Как создать виртуальный музей: опыт музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Как создать виртуальный музей. Опыт Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Как создать виртуальный музей. Опыт Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Как совре­мен­ные музеи созда­ют пано­рам­ные обзо­ры, оциф­ро­ван­ные кол­лек­ции, муль­ти­ме­дий­ные ком­по­зи­ции, элек­трон­ные ката­ло­ги. 7 рос­сий­ских музеев, кото­рые созда­ли мощ­ные музей­ные интер­нет-пор­та­лы. И поче­му не у каж­до­го музея полу­ча­ет­ся пере­хо­дить в циф­ру.

Поделитесь этой статьей с друзьями

В мае меся­це про­шло глав­ное музей­ное собы­тие года «Ночь музеев»Вла­ди­мир Опре­де­лё­нов, заме­сти­тель дирек­то­ра по инфор­ма­ци­он­ным тех­но­ло­ги­ям Госу­дар­ствен­но­го музея изоб­ра­зи­тель­ных искусств име­ни А.С. Пуш­ки­на, встре­тил­ся с жур­на­ли­стом Теп­ли­цы Мари­ей Бори­сё­нок. Они пого­во­ри­ли о том, как музеи исполь­зу­ют тех­но­ло­гии и поче­му так важ­но оциф­ро­вы­вать музей­ные кол­лек­ции, пока не позд­но.

Владимир Определёнов Фото: Мария Борисёнок

Вла­ди­мир Опре­де­лё­нов, заме­сти­тель дирек­то­ра Госу­дар­ствен­но­го музея изоб­ра­зи­тель­ных искусств име­ни А.С.Пушкина по инфор­ма­ци­он­ным тех­но­ло­ги­ям. Фото: Мария Бори­сё­нок.

– Владимир, скажите, что сегодня можно назвать «виртуальным музеем»?

– Есть боль­шая пута­ни­ца в тер­ми­но­ло­гии. Вир­ту­аль­ная реаль­ность – это реаль­ность, в кото­рую мы эмо­ци­о­наль­но погру­жа­ем­ся за счет ощу­ще­ний, зву­ков, видео­ря­да. Сто­ит при­знать, что вир­ту­аль­ных музеев с пол­ным погру­же­ни­ем еще не суще­ству­ет.

И нель­зя гово­рить о том, что любая кол­лек­ция в элек­трон­ном виде – это вир­ту­аль­ный музей.

Мож­но уви­деть каче­ствен­ные пано­рам­ные обзо­ры, оциф­ро­ван­ные кол­лек­ции, муль­ти­ме­дий­ные ком­по­зи­ции, элек­трон­ные ката­ло­ги, но музей – это дру­гое.

– А что тогда представляет собой виртуальный музей?

– Сей­час Мини­стер­ство куль­ту­ры выпу­сти­ло мето­ди­че­ские реко­мен­да­ции, что­бы раз­гра­ни­чить все поня­тия. Тем более что эти вещи тре­бу­ют финан­си­ро­ва­ния.

Если мы будем гово­рить о вир­ту­аль­ном музее, то это некий аппа­рат­но-про­грамм­ный ком­плекс, кото­рый обла­да­ет клас­си­че­ски­ми при­зна­ка­ми музея плюс вызы­ва­ет эмо­ци­о­наль­ное погру­же­ние чело­ве­ка в сре­ду.

Вир­ту­аль­ный музей – это не то, что мож­но выло­жить в Интер­нет и забыть. Вы не встре­ти­те музей, кото­рый не ведет актив­но­сти. Поэто­му «вир­ту­аль­ный музей» – это прак­ти­че­ски новый инсти­тут, кото­рый вза­и­мо­дей­ству­ет с посе­ти­те­ля­ми по-ново­му.

Нуж­но пони­мать, что Интер­нет – это все­го лишь вит­ри­на, через кото­рую музей пока­зы­ва­ет то, что у него есть. Если вир­ту­аль­ный музей живет, посто­ян­но обнов­ля­ет­ся, загру­жа­ет аудио­экс­кур­сии, созда­ет собы­тий­ную онлайн-исто­рию, то это мож­но назвать музе­ем.

Эрмитаж. Зал эпохи бронзы. Панорамный обзор.
Эрми­таж. Зал эпо­хи брон­зы. Пано­рам­ный обзор. Фото с сай­та музея.

– Расскажите, как происходила разработка сайта и процесс оцифровывания экспонатов вашего Пушкинского музея?

– Сей­час у Мини­стер­ства куль­ту­ры есть про­грам­ма по раз­ви­тию музей­ных интер­нет-пор­та­лов. Реа­ли­зо­ва­но око­ло 7 про­ек­тов, из них самые круп­ные – Госу­дар­ствен­ный музей ново­го запад­но­го искус­ства, Госу­дар­ствен­ный Рус­ский музей (вир­ту­аль­ный фили­ал), Госу­дар­ствен­ный Эрми­таж, Музей архи­тек­ту­ры име­ни Щусе­ва и дру­гие.

Мы рады, что у нас есть внят­ный испол­ни­тель, кото­рый при­слу­ши­ва­ет­ся к поже­ла­ни­ям. Ника­ко­го «чер­но­го ящи­ка» на выхо­де мы не полу­ча­ем, а видим, как про­хо­дит рабо­та.

– По каким критериям проходит отбор музеев для участия в государственных программах?

– В этих про­грам­мах может выиг­рать любой музей, если у него есть понят­ный про­ект. К сожа­ле­нию, мало кто спо­со­бен кон­крет­но сфор­му­ли­ро­вать свой запрос.

Часть заявок, которые приходят, не выдерживают критики. Осмысленный проект – комплексный продукт, где расписано, на что конкретно пойдут деньги и для чего.

– Скажите, а вы поддерживаете региональные музеи? К вам обращаются за помощью при оцифровке произведений?

– У нас есть мно­же­ство кон­фе­рен­ций, и мы все­гда делим­ся опы­том. Нет поня­тия музея как музея. Есть люди, кото­рые рабо­та­ют в музе­ях, дела­ют запро­сы и полу­ча­ют обрат­ный отклик. Из-под пал­ки ниче­го не может быть.

– Сейчас во многих музеях используется технология iBeacon. Расскажите, почему она так популярна среди музеев?

Тех­но­ло­гия iBeacon – это раз­ра­бот­ка Apple, пред­став­ля­ет собой элек­трон­ную мет­ку, кото­рая счи­ты­ва­ет место­по­ло­же­ние поль­зо­ва­те­ля в поме­ще­нии и реа­ги­ру­ет на Bluetooth соеди­не­ние.

Эта метка определяет, где вы, и посылает на ваш телефон информацию об экспонатах рядом с вами.

Музей может поста­вить 50 меток, но если речь о 3500 мет­ках, то это уже дру­гой мас­штаб и затра­ты. Эта тех­но­ло­гия попу­ляр­на, но она не заме­нит аудио­ги­ды, пото­му что часто чело­век идет в музей, не зная, что есть такая воз­мож­ность полу­че­ния инфор­ма­ции через смарт­фон.

– Когда создаются проекты музеев, мобильных приложений, то какой портрет пользователя вы себе составляете?

– В прин­ци­пе, искус­ство­вед может взять кни­гу, ката­лог и най­ти там все, что ему нуж­но. Он спо­со­бен само­сто­я­тель­но разо­брать­ся в вопро­се, поэто­му его не нуж­но при­вле­кать к искус­ству.

Тех­но­ло­гии и вир­ту­аль­ные музеи – это боль­ше для попу­ля­ри­за­ции зна­ний. Нам нужен эмо­ци­о­наль­ный отклик чело­ве­ка от посе­ще­ния сай­та, что­бы чело­век при­шел в музей.

– Какие возможности есть у виртуальных музеев с оцифрованными залами и экспозициями?

– Смот­ри­те, если я вклю­чу скайп и буду читать лек­цию по залу, то я могу про­ве­сти пол­но­цен­ную экс­кур­сию. Но если зани­мать­ся этим серьез­но, то это ста­нет пол­но­цен­ным про­ек­том, кото­рый нуж­но про­ду­мы­вать.

Получение панорамных снимков зала решают еще один важный вопрос – вопрос фиксации пространства.

Выстав­ки про­хо­дят каж­дые 3 меся­ца. Есть уни­каль­ные про­ек­ты, кото­рые боль­ше нико­гда не повто­рят­ся. Над ними рабо­та­ют круп­ные архи­тек­то­ры, мно­же­ство людей. Это слож­ный интел­лек­ту­аль­ный про­дукт, кото­рый не сохра­ня­ет­ся.

Поэто­му если мы будем фик­си­ро­вать залы, то я могу смот­реть, как выгля­дел зал год назад, 3 года. Так появ­ля­ет­ся глу­би­на про­стран­ства.

Виртуальная экскурсия по залу ГМИИ им.АС.Пушкина
Вир­ту­аль­ная экс­кур­сия по залу ГМИИ им.АС.Пушкина

– Сколько человек у вас занимается оцифровыванием произведений, и как происходит этот процесс?

– У нас есть непре­рыв­ная оциф­ров­ка, кото­рая осу­ществ­ля­ет­ся сила­ми четы­рех сотруд­ни­ков. Есть внеш­ние кон­трак­ты, когда мы про­во­дим кон­кур­сы на оциф­ров­ку экс­по­на­тов. В этом слу­чае у ком­па­ний есть каче­ствен­ная аппа­ра­ту­ра, и про­цесс циф­ро­вой обра­бот­ки у них про­ис­хо­дит быст­рее.

Вооб­ще, поста­нов­ка све­та для съе­мок зани­ма­ет неко­то­рое вре­мя, но немно­го.

В день можно снять 300 гравюр, но дальше нужно время, чтобы их обработать и осмыслить. Практически нет случаев, когда сырой файл сразу становится готовым.

Эдгар Дега. Танцовщицы на репетиции 1875 - 1877. ГМИИ им А.С.Пушкина
Эдгар Дега. Тан­цов­щи­цы на репе­ти­ции
1875 – 1877. ГМИИ им А.С.Пушкина

– Насколько обязательна для музеев деятельность по оцифровыванию предметов?

Есть реко­мен­да­ции от Мини­стер­ства куль­ту­ры о пере­во­де пред­ме­тов в элек­трон­ный вид. Ведь здесь важен имен­но вопрос сохра­не­ния обра­зов.

Про­бле­ма скан­даль­ных музей­ных краж в том, что если у тебя нет кар­тин­ки, то ты ниче­го не можешь предъ­явить в Интер­пол. По опи­са­нию слож­но ска­зать, та эта вещь или нет.

– Какие предметы сейчас требуют наибольшего внимания по сохранению?

– Исче­за­ет все, что каса­ет­ся хол­стов, гра­фи­че­ских листов и даже фото­гра­фий 30-лет­ней дав­но­сти, пото­му что нега­ти­вы раз­ру­ша­ют­ся.

Это из-за того, что про­из­вод­ство плен­ки ста­ло мас­со­вым, ее каче­ство зна­чи­тель­но постра­да­ло. Фото­гра­фии нача­ла XIX века сохра­ня­ют­ся намно­го луч­ше.

Вопрос оциф­ров­ки – это вопрос сохра­не­ния обра­за, кото­рый мы можем пере­дать даль­ше потом­кам.

И не сто­ит забы­вать, что есть мно­го нема­те­ри­аль­ных объ­ек­тов: пес­ни, зву­ки, кото­рые мы можем поте­рять, если не нач­нем фик­си­ро­вать.

– Посоветуйте читателям сайты музеев, которые вы регулярно просматриваете.

– Я не могу ска­зать, что что-то про­смат­ри­ваю еже­днев­но, но, конеч­но, захо­жу на сайт музея «Тейт Бри­та­ния», музея Мет­ро­по­ли­тен (Нью-Йорк), музея МоМА (Museum of Modern Art, MoMA, Нью-Йорк).

Вкус фор­ми­ру­ет­ся за счет вашей «визу­аль­ной насмот­рен­но­сти», поэто­му уде­ляй­те это­му вни­ма­ние.

Подроб­нее о дея­тель­но­сти ГМИИ им. А.С. Пуш­ки­на читай­те в мате­ри­а­ле «Теп­ли­цы» «Поли­ти­ка интер­нет-ком­му­ни­ка­ций и созда­ния инфор­ма­ци­он­ных ресур­сов круп­но­го музея».