Как бездомные снимают фильмы о жизни на улице и зачем это нужно делать

Кадр из фильма "Late Show". Изображение: vimeo.com/126681246
Кадр из фильма «Late Show». Изображение: vimeo.com/126681246

В Вашингтоне при поддержке некоммерческой организации Street Sense бездомные снимают фильмы о своей жизни.

Группа активистов, которые требуют на улицах Вашингтона справедливости для самых незащищенных жителей города. Поэт с последним долларом в кармане, который пытается начать жизнь сначала. 55-летний мечтатель, который отправляется в Нью-Йорк, чтобы работать на программе Late Show со своим кумиром Дэвидом Леттерманом.

Все это, как пишет, не сюжеты биографических фильмов, номинированных на Оскар. Это настоящие истории, которые бездомные люди сняли о своей жизни.

Три документальных фильма – Fairness RisingI Am Levester Joe Green II и Late Show это результат работы кооператива кинорежиссеров, созданного находящейся в Вашингтоне некоммерческой организацией Street Sense.

Трейлер фильмов Fairness RisingI Am Levester Joe Green II и Late Show: Cinema From the Street — Official Trailer from Bryan Bello on Vimeo.

Бездомных людей можно встретить в любом городе – на улицах, в магазинах, на автобусных остановках и у станций метро. Но подобно архитектуре привычных мест бездомные часто становятся невидимыми для общества.

Кооператив Street Sense Filmmakers Co-op был создан для того, чтобы изменить эту ситуацию и дать возможность бездомным мужчинам и женщинам рассказать их истории.

«Почему мы это делаем? Просто чтобы рассказать историю? История важна, но способ, которым мы это делаем, может действительно помочь улучшить жизнь людей, – говорит режиссер и основатель программы Брайан Белло. – Мы даем им в руки камеру, учим их снимать, помогаем понять, какую историю они действительно хотят рассказать».

Белло пришел с этой идеей в Street Sense, где благодаря гранту было куплено оборудование для съемки и программное обеспечение для редактирования. Теперь Белло каждую неделю встречается с участниками кооператива и учит их основам кинопроизводства.

Все участники группы согласились работать над проектами друг друга, обсуждать идеи и помогать в съемках и монтаже. В результате каждый фильм – это коллаборация.

Так, например, когда Морган Джонс придумал идею своего фильма Late Show, документирующего его путешествие в Нью-Йорк для того, чтобы стать стажером программы, именно группа настояла на том, чтобы фильм был снят в дороге (вместо того, чтобы снять, как Джонс заполняет заявление на работу, находясь в Вашингтоне).

.

Большую часть одноименного фильма I Am Levester Joe Green II, являющегося рассказом о его жизни, Левестер Грин находится в гостиничном номере и вспоминает, что привело его туда, его историю – от многообещающего начала в поэзии до серии неудач, которые привели его к тюрьме, безработице и к тому, что в 2007 году Грин стал бездомным.

Иногда во время фильма дрожит камера, а диалоги становятся плохо слышны из-за окружающего шума. Это не задумка режиссеров, а обычные ошибки тех, кто впервые взял в руки камеру и начал снимать.

Но благодаря этим ошибкам в фильмах появляется чувство близости рассказчика и его истории, иногда даже слишком сильное, чтобы быть комфортным, и это именно то, что отличает фильмы, снятые бездомными, от обычных документальных фильмов, снятых людьми, находящимися вне ситуации и поэтому неспособными понять ее до конца.

Кадр из фильма "I am Levester Joe Green II". Изображение: vimeo.com/126686780
Кадр из фильма «I am Levester Joe Green II». Изображение: vimeo.com/126686780

Если в фильмах Levester Joe Green и Late Show можно встретить лишь некоторые отсылки к политической подоплеке ситуации с бездомными, то в фильме Fairness Rising это становится основной темой.

Фильм затрагивает политические события, произошедшие в Вашингтоне за последний год и затрагивающие проблемы бездомности. Но, как и в Levester Joe Green, ключевыми в фильме становятся сцены разговора.

На этот раз – в McDonald’s в центре города, работники которого испытывают явный дискомфорт от того, что бездомные зашли в заведение.

«Что, если вы выставите бездомного на улицу, и он замерзнет там насмерть?» – Рэгги Блэк, адвокат бездомных, спрашивает работающую в McDonald’s женщину.

«McDonald’s не может быть его домом», – отвечает она.

Кадр из фильма "Fairness Rising". Изображение: vimeo.com/126691577
Кадр из фильма «Fairness Rising». Изображение: vimeo.com/126691577

Этот простой и правдивый ответ является отсылкой к социальному провалу, к нежеланию города видеть людей, которых он отправляет на улицы.

Но бездомность не определяет этих людей. То, кем они стали, – это случайность, временное состояние, которое может быть изменено, если приложить к этому некоторую политическую волю.

Пока Street Sense договаривается о трансляции фильмов с такими дистрибьюторами, как HBO, Comcast и AOL, кооператив работает над новой серией фильмов – на этот раз все они будут сняты женщинами.

«Это не будет красиво. Это будет по-настоящему».

Все выпущенные к настоящему моменту фильмы вы можете посмотреть на Vimeo: Fairness RisingI Am Levester Joe Green II и Late Show