своих расследованиях.

Но поскольку такой информации слишком много в социальных сетях, публичных базах данных и других источниках, то важно обладать знаниями о том, как правильно искать и проверять эту информацию».

Книги Verification Handbook. Изображение: verificationhandbook.com/book2
Кни­ги Verification Handbook. Изоб­ра­же­ние: verificationhandbook.com/book2

Бес­плат­ная элек­трон­ная кни­га состо­ит из 10 глав и содер­жит сове­ты и руко­вод­ства по поис­ку инфор­ма­ции онлайн, тех­ни­кам рас­сле­до­ва­ния, под­твер­жде­нию досто­вер­но­сти поль­зо­ва­тель­ско­го кон­тен­та и при­ме­не­нию эти­че­ских прин­ци­пов в рас­сле­до­ва­нии.

3 совета из книги

1. Умейте пользоваться поиском

Мно­гие люди оста­ют­ся разо­ча­ро­ван­ны­ми, когда не могут най­ти с помо­щью Google или Yandex нуж­ную им инфор­ма­цию. Но есть несколь­ко сове­тов, кото­рые помо­гут исполь­зо­вать веб-поиск более эффек­тив­но.

Например, простое использование операторов поисковых запросов может помочь получить нужный результат.

Использование специальных операторов поисковых запросов. Изображение: verificationhandbook.com/book
Исполь­зо­ва­ние спе­ци­аль­ных опе­ра­то­ров поис­ко­вых запро­сов. Изоб­ра­же­ние: verificationhandbook.com/book

Так, если вам не нуж­ны резуль­та­ты поис­ка по опре­де­лен­ным клю­че­вым сло­вам, вы може­те вклю­чить допол­ни­тель­ные поис­ко­вые опции с помо­щью опе­ра­то­ра OR.

Боль­ше о тех­ни­ках поис­ка в Интер­не­те и раз­лич­ных соци­аль­ных медиа вы може­те про­чи­тать в гла­ве 3.

2. Всегда проверяйте данные дважды

Про­вер­ка дан­ных это необ­хо­ди­мый этап, пред­ше­ству­ю­щий их ана­ли­зу. Но на самом деле дан­ные нуж­но про­ве­рять так­же и после ана­ли­за.

Фазы расследования с использованием данных. Изображение: verificationhandbook.com/book2
Фазы рас­сле­до­ва­ния с исполь­зо­ва­ни­ем дан­ных. Изоб­ра­же­ние: verificationhandbook.com/book2

Про­вер­ка дан­ных после ана­ли­за это, воз­мож­но, один из самых важ­ных эта­пов рабо­ты с дан­ны­ми при рас­сле­до­ва­нии, воз­мож­ность про­ве­рить на под­лин­ность вашу исто­рию и посмот­реть, ока­за­лись ли вер­ны гипо­те­зы.

Боль­ше о про­вер­ке дан­ных вы може­те про­чи­тать в гла­ве 5.

3. Используйте спутниковые снимки

Такой поль­зо­ва­тель­ский кон­тент, как видео на YouTube, может быть очень поле­зен при рас­сле­до­ва­ни­ях, но его досто­вер­ность все­гда нуж­но про­ве­рять.

Если пред­по­ла­га­ет­ся, что видео сде­ла­но в каком-либо опре­де­лен­ном месте, жур­на­лист может най­ти спут­ни­ко­вое изоб­ра­же­ние этой лока­ции и срав­нить отли­чи­тель­ные при­зна­ки мест­но­сти на видео и на изоб­ра­же­нии.

Спутниковое изображение города в Ливии, использовавшееся для верификации видео. Изображение: verificationhandbook.com/book2
Спут­ни­ко­вое изоб­ра­же­ние горо­да в Ливии, исполь­зо­вав­ше­е­ся для вери­фи­ка­ции видео. Изоб­ра­же­ние: verificationhandbook.com/book2

С помо­щью этой тех­ни­ки мож­но не толь­ко про­ве­рить под­лин­ность гео­ло­ка­ции видео, но даже вычис­лить точ­ное рас­по­ло­же­ние каме­ры в момент съем­ки.

Боль­ше о про­вер­ке поль­зо­ва­тель­ско­го кон­тен­та вы може­те про­чи­тать в гла­ве 6.

Ска­чать кни­гу, в созда­нии кото­рой при­ня­ли уча­стие такие орга­ни­за­ции, как BBC, Der Spiegel и Eliot Higgins” Bellingcat, Tow Center for Digital Journalism, Amnesty International, WITNESS и вери­фи­ка­ци­он­ная плат­фор­ма SAM, вы може­те на сай­те Verification Handbook.