Землетрясение в Непале: как мир собирал помощь, а Facebook и Apple запустили систему пожертвований

Разрушенное в результате землетрясения здание. Изображение: Krish Dulal.
Разрушенное в результате землетрясения здание. Изображение: Krish Dulal.

Как помочь в чрез­вы­чай­ной ситу­а­ции? Как сде­лать пожерт­во­ва­ние? Веду­щие изда­ния пре­ду­пре­жда­ют о мошен­ни­че­ских орга­ни­за­ци­ях, а Facebook и Apple поз­во­ля­ют поль­зо­ва­те­лям делать пожерт­во­ва­ние в один клик.

В кон­це апре­ля 2015 года в Непа­ле про­изо­шло силь­ней­шее зем­ле­тря­се­ние, в резуль­та­те кото­ро­го погиб­ли и ока­за­лись ране­ны­ми тыся­чи чело­век, а город Кат­ман­ду был прак­ти­че­ски пол­но­стью раз­ру­шен.

Эти трагические события затронули многих людей и вызвали желание помочь в устранении последствий бедствия.

Но в таких мас­штаб­ных чрез­вы­чай­ных ситу­а­ци­ях не все­гда понят­но, каким обра­зом луч­ше все­го помочь  какой вид пожерт­во­ва­ний будет мак­си­маль­но полез­ным и через какую орга­ни­за­цию это пожерт­во­ва­ние осу­ще­ствить?

Помогать лучше всего, как советует Time, деньгами.

Может пока­зать­ся, что отправ­лять оде­я­ла, одеж­ду и про­дук­ты пита­ния к месту про­ис­ше­ствия это хоро­шее дело, но в дей­стви­тель­но­сти это не очень эффек­тив­ный спо­соб помочь: у поч­то­вой служ­бы может не быть досту­па к месту про­ис­ше­ствия, а рас­пре­де­ле­ние посы­лок тре­бу­ет мно­го чело­ве­че­ских ресур­сов.

Кро­ме того, у тех орга­ни­за­ций, кото­рые могут зани­мать­ся раз­да­чей про­до­воль­ствия, как пра­ви­ло, уже есть дого­во­рен­но­сти с ком­па­ни­я­ми, постав­ля­ю­щи­ми им воду и дру­гие пред­ме­ты пер­вой необ­хо­ди­мо­сти.

Вто­рой вопрос намно­го слож­нее, осо­бен­но для людей, кото­рые нико­гда не стал­ки­ва­лись с бла­го­тво­ри­тель­но­стью и не совсем пред­став­ля­ют себе, как это дела­ет­ся. Что еще хуже, как это часто быва­ет с бла­ги­ми наме­ре­ни­я­ми, появ­ля­ют­ся те, кто хочет исполь­зо­вать жела­ние помочь для сво­ей выго­ды.

Huffington Post вме­сте со мно­ги­ми дру­ги­ми веду­щи­ми изда­ни­я­ми пре­ду­пре­жда­ет свою ауди­то­рию, что­бы они вни­ма­тель­но выби­ра­ли орга­ни­за­цию для пожерт­во­ва­ний: избе­га­ли теле­фон­ных звон­ков от несу­ще­ству­ю­щих НКО, элек­трон­ных писем с прось­бой о помо­щи и вло­же­ни­я­ми, а так­же сомни­тель­ных ссы­лок в соци­аль­ных медиа.

Каким же обра­зом пожерт­во­вать день­ги и быть уве­рен­ным, что они пой­дут туда, куда нуж­но? Time сове­ту­ет про­ве­сти неболь­шое иссле­до­ва­ние: выбрать с помо­щью таких ресур­сов, как Charity Navigator, орга­ни­за­ции, кото­рые наи­бо­лее эффек­тив­ны, и пожерт­во­вать день­ги через них.

Также можно воспользоваться информацией из авторитетного источника, например, New York Times опубликовал список организаций, способствующих перечислению денег Непалу.

Не оста­лись в сто­роне и Facebook, и Apple ком­па­нии мак­си­маль­но упро­сти­ли про­цесс пожерт­во­ва­ния для сво­их поль­зо­ва­те­лей, доба­вив кноп­ку с пожерт­во­ва­ни­ем на глав­ную стра­ни­цу соци­аль­ной сети и в iTunes соот­вет­ствен­но.

Предложение сделать пожертвование на Facebook. Изображение: mashable.com
Пред­ло­же­ние сде­лать пожерт­во­ва­ние на Facebook. Изоб­ра­же­ние: mashable.com

Кноп­ка пожерт­во­ва­ний на Facebook ока­за­лась неве­ро­ят­но эффек­тив­ным инстру­мен­том за неде­лю поль­зо­ва­те­ля­ми соци­аль­ной сети было собра­но $15 мил­ли­о­нов на под­держ­ку дея­тель­но­сти орга­ни­за­ции International Medical Corps, а еще $2 мил­ли­о­на доба­вил сам Facebook.

Это не пер­вый раз, когда на Facebook появ­ля­ет­ся кноп­ка для пожерт­во­ва­ний в нояб­ре 2014 года с ее помо­щью Facebook соби­рал пожерт­во­ва­ния на борь­бу с виру­сом Эбо­ла, а в 2013 году на устра­не­ние послед­ствий тай­фу­на на Филип­пи­нах.

В это же время Apple начал в iTunes сбор средств для Красного Креста.

Сбор пожертвований в iTunes. Изображение: imore.com
Сбор пожерт­во­ва­ний в iTunes. Изоб­ра­же­ние: imore.com

Посе­тив спе­ци­аль­ную стра­ни­цу в iTunes, поль­зо­ва­те­ли могут выбрать и авто­ма­ти­че­ски сде­лать пожерт­во­ва­ние на ука­зан­ную сум­му. Вся сум­ма пла­те­жа пой­дет Крас­но­му Кре­сту, а Apple обе­ща­ет не раз­гла­шать вашу лич­ную инфор­ма­цию, это зна­чит, что пожерт­во­ва­ние будет ано­ним­ным.

С одной сто­ро­ны, таким обра­зом, гаран­ти­ру­ет­ся то, что вы не буде­те полу­чать от Крас­но­го Кре­ста или дру­гой НКО неже­ла­тель­ных рас­сы­лок и пред­ло­же­ний сде­лать дру­гое пожерт­во­ва­ние; с дру­гой, посколь­ку дан­ная тран­зак­ция счи­та­ет­ся покуп­кой с iTunes Store, поль­зо­ва­те­ли не смо­гут полу­чить кви­тан­цию на воз­врат нало­гов (если такая кви­тан­ция нуж­на, Apple сове­ту­ет делать пожерт­во­ва­ние напря­мую через Крас­ный Крест).

Apple не опуб­ли­ко­вал инфор­ма­цию о том, сколь­ко средств было собран­но таким обра­зом. Кро­ме того, неко­то­рые поль­зо­ва­те­ли кри­тич­но отнес­лись к дан­ной ини­ци­а­ти­ве, посколь­ку сама ком­па­ния пожерт­во­ва­ния не сде­ла­ла.