Content-first: новый подход к отношениям между дизайном и контентом

Content-first: новый подход к отношениям между дизайном и контентом
Content-first: новый подход к отношениям между дизайном и контентом

Поче­му хоро­ше­го дизай­на без кон­тен­та не суще­ству­ет, и как новая кон­цеп­ция в дизайне помо­га­ет созда­вать луч­ший опыт вза­и­мо­дей­ствия.

Поделитесь этой статьей с друзьями

Дол­гое вре­мя дизайн и кон­тент суще­ство­ва­ли отдель­но друг от дру­га – дизай­не­ры созда­ва­ли маке­ты сай­тов или печат­ных изда­ний, исполь­зуя для их запол­не­ния тек­сты-напол­ни­те­ли вро­де Lorem Ipsum, кон­тент же созда­вал­ся отдель­но совер­шен­но дру­ги­ми людь­ми.

Резуль­та­том такой рабо­ты «всле­пую» часто ста­но­вит­ся несо­от­вет­ствие кон­тен­та (сооб­ще­ния, кото­рое нуж­но доне­сти до ауди­то­рии) и дизай­на (спо­со­ба, кото­рым вы пыта­е­тесь доне­сти это сооб­ще­ние).

Что, в свою очередь, приводит к необходимости изменять дизайн и, как следствие, впустую потраченному времени.

«5 строчек Lorem Ipsum могут хорошо смотреться в вашем макете, и клиенту может понравиться, как все выглядит, но когда клиент заменит Lorem Ipsum на свой текст, может вдруг оказаться, что ему на самом деле не нужны 3 призыва к действию на одной странице».

Очевидная неэффективность такого подхода привела к тому, что постепенно в дизайне начинает складываться и получать распространение другая концепция, в которой дизайн начинается с понимания контента.

Пото­му что, как пишет Лиам Кинг, кон­тент – это опыт вза­и­мо­дей­ствия (англ. UX – User eXperience). И если основ­ной зада­чей сай­та явля­ет­ся доне­сти важ­ный кон­тент до ауди­то­рии, то для созда­ния луч­ше­го опы­та вза­и­мо­дей­ствия для поль­зо­ва­те­лей дизайн дол­жен начи­нать­ся с кон­тен­та и ори­ен­ти­ро­вать­ся на кон­тент.

Игры как образец UX

Одна­жды Стеф Хей, спе­ци­а­лист по кон­тент-стра­те­гии, заме­ти­ла, что у таких ее люби­мых видео­игр, как Katamari, Animal Crossing и Borderlands 2 есть одно общее свой­ство: дизайн, кото­рый пора­жа­ет.

Сюда вхо­дит все: игро­вые диа­ло­ги, новый кон­тент, кото­рый появ­ля­ет­ся имен­но тогда, когда он нужен, и весь опыт игры, кото­рый про­ду­ман так, что Хей чув­ству­ет себя супер­ге­ро­ем каж­дый раз, когда игра­ет.

Например, так начинается игра Animal Crossing (все, что вы сделали, начали новую игру).

Игра в фор­ме мило­го и инте­рес­но­го диа­ло­га с пер­со­на­жем соби­ра­ет инфор­ма­цию о вас и дела­ет неко­то­рые пред­по­ло­же­ния, а если они ока­зы­ва­ют­ся невер­ны, то шутит в ответ. Никто не оби­жен, все доволь­ны.

Это заста­ви­ло Хей заду­мать­ся о том, как игро­вой инду­стрии уда­лось достичь тако­го мастер­ства в интер­ак­тив­ном сто­ри­тел­лин­ге и кто те люди, кото­рые этим зани­ма­ют­ся.

Все начинается с истории

Хей про­ве­ла неболь­шое иссле­до­ва­ние – изу­чи­ла исто­рии созда­ния опре­де­лен­ных игр и опи­са­ния вакан­сий таких ком­па­ний, как Nintendo, Bethesda Games и Gearbox Software.

В результате она узнала несколько интересных вещей: во-первых, гейм-дизайнеры начинают с истории. Все, что они создают, строится на игровой истории и дополняет ее.

Хей так­же узна­ла, что люди, кото­рые созда­ют исто­рию, явля­ют­ся неотъ­ем­ле­мой частью все­го дизайн-про­цес­са и назы­ва­ют­ся дизай­не­ра­ми исто­рии (narrative writer, game writer или story designer).

Эти люди – кон­тент-стра­те­ги и ответ­ствен­ны за дизайн диа­ло­га меж­ду игрой и поль­зо­ва­те­лем. Имен­но того, что всем так нравится и что состав­ля­ет осно­ву поль­зо­ва­тель­ско­го опы­та.

Если при­нять во вни­ма­ние то, что игро­вая инду­стрия стре­ми­тель­но раз­ви­ва­ет­ся и рас­про­стра­ня­ет­ся во всех воз­мож­ных направ­ле­ни­ях (60% людей игра­ют в видео­иг­ры, а тех­ни­ки гей­ми­фи­ка­ции успеш­но исполь­зу­ют­ся в меди­цине, обра­зо­ва­нии и дру­гих обла­стях) и на все воз­мож­ные устрой­ства, то мож­но ожи­дать, что наш мобиль­ный и интер­нет-опыт все боль­ше будет напо­ми­нать диа­лог.

Content-first стратегия

Хей немед­лен­но изме­ни­ла свой про­цесс рабо­ты. Сре­ди про­ек­тов, над кото­ры­ми она рабо­та­ла, был реди­зайн сай­та Annie E. Casey Foundation (AECF), содер­жа­щий огром­ное коли­че­ство раз­лич­но­го кон­тен­та.

С первой же рабочей встречи по редизайну сайта вопросы фокусировались на аудитории и ее опыте взаимодействия с сайтом: Какие вопросы задает аудитория? Какие ее основные жалобы?

Это поз­во­ли­ло сде­лать в рабо­те акцент на ком­му­ни­ка­ци­он­ных про­бле­мах, кото­рые мож­но было решить с помо­щью кон­тен­та.

Так, напри­мер, выяс­ни­лось, что отче­ты AECF очень инте­рес­ны ауди­то­рии, но содер­жа­ние этих отче­тов было таким, что най­ти или понять нуж­ную инфор­ма­цию было труд­но. Поэто­му коман­да Хей нача­ла с того, что пере­пи­са­ла стра­ни­цу с отче­та­ми.

Затем были вопро­сы «Как кто-то может попасть на эту стра­ни­цу?» и «Куда он захо­чет перей­ти даль­ше?» – это явля­лось опре­де­ля­ю­щим в выбо­ре того, кон­тен­том какой стра­ни­цы занять­ся даль­ше.

Таким обра­зом, исхо­дя из реаль­но­го кон­тен­та и его струк­ту­ры, дизайн-коман­да пере­ра­бо­та­ла весь ресурс, а глав­ным инстру­мен­том про­то­ти­пи­ро­ва­ния в рабо­те стал тек­сто­вой доку­мент (Word или Google Doc), пол­ный слов, кото­рые коман­да мог­ла про­те­сти­ро­вать на реаль­ных поль­зо­ва­те­лях для того, что­бы убе­дить­ся, что они гово­рят на одном язы­ке.

Что действительно значит content-first

Контепеция content-first - это не приоритет контента над дизайном или дизайна над контентом, а их симбиоз. Изображение: 20px.com
Кон­те­пе­ция content-first – это не при­о­ри­тет кон­тен­та над дизай­ном или дизай­на над кон­тен­том, а их сим­би­оз. Изоб­ра­же­ние: 20px.com

Но что дей­стви­тель­но зна­чит кон­цеп­ция content-first? Дизай­нер Марк Бол­тон счи­та­ет, что не сле­ду­ет вос­при­ни­мать зна­че­ние кон­цеп­ции слиш­ком бук­валь­но – речь в дан­ном слу­чае идет ско­рее не о самом кон­тен­те, а о его струк­ту­ре; не о при­о­ри­те­те кон­тен­та над дизай­ном, а о их вза­и­мо­дей­ствии.

«Когда мы говорим «content-first», это не значит «я собираюсь сидеть на своих руках, пока вы не выдадите мне весь контент», – пишет Марк.

Что на самом деле име­ют в виду дизай­не­ры, зву­чит ско­рее как: «Мы и вправ­ду хотим понять тип и струк­ту­ру кон­тен­та для это­го про­ек­та. Не вол­нуй­тесь, если у вас еще не все напи­са­но, про­сто помо­ги­те нам понять».

С подходом content-first сам дизайн-процесс может происходить по-разному. Например, Болтон выявил для себя такую работающую структуру.

  1. Пого­во­ри­те. Исполь­зуй­те сти­ке­ры и замет­ки. Запри­тесь в ком­на­те и обсу­ди­те ваш сайт или при­ло­же­ние. Запи­сы­вай­те все важ­ные сло­ва.
  2. Раз­бе­ри­тесь с хао­сом. К кон­цу пер­во­го пунк­та у вас долж­на обра­зо­вать­ся куча род­ствен­ных (или не очень) слов о вашем сай­те. Это его ДНК: настро­е­ние, инто­на­ции, бренд, сооб­ще­ние, типы кон­тен­та, так­со­но­мии, теги и тех­но­ло­гии. Теперь вам нуж­но все это рас­сор­ти­ро­вать.
  3. Повто­ряй­те. В какой-то момент сор­ти­ров­ки клю­че­вых вы долж­ны начать выяв­лять струк­ту­ру. Луч­ше все­го здесь, как и в пер­вом пунк­те, рабо­та­ет кол­ла­бо­ра­ция и ите­ра­ции.
  4. Выде­ли­те струк­ту­ру. К это­му пунк­ту у вас долж­на про­явить­ся струк­ту­ра кон­тен­та ваше­го сай­та, кото­рая может исполь­зо­вать­ся как для даль­ней­ше­го созда­ния кон­тен­та, так и для раз­ра­бот­ки дизай­на.

Вы може­те исполь­зо­вать любую схе­му, кото­рая удоб­на и рабо­та­ет для вас. Важ­но пом­нить, что кон­тент и дизайн – это не «кон­тент, а потом дизайн» или «кон­тент или дизайн», это «кон­тент и дизайн».

В этих сим­био­ти­че­ских отно­ше­ни­ях одно пло­хо суще­ству­ет без дру­го­го. Это под­ход, в кото­ром глав­ным ста­но­вит­ся ваша ауди­то­рия. Кто эти люди? Что они хотят видеть на сай­те? Как они хотят, что­бы при­ло­же­ние раз­го­ва­ри­ва­ло с ними?

Главным в процессе дизайна должно быть решение этих вопросов и создание такого пользовательского опыта, благодаря которому ваша аудитория будет чувствовать, что у них все получилось, – чувствовать себя прекрасно.