Как использовать тактику «бережливого стартапа» для запуска успешных социальных проектов

Как использовать тактику "бережливого стартапа" для запуска успешных социальных проектов
Как использовать тактику "бережливого стартапа" для запуска успешных социальных проектов

В 2011 году кни­га Эри­ка Риса «Lean Startup» изме­ни­ла под­ход ком­па­ний к созда­нию биз­не­са. Кон­цеп­ция, мак­си­ми­зи­ру­ю­щая цен­ность потре­би­те­ля и мини­ми­зи­ру­ю­щая затра­чен­ные уси­лия, зна­чи­тель­но уве­ли­чи­ва­ет шан­сы стар­та­пов на успех. Но не толь­ко тех­но­ло­ги­че­ские стар­та­пы могут исполь­зо­вать новую мето­до­ло­гию ее прин­ци­пы так­же успеш­но при­ме­ни­мы и к соци­аль­но­му пред­при­ни­ма­тель­ству.

Поделитесь этими советами с друзьями.

Долгое время запуск любого бизнес-проекта осуществлялся по одной и той же схеме: вы пишете пятилетний бизнес-план (который включает в себя проблему, ее решение, прогноз доходов и другую стратегически важную информацию), находите инвесторов и собираете деньги, тратите их на создание продукта и начинаете его продавать (и молиться, чтобы все сработало с первого раза).

При этом боль­шая часть стар­та­пов  соглас­но иссле­до­ва­нию, 75% тер­пит неуда­чу на одном из этих эта­пов.

Дей­стви­тель­но, тра­ди­ци­он­ный под­ход к запус­ку про­ек­тов боль­ше все­го напо­ми­на­ет попыт­ку уга­дать, что хочет потре­би­тель, и поэто­му свя­зан с опре­де­лен­ны­ми рис­ка­ми про­дукт может потре­би­те­лям не понра­вить­ся, не учи­ты­вать какие-либо их потреб­но­сти или вовсе ока­зать­ся ненуж­ным.

Все это верно и для социального предпринимательства  можно заменить «потребителей» на «бенефициаров», но суть останется той же.

Без пони­ма­ния людей, для кото­рых вы созда­е­те про­дукт, и их потреб­но­стей, вы рис­ку­е­те создать про­дукт, кото­рый не будет соот­вет­ство­вать нуж­дам этих людей и соот­вет­ствен­но не смо­жет улуч­шить их жизнь.

Марк Ченг, директор международного некоммерческого фонда Ashoka в Великобритании, вспоминает два подобных случая.

Одно предприятие разработало доступные очки для бедных детей в сельских районах Индии. Предполагалось, что благодаря этим очкам в уровне образования детей произойдут значительные изменения, но вскоре выяснилось, что очки удивительно быстро ломаются или теряются.

Почему это происходило? Оказалось, что очки первой версии просто были очень некрасивыми, а бедные дети в Индии ничем не отличаются от детей по всему миру им не все равно, как они выглядят в глазах своих сверстников.

Другое предприятие разработало устройство для сбора дождевой воды в Бангладеш. Собирая воду с крыш, женщины могли сэкономить в месяц сотни часов, которые они проводили в очереди за грязной водой к местному насосу, который к тому же часто ломался.

Кто не хотел бы сэкономить это время? Тем не менее выяснилось, что общение в очереди за водой было главным социальным событием в жизни местных женщин. Решение проблемы (время в очереди за водой) не отвечало потребностям жителей (встречи и общение друг с другом). Таким образом, продукт, каким бы полезным он не был, оказался ненужным.

Этих ситу­а­ций мож­но было бы лег­ко избе­жать, если подой­ти к про­цес­су созда­ния про­дук­та несколь­ко ина­че тести­ро­вать пер­вые рабо­чие вер­сии про­дук­та перед тем, как пол­но­стью его раз­ра­бо­тать.

Такая новая мето­до­ло­гия, полу­чив­шая назва­ние «береж­ли­вый стар­тап» (lean startup), корен­ным обра­зом изме­ни­ла обще­при­ня­тые пред­став­ле­ния о пред­при­ни­ма­тель­стве и пред­ло­жи­ла новый под­ход к созда­нию и раз­ра­бот­ке про­дук­тов.

В конце концов, как заметил Стив Бланк, никому, кроме венчурных капиталистов и Советского Союза, не нужны пятилетние планы, предсказывающие полную неизвестность.

«Бережливый стартап»

«Береж­ли­вый стар­тап» кон­цеп­ция пред­при­ни­ма­тель­ства, сфор­му­ли­ро­ван­ная Эри­ком Рисом, объ­еди­ня­ет в себе прин­ци­пы и под­хо­ды, поз­во­ля­ю­щие сде­лать запуск ком­па­нии менее рис­ко­ван­ным.

«Бережливый стартап» основан на простых принципах:

  • не пытай­тесь сра­зу создать что-то иде­аль­ное, нач­ни­те с созда­ния «мини­маль­но жиз­не­спо­соб­но­го про­дук­та» (про­дукт, кото­рый име­ет необ­хо­ди­мый мини­мум воз­мож­но­стей, что­бы про­ве­рить его жиз­не­спо­соб­ность на рын­ке);
  • полу­чай­те обрат­ную связь от ваших потре­би­те­лей и непре­рыв­но улуч­шай­те про­дукт и адап­ти­руй­те мар­ке­тин­го­вую стра­те­гию в соот­вет­ствии с этой обрат­ной свя­зью до тех пор, пока у вас не полу­чит­ся создать про­дукт, пол­но­стью отве­ча­ю­щий потреб­но­стям потре­би­те­лей.

Под­ход, в цен­тре кото­ро­го реаль­ный потре­би­тель, помо­га­ет избе­жать созда­ния про­дук­тов и услуг, кото­рые будут дан­но­му потре­би­те­лю не нуж­ны, вовре­мя изме­нить тра­ек­то­рию про­цес­са раз­ра­бот­ки ново­го про­дук­та и сни­зить чис­ло неудач.

Несмотря на то, что концепции «бережливого стартапа» всего несколько лет, она используется крупными технологическими компаниями и стартапами, преподается в университетах и бизнес-школах.

Но кон­цеп­ция, изна­чаль­но сфор­ми­ро­ван­ная в Сили­ко­но­вой долине, под­хо­дит не толь­ко тех­но­ло­ги­че­ским ком­па­ни­ям она так­же успеш­но при­ме­ня­ет­ся и соци­аль­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми, кото­рые хотят созда­вать пози­тив­ные изме­не­ния, но пони­ма­ют, что тра­ди­ци­он­ный биз­нес-под­ход не при­но­сит нуж­ных резуль­та­тов.

Канва бизнес-модели для социального предпринимательства

Social Lean Canvas. Изображение: socialleancanvas.com
Social Lean Canvas. Изоб­ра­же­ние: socialleancanvas.com

Кан­ва биз­нес-моде­ли явля­ет­ся одним из глав­ных инстру­мен­тов «береж­ли­во­го стар­та­па» и поз­во­ля­ет делать опи­са­ние про­ек­та, вклю­ча­ю­щее все девять состав­ля­ю­щих биз­не­са (клю­че­вые парт­не­ры, клю­че­вые ресур­сы, кана­лы постав­ки и т.д.) и уме­ща­ю­ще­е­ся на одной стра­ни­це.

Раз­ра­бо­тан­ная Алек­сан­дром Остер­валь­де­ром и Ивом Пинье, биз­нес-модель содер­жит в себе серию гипо­тез, кото­рые необ­хо­ди­мо про­ве­рить, но все же не совсем под­хо­дит соци­аль­но­му пред­при­ни­ма­тель­ству, име­ю­ще­му свои осо­бен­но­сти и отли­чия от обыч­но­го биз­не­са.

По этой при­чине Рован Йеман и Дэйв Мос­ко­виц созда­ли адап­ти­ро­ван­ную под потреб­но­сти НКО вер­сию кан­вы биз­нес-моде­ли  Social Lean Canvas. С помо­щью это­го инстру­мен­та соци­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли могут при­ме­нять мето­до­ло­гию «береж­ли­во­го стар­та­па» к про­ек­там, име­ю­щим соци­аль­но зна­чи­мые цели.

Social Lean Canvas, подоб­но клас­си­че­ской кан­ве биз­нес-моде­ли, поз­во­ля­ет быст­ро и про­сто раз­ра­ба­ты­вать биз­нес-моде­ли, а затем мето­дич­но их тести­ро­вать для того, что­бы полу­чить тща­тель­но про­ве­рен­ный, мас­шта­би­ру­е­мый и повто­ря­е­мый резуль­тат.

«Бережливый стартап» и социальное предпринимательство

Адап­та­ция прин­ци­пов «береж­ли­во­го стар­та­па» для соци­аль­но­го пред­при­ни­ма­тель­ства не оста­но­ви­лась на раз­ра­бот­ке кан­вы биз­нес-моде­ли ско­рее исполь­зо­ва­ние новой мето­до­ло­гии для созда­ния соци­аль­но­го бла­га пре­вра­ти­лось в дви­же­ние, име­ю­щее свои сооб­ще­ства, меро­при­я­тия, обу­ча­ю­щие кур­сы и исто­рии успе­ха.

Напри­мер, Lean Impact  это одна из ини­ци­а­тив, направ­лен­ных на рас­про­стра­не­ние прин­ци­пов «береж­ли­во­го стар­та­па» для соци­аль­но­го пред­при­ни­ма­тель­ства.

Изображение: leanimpact.org
Изоб­ра­же­ние: leanimpact.org

Lean Impact зани­ма­ет­ся тем, что соби­ра­ет и делит­ся исто­ри­я­ми орга­ни­за­ций, кото­рые при­ме­ня­ют прин­ци­пы «береж­ли­во­го стар­та­па» в сво­ей рабо­те, и про­во­дит меро­при­я­тия для таких орга­ни­за­ций т.е. спо­соб­ству­ют фор­ми­ро­ва­нию сооб­ще­ства, где люди, кото­рые хотят сде­лать мир луч­ше, могут учить­ся друг у дру­га тому, как эффек­тив­но управ­лять орга­ни­за­ци­ей и соот­вет­ствен­но эффек­тив­нее созда­вать пози­тив­ные изме­не­ния.

Онлайн-курсы для социальных предпринимателей

Еще одним хоро­шим спо­со­бом узнать о прин­ци­пах «береж­ли­во­го стар­та­па» и их при­ме­не­нии на прак­ти­ке явля­ет­ся онлайн-курс.

На обра­зо­ва­тель­ной плат­фор­ме Udemy вы може­те про­слу­шать трех­ча­со­вой курс от Эри­ка Риса, а на плат­фор­ме Acumen летом это­го года нач­нет­ся 8-недель­ный курс Lean Principles for Social Enterprise, раз­ра­бо­тан­ный спе­ци­аль­но для соци­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей.

Изображение: plusacumen.org
Изоб­ра­же­ние: plusacumen.org

Мето­до­ло­гия «береж­ли­во­го стар­та­па» может стать нача­лом новой пред­при­ни­ма­тель­ской эко­но­ми­ки и ката­ли­за­то­ром созда­ния про­дук­тов, кото­рые могут изме­нить жиз­ни мил­ли­о­нов людей.

Сол­неч­ные лам­пы, очи­сти­те­ли воды, новые ирри­га­ци­он­ные систе­мы все это может стать про­дук­та­ми, кото­рые появят­ся в самое бли­жай­шее вре­мя, если соци­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли нач­нут при­ме­нять в сво­ей прак­ти­ке прин­ци­пы «береж­ли­во­го стар­та­па»: тести­ро­вать гипо­те­зы, менять стра­те­гию и быст­рее отка­зы­вать­ся от идеи, кото­рая ока­за­лось неудач­ной, что­бы быст­рее прий­ти к той идее, кото­рая ока­жет­ся успеш­ной.

Изоб­ра­же­ние: Sacha Chua, лицен­зия СС BY 3.0