Веб-тренды 2015: как использовать новые привычки пользователей, чтобы увлечь их своими проектами, идеями, кампаниями

Веб-тренды 2015: как использовать новые привычки пользователей, чтобы увлечь их своими проектами, идеями, кампаниями
Веб-тренды 2015: как использовать новые привычки пользователей, чтобы увлечь их своими проектами, идеями, кампаниями

27 мая 2015 года на конференции Code Conference Мэри Микер, партнер фонда Kleiner Perkins Caufield & Byers (КРСВ), представила ежегодный доклад о тенденциях развития Сети «Internet Trends 2015», описывающий изменения за период с 1995-го год IPO компании Netscape по 2014 год.

Независимо от того, согласны мы или хотим поспорить с положениями этого доклада, отмеченные в нем факторы уже определяют сегодняшний и завтрашний веб.

Поделитесь этой статьей с друзьями

Что можно узнать из 197 слайдов презентации? Мы выбрали самое важное, что вы можете использовать в своей работе уже сейчас.

Масштабы и динамика

Численность интернет-населения увеличилась в 2014 году до 2,8 млрд пользователей и проникновение Интернета в целом по миру составляет 39% против 0,6% в 1995 г.

Рост числа владельцев мобильных телефонов за период 1995-2014 гг.
Рост числа владельцев мобильных телефонов за период 1995-2014 гг.

Существенно увеличилось количество владельцев мобильных телефонов до 5.2 млрд чел. и 40% из них пользуются смартфонами (и как следствие имеют возможность выхода в Интернет).

Резкий скачок в распространении смартфонов произошел в 2010-2012 годах, а сейчас темпы роста как Интернета в целом, так и его мобильного сегмента замедляются.

В 2014 году рост числа интернет-пользователей составил 8% против 11% в 2012-м и рост числа пользователей смартфонов 23% против 65% за тот же период.

Из крупнейших по капитализации ИТ-компаний, входивших в 1995 году в ТОР 10, к 2015 в нем сохранилась только одна Apple.

Таким образом, произошло практически полное обновление состава лидеров рынка, определяющих его ландшафт и протекающие на нем процессы.

Наибольшее влияние Интернет оказал на потребительский сектор, полностью изменив в нем поведение пользователей. Для сравнения: его влияние на сферу образования оценивается на уровне порядка 25%, а, например, на сферу общественных отношений порядка 12%.

До сих пор общественный сектор был наиболее консервативен и слабо подвержен изменениям под воздействием Интернета, поэтому можно ожидать сдвигов и перемен в этой области в ближайшем будущем.

Сдвиги в потреблении контента

Эволюция каналов доставки контента в 1995 - 2015 гг.
Эволюция каналов доставки контента в 1995 — 2015 гг.

С начала нулевых мы фактически переживаем бум каналов доставки контента, «контролируемых» пользователем, от видеохостингов (YouTube) и социальных сетей (Twitter) до сервисов потокового видео (Netflix streaming) и игровых консолей.

В среднем взрослый человек в развитом цифровом мире (в США) проводит за просмотром различных цифровых медиа 5,7 часа в день этот показатель удвоился за последние 7 лет.

Тенденции, проявившие себя на более развитых в цифровом отношении территориях, в частности в США, как круги по воде, расходятся по остальному миру.

В России они проявляются с опозданием на несколько лет, поэтому у нас есть год-два, чтобы подготовиться к новым реалиям.

Рост числа просмотров видео в день на Facebook в 2014-2015 гг.
Рост числа просмотров видео в день на Facebook в 2014-2015 гг.

Активность современных интернет-пользователей сосредоточена вокруг визуального контента, обмена им и создания собственного в формате репостов, фан-творчества, мемов, а также рецензий и рейтингов.

Маленький экран в вертикальной ориентации становится доминирующим
Маленький экран в вертикальной ориентации становится доминирующим

Время, проводимое за потреблением цифровых медиа, в т.ч. видео, на вертикальном экране увеличилось в 7 раз за 5 лет и составляет порядка трети всего времени, которое тратится на просмотр в сутки.

Мессенджеры - самые активно используемые приложения
Мессенджеры — самые активно используемые приложения

6 из 10 наиболее активно используемых приложений это разнообразные мессенджеры, и они же доминируют по числу пользовательских сессий.

Лидеры этого рынка, такие как Facebook, создают кросс-платформенные центры коммуникаций, благодаря которым пользователи остаются в контексте своего общения независимо от устройства, времени и территории.

Лидеры интернет-индустрии Китая - трансформация от предоставления информации к сервисам «по запросу»
Лидеры интернет-индустрии Китая — трансформация от предоставления информации к сервисам «по запросу».

На территориях других технологичных стран, например, в Китае, ситуация в целом аналогична.

Там активно развиваются как коммуникационные платформы, так и сервисы, трансформирующие потребительское поведение от традиционного потребления информации к быстрому получению желаемого «точно вовремя», будь то товар, услуга или контент.

Тренды задаются молодыми

Социальные сети, наиболее активно используемые людьми в возрасте 12-24 года
Социальные сети, наиболее активно используемые людьми в возрасте 12-24 года

Наиболее активной и мобильной группой интернет-пользователей остаются молодые люди (в возрасте 12-24 года).

Они еще в большей степени ориентированы на визуальный контент самой значимой сетью для них в 2015 году был Instagram.

87% молодых пользователей смартфонов не расстаются с ними даже ночью
87% молодых пользователей смартфонов не расстаются с ними даже ночью

Смартфон никогда не покидает их руки и в большинстве случаев используется для фотоснимков: 44% делают снимки ежедневно и в 76% случаев это фото для публикации в социальных сетях.

Трансформация потребительского поведения

Информация «точно вовремя» = мобильные + сенсоры + люди
Информация «точно вовремя» = мобильные + сенсоры + люди

Мобильные устройства в большом проценте случаев используются для получения нужной информации «точно вовремя» именно в то время, когда она необходима «прямо сейчас»: навигация (84% пользователей смартфонов), срочные новости (84%), помощь в затруднительных ситуациях (52%) и местные новости (79%).

В ответ на такую «пользовательскую привычку» появляются в большом количестве сервисы, предоставляющие товары, услуги и информацию «немедленно», быстрая доставка, перевозки, помощь в путешествиях и т.п.

Инновации в сегментах со «слабым» пользовательским опытом
Инновации в сегментах со «слабым» пользовательским опытом.

Благодаря оперативности и инновациям интернет-компании и стартапы выходят как в те сферы, где высок уровень вовлечения пользователей и значителен размер потребительских расходов, так и в сферы с проблемным сервисом.

В обоих случаях им удается потеснить традиционный бизнес, меняя стандарты потребления.

Форматы рекламных объявлений, оптимизированные для просмотра на мобильных устройствах
Форматы рекламных объявлений, оптимизированные для просмотра на мобильных устройствах.

Способы рекламного воздействия на пользователей также меняются появляются новые форматы рекламных сообщений, способы и каналы их доставки. Часто это смешные короткие видео, быстрые и удобные для просмотра.

Рост доли электронной коммерции в общем объеме розничных продаж в 1998 - 2014 гг.
Рост доли электронной коммерции в общем объеме розничных продаж в 1998 — 2014 гг.

Электронная коммерция набирает обороты ее доля в общем объеме розницы постоянно повышается и достигает в США 9%.

Все более существенную роль начинают играть сервисы «второго поколения» вроде Airbnb или Taskrabbit оптимизированные для мобильного Интернета и локальных покупок (продуктов или услуг).

Интеграция опций электронной коммерции также «приближается» к пользователям, например, через кнопки «быстрых» покупок в социальных сетях.

Трансформация рабочей среды и рабочей силы

Прежде корпоративный софт должен был сделать существующую работу более эффективной. Новая возможность для программного обеспечения сегодня заключаются в трансформации работы как таковой.

Эрон Леви, со-основатель и CEO компании Box

Произносим «бизнес-коммуникации», подразумеваем Slack (https://slack.com/)
Произносим «бизнес-коммуникации», подразумеваем Slack.

Практически в каждой сфере применения корпоративных бизнес-процессов от email и приема платежей до управления проектами и организации документооборота, от клиентского сервиса до внутренних баз знаний произошла трансформация пользовательского опыта, вызванная появлением веб-сервисов, приложений и других решений, предлагаемых интернет-компаниями и стартапами.

Индекс роста не рутинной интеллектуальной занятости в США в 1983-2015 гг.
Индекс роста не рутинной интеллектуальной занятости в США в 1983-2015 гг.

Растущая интеллектуальная занятость приводит к растущим потребностям в мобильности, креативности и концентрации на решении проблем.

Рост городского населения в США за в 1910-2013 гг.
Рост городского населения в США за в 1910-2013 гг.

Существенные трансформации претерпевает и образ жизни людей. В современном мире подавляющее большинство населения живет в городах: в США порядка 80% к 2013 году.

При этом сокращается процент людей, создающих семью в возрасте от 18 до 32 лет в США с 65% в 60-х до 25% в 2014-м. На этом фоне средний размер домохозяйства также уменьшается в США с 4,5 человека в начале 20 века до 2.5 в 2014-м.

Поколение миллениалов (люди, родившиеся между началом девяностых и серединой нулевых) начинает доминировать на рынке труда 35% всей рабочей силы в США по состоянию на 2015 г.

Приоритеты поколения миллениалов в оценке отдачи от работы
Приоритеты поколения миллениалов в оценке отдачи от работы

Этот специфический сегмент занятых выставляет новые приоритеты в поиске работы и оценке удовлетворенности от нее 22% занятых этого возраста в наибольшей степени ценят в работе возможности для обучения и развития, а вовсе не высокую оплату.

Описанные сдвиги в образе жизни и профессиональных ожиданиях вместе с проникновением Интернета и мобильной связи приводят к появлению новых форм занятости людей, которых играют в сети все более заметную роль. Так, в США фрилансеры частные внештатные специалисты составляют 35% всех занятых.

Средний годовой доход продавцов на популярных онлайн-платформах по сравнению с доходом домохозяйства в США
Средний годовой доход продавцов на популярных онлайн-платформах по сравнению с доходом домохозяйства в США

Растет число людей, использующих онлайн-платформы и сервисы для получения дополнительного (или основного) дохода.

Что не удивительно, например, средний доход арендодателя, представленного на Airbnb, составляет порядка 15% от медианного годового дохода домохозяйства. Половину представленных на Airbnb арендодателей из Нью-Йорка составляют фрилансеры, получающие таким образом дополнительный источник дохода.

Люди привыкают полагаться на себя при выполнении работ и получать доход от нескольких видов деятельности сразу 25% профессионалов, представляющих свои услуги онлайн, используют несколько платформ.

Активные изменения в образе жизни людей и формах их экономических отношений вступают в конфликт, например, с устаревшим законодательством.

17-old-law

Это поразительно, но многие ныне действующие законы приняты еще столетие назад. Есть законы для бизнеса и законы для людей. Что делать, если человек становится бизнесом? Внезапно все эти законы оказываются устаревшими — они принадлежат 20 веку, а мы живем в 21-м.

Брайан Чески, со-основатель Airbnb, ноябрь 2014.

В конечном итоге онлайн-платформы начинают играть все более существенную роль в экономике не только через трансформацию потребительского поведения и поведения в области занятости, но также и через трансформацию сферы общественных отношений, вынуждая пересматривать как законодательство, так и сами формы взаимодействия различных общественных институтов.

Описанные тенденции носят глобальный характер и оказывают влияние на поведение абсолютно всех пользователей Интернета.

Поэтому некоммерческим организациям, которые ведут свою работу в сети, необходимо также учитывать эти сдвиги.

Какие практические шаги можно предпринять для этого уже сегодня?

  1. Начните с адаптивного сайта самый первый и наиболее простой шаг, это адаптация уже существующего ресурса к мобильным устройствам.
  2. Думайте о смартфонах при планировании новых онлайн-проектов или ресурсов исходите из того, что люди будут преимущественно взаимодействовать с ними с помощью смартфонов (даже если по факту это пока не так).
  3. Подумайте, как можно адаптировать успешные коммерческие онлайн-практики к деятельности вашей НКО прямо сейчас.
  4. Подумайте об использовании мессенджеров как присутствовать в контексте общения пользователей.
  5. Увеличивайте долю визуально привлекательного контента необходимо отходить от сугубо текстового содержания своих информационных ресурсов в пользу визуального (видео, изображения, иллюстрации и т.п.).
  6. В работе с волонтерами делайте упор на развитие, обучение и новые навыки.

Полная версия презентации (на английском языке)