Новые детские игрушки, слушают вашего ребенка и отвечают ему. Какие секреты расскажут ваши дети

Hello Barbie. Изображение: AP Photo/Mark Lennihan
Hello Barbie. Изображение: AP Photo/Mark Lennihan

Новая версия куклы Барби умеет разговаривать с детьми, для этого она записывает все их разговоры. Как детская игрушка может угрожать приватности, и почему законы нуждаются в адаптации?

На прошедшей недавно в Нью-Йорке ярмарке игрушек Mattel компания, выпускающая знаменитую куклу Барби, представила новую версию игрушки. Кукла, которую зовут Hello Barbie, теперь умеет слушать то, что ей говорит ребенок, и отвечать ему.

Hello Barbie записывает голос ребенка, оправляет аудиофайлы по wi-fi на компьютеры Mattel, где, основываясь на анализе записей, генерируется ответ. Барби способна учиться, запоминать, как зовут вашу собаку, и приспосабливаться к новым темам.

Новая игрушка может стать хитом среди детей, привыкших к новым технологиям, iPad и приложениям, но широкая общественность уже бьет тревогу, а кукла получила прозвище «подслушивающая» Барби.

Действительно, дети представляют собой идеальное средство прослушки – каждый, кто проводит время с детьми или может вспомнить свое собственное детство, знает, что дети все время разговаривают с игрушками и доверяют им секреты, которые они никогда бы не рассказали другому человеку.

В чем-то сложившаяся ситуация напоминает недавний скандал с умными телевизорами Samsung, которые слушали разговоры пользователей. Но игрушки ориентированы на детей, не способных даже принимать решения относительно приватности той информации, которой они делятся.

Конечно, создатели Барби убеждают в том, что вся собранная информация останется приватной и не будет использоваться в маркетинговых, рекламных или каких-либо других целях, но насколько пользовательское соглашение, закон о приватности и обещание Mattel могут быть гарантией того, что этого не произойдет?

Это не первая подобная ситуация, и всем известно, что происходит, когда интересы сервиса расходятся с интересами его пользователей.

Например, Facebook, который пользователи используют для того, чтобы общаться с друзьями и семьей и делиться фотографиями и ссылками, продает пользовательскую информацию рекламодателям.

Другая серьезная проблема, которую затрагивает появление Барби, заключается в том, что большинство законов о приватности основываются на том, что индивиды хорошо понимают, как их данные могут быть использованы, и действуют, исходя из этого понимания.

Но чем больше ученые исследуют приватность и поведение человека в информационную эпоху, тем больше все выглядит так, что мы фундаментально, нейробиологически не в состоянии решать вопросы приватности так, как от нас ожидает закон.

Люди устроены сложнее, чем абстрактный индивид, описанный в законе, и часто принимают иррациональные решения.

Вместе с тем технологии становятся все более неотъемлемой частью нашей жизни и все более личной – фитнес-трекеры, умные часы и другие сенсорные устройства размывают границу между нами и нашими технологиями, и законы о приватности должны учитывать эту глобальную перспективу изменений в человеческом поведении.

Барби-шпион – это не единичный случай, а скорее предвестник будущего, к которому мы стремительно приближаемся.