Как создать виртуальный музей: опыт музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Как современные музеи создают панорамные обзоры, оцифрованные коллекции, мультимедийные композиции, электронные каталоги. 7 российских музеев, которые создали мощные музейные интернет-порталы. И почему не у каждого музея получается переходить в цифру.

Как современные музеи создают панорамные обзоры, оцифрованные коллекции, мультимедийные композиции, электронные каталоги. 7 российских музеев, которые создали мощные музейные интернет-порталы. И почему не у каждого музея получается переходить в цифру.

Поделитесь этой статьей с друзьями

В мае месяце прошло главное музейное событие года «Ночь музеев»Владимир Определёнов, заместитель директора по информационным технологиям Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, встретился с журналистом Теплицы Марией Борисёнок. Они поговорили о том, как музеи используют технологии и почему так важно оцифровывать музейные коллекции, пока не поздно.

Владимир Определёнов Фото: Мария Борисёнок

Владимир Определёнов, заместитель директора Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина по информационным технологиям. Фото: Мария Борисёнок.

– Владимир, скажите, что сегодня можно назвать «виртуальным музеем»?

– Есть большая путаница в терминологии. Виртуальная реальность – это реальность, в которую мы эмоционально погружаемся за счет ощущений, звуков, видеоряда. Стоит признать, что виртуальных музеев с полным погружением еще не существует.

И нельзя говорить о том, что любая коллекция в электронном виде – это виртуальный музей.

Можно увидеть качественные панорамные обзоры, оцифрованные коллекции, мультимедийные композиции, электронные каталоги, но музей – это другое.

– А что тогда представляет собой виртуальный музей?

– Сейчас Министерство культуры выпустило методические рекомендации, чтобы разграничить все понятия. Тем более что эти вещи требуют финансирования.

Если мы будем говорить о виртуальном музее, то это некий аппаратно-программный комплекс, который обладает классическими признаками музея плюс вызывает эмоциональное погружение человека в среду.

Виртуальный музей – это не то, что можно выложить в Интернет и забыть. Вы не встретите музей, который не ведет активности. Поэтому «виртуальный музей» – это практически новый институт, который взаимодействует с посетителями по-новому.

Нужно понимать, что Интернет – это всего лишь витрина, через которую музей показывает то, что у него есть. Если виртуальный музей живет, постоянно обновляется, загружает аудиоэкскурсии, создает событийную онлайн-историю, то это можно назвать музеем.

Эрмитаж. Зал эпохи бронзы. Панорамный обзор.
Эрмитаж. Зал эпохи бронзы. Панорамный обзор. Фото с сайта музея.

– Расскажите, как происходила разработка сайта и процесс оцифровывания экспонатов вашего Пушкинского музея?

– Сейчас у Министерства культуры есть программа по развитию музейных интернет-порталов. Реализовано около 7 проектов, из них самые крупные – Государственный музей нового западного искусства, Государственный Русский музей (виртуальный филиал), Государственный Эрмитаж, Музей архитектуры имени Щусева и другие.

Мы рады, что у нас есть внятный исполнитель, который прислушивается к пожеланиям. Никакого «черного ящика» на выходе мы не получаем, а видим, как проходит работа.

– По каким критериям проходит отбор музеев для участия в государственных программах?

– В этих программах может выиграть любой музей, если у него есть понятный проект. К сожалению, мало кто способен конкретно сформулировать свой запрос.

Часть заявок, которые приходят, не выдерживают критики. Осмысленный проект – комплексный продукт, где расписано, на что конкретно пойдут деньги и для чего.

– Скажите, а вы поддерживаете региональные музеи? К вам обращаются за помощью при оцифровке произведений?

– У нас есть множество конференций, и мы всегда делимся опытом. Нет понятия музея как музея. Есть люди, которые работают в музеях, делают запросы и получают обратный отклик. Из-под палки ничего не может быть.

– Сейчас во многих музеях используется технология iBeacon. Расскажите, почему она так популярна среди музеев?

Технология iBeacon – это разработка Apple, представляет собой электронную метку, которая считывает местоположение пользователя в помещении и реагирует на Bluetooth соединение.

Эта метка определяет, где вы, и посылает на ваш телефон информацию об экспонатах рядом с вами.

Музей может поставить 50 меток, но если речь о 3500 метках, то это уже другой масштаб и затраты. Эта технология популярна, но она не заменит аудиогиды, потому что часто человек идет в музей, не зная, что есть такая возможность получения информации через смартфон.

– Когда создаются проекты музеев, мобильных приложений, то какой портрет пользователя вы себе составляете?

– В принципе, искусствовед может взять книгу, каталог и найти там все, что ему нужно. Он способен самостоятельно разобраться в вопросе, поэтому его не нужно привлекать к искусству.

Технологии и виртуальные музеи – это больше для популяризации знаний. Нам нужен эмоциональный отклик человека от посещения сайта, чтобы человек пришел в музей.

– Какие возможности есть у виртуальных музеев с оцифрованными залами и экспозициями?

– Смотрите, если я включу скайп и буду читать лекцию по залу, то я могу провести полноценную экскурсию. Но если заниматься этим серьезно, то это станет полноценным проектом, который нужно продумывать.

Получение панорамных снимков зала решают еще один важный вопрос – вопрос фиксации пространства.

Выставки проходят каждые 3 месяца. Есть уникальные проекты, которые больше никогда не повторятся. Над ними работают крупные архитекторы, множество людей. Это сложный интеллектуальный продукт, который не сохраняется.

Поэтому если мы будем фиксировать залы, то я могу смотреть, как выглядел зал год назад, 3 года. Так появляется глубина пространства.

Виртуальная экскурсия по залу ГМИИ им.АС.Пушкина
Виртуальная экскурсия по залу ГМИИ им.АС.Пушкина

– Сколько человек у вас занимается оцифровыванием произведений, и как происходит этот процесс?

– У нас есть непрерывная оцифровка, которая осуществляется силами четырех сотрудников. Есть внешние контракты, когда мы проводим конкурсы на оцифровку экспонатов. В этом случае у компаний есть качественная аппаратура, и процесс цифровой обработки у них происходит быстрее.

Вообще, постановка света для съемок занимает некоторое время, но немного.

В день можно снять 300 гравюр, но дальше нужно время, чтобы их обработать и осмыслить. Практически нет случаев, когда сырой файл сразу становится готовым.

Эдгар Дега. Танцовщицы на репетиции 1875 - 1877. ГМИИ им А.С.Пушкина
Эдгар Дега. Танцовщицы на репетиции
1875 — 1877. ГМИИ им А.С.Пушкина

– Насколько обязательна для музеев деятельность по оцифровыванию предметов?

Есть рекомендации от Министерства культуры о переводе предметов в электронный вид. Ведь здесь важен именно вопрос сохранения образов.

Проблема скандальных музейных краж в том, что если у тебя нет картинки, то ты ничего не можешь предъявить в Интерпол. По описанию сложно сказать, та эта вещь или нет.

– Какие предметы сейчас требуют наибольшего внимания по сохранению?

– Исчезает все, что касается холстов, графических листов и даже фотографий 30-летней давности, потому что негативы разрушаются.

Это из-за того, что производство пленки стало массовым, ее качество значительно пострадало. Фотографии начала XIX века сохраняются намного лучше.

Вопрос оцифровки – это вопрос сохранения образа, который мы можем передать дальше потомкам.

И не стоит забывать, что есть много нематериальных объектов: песни, звуки, которые мы можем потерять, если не начнем фиксировать.

– Посоветуйте читателям сайты музеев, которые вы регулярно просматриваете.

– Я не могу сказать, что что-то просматриваю ежедневно, но, конечно, захожу на сайт музея «Тейт Британия», музея Метрополитен (Нью-Йорк), музея МоМА (Museum of Modern Art, MoMA, Нью-Йорк).

Вкус формируется за счет вашей «визуальной насмотренности», поэтому уделяйте этому внимание.

Подробнее о деятельности ГМИИ им. А.С. Пушкина читайте в материале  «Теплицы» «Политика интернет-коммуникаций и создания информационных ресурсов крупного музея».