Как бездомные снимают фильмы о жизни на улице и зачем это нужно делать

Кадр из фильма "Late Show". Изображение: vimeo.com/126681246
Кадр из фильма "Late Show". Изображение: vimeo.com/126681246

В Вашинг­тоне при под­держ­ке неком­мер­че­ской орга­ни­за­ции Street Sense без­дом­ные сни­ма­ют филь­мы о сво­ей жиз­ни.

Груп­па акти­ви­стов, кото­рые тре­бу­ют на ули­цах Вашинг­то­на спра­вед­ли­во­сти для самых неза­щи­щен­ных жите­лей горо­да. Поэт с послед­ним дол­ла­ром в кар­мане, кото­рый пыта­ет­ся начать жизнь сна­ча­ла. 55-лет­ний меч­та­тель, кото­рый отправ­ля­ет­ся в Нью-Йорк, что­бы рабо­тать на про­грам­ме Late Show со сво­им куми­ром Дэви­дом Лет­тер­ма­ном.

Все это, как пишет, не сюжеты биографических фильмов, номинированных на Оскар. Это настоящие истории, которые бездомные люди сняли о своей жизни.

Три доку­мен­таль­ных филь­ма – Fairness RisingI Am Levester Joe Green II и Late Show это резуль­тат рабо­ты коопе­ра­ти­ва кино­ре­жис­се­ров, создан­но­го нахо­дя­щей­ся в Вашинг­тоне неком­мер­че­ской орга­ни­за­ци­ей Street Sense.

Трей­лер филь­мов Fairness RisingI Am Levester Joe Green II и Late Show: Cinema From the Street – Official Trailer from Bryan Bello on Vimeo.

Без­дом­ных людей мож­но встре­тить в любом горо­де – на ули­цах, в мага­зи­нах, на авто­бус­ных оста­нов­ках и у стан­ций мет­ро. Но подоб­но архи­тек­ту­ре при­выч­ных мест без­дом­ные часто ста­но­вят­ся неви­ди­мы­ми для обще­ства.

Коопе­ра­тив Street Sense Filmmakers Co-op был создан для того, что­бы изме­нить эту ситу­а­цию и дать воз­мож­ность без­дом­ным муж­чи­нам и жен­щи­нам рас­ска­зать их исто­рии.

«Почему мы это делаем? Просто чтобы рассказать историю? История важна, но способ, которым мы это делаем, может действительно помочь улучшить жизнь людей, – говорит режиссер и основатель программы Брайан Белло. – Мы даем им в руки камеру, учим их снимать, помогаем понять, какую историю они действительно хотят рассказать».

Бел­ло при­шел с этой иде­ей в Street Sense, где бла­го­да­ря гран­ту было куп­ле­но обо­ру­до­ва­ние для съем­ки и про­грамм­ное обес­пе­че­ние для редак­ти­ро­ва­ния. Теперь Бел­ло каж­дую неде­лю встре­ча­ет­ся с участ­ни­ка­ми коопе­ра­ти­ва и учит их осно­вам кино­про­из­вод­ства.

Все участники группы согласились работать над проектами друг друга, обсуждать идеи и помогать в съемках и монтаже. В результате каждый фильм – это коллаборация.

Так, напри­мер, когда Мор­ган Джонс при­ду­мал идею сво­е­го филь­ма Late Show, доку­мен­ти­ру­ю­ще­го его путе­ше­ствие в Нью-Йорк для того, что­бы стать ста­же­ром про­грам­мы, имен­но груп­па насто­я­ла на том, что­бы фильм был снят в доро­ге (вме­сто того, что­бы снять, как Джонс запол­ня­ет заяв­ле­ние на рабо­ту, нахо­дясь в Вашинг­тоне).

.

Боль­шую часть одно­имен­но­го филь­ма I Am Levester Joe Green II, явля­ю­ще­го­ся рас­ска­зом о его жиз­ни, Леве­стер Грин нахо­дит­ся в гости­нич­ном номе­ре и вспо­ми­на­ет, что при­ве­ло его туда, его исто­рию – от мно­го­обе­ща­ю­ще­го нача­ла в поэ­зии до серии неудач, кото­рые при­ве­ли его к тюрь­ме, без­ра­бо­ти­це и к тому, что в 2007 году Грин стал без­дом­ным.

Иногда во время фильма дрожит камера, а диалоги становятся плохо слышны из-за окружающего шума. Это не задумка режиссеров, а обычные ошибки тех, кто впервые взял в руки камеру и начал снимать.

Но бла­го­да­ря этим ошиб­кам в филь­мах появ­ля­ет­ся чув­ство бли­зо­сти рас­сказ­чи­ка и его исто­рии, ино­гда даже слиш­ком силь­ное, что­бы быть ком­форт­ным, и это имен­но то, что отли­ча­ет филь­мы, сня­тые без­дом­ны­ми, от обыч­ных доку­мен­таль­ных филь­мов, сня­тых людь­ми, нахо­дя­щи­ми­ся вне ситу­а­ции и поэто­му неспо­соб­ны­ми понять ее до кон­ца.

Кадр из фильма "I am Levester Joe Green II". Изображение: vimeo.com/126686780
Кадр из филь­ма «I am Levester Joe Green II». Изоб­ра­же­ние: vimeo.com/126686780

Если в филь­мах Levester Joe Green и Late Show мож­но встре­тить лишь неко­то­рые отсыл­ки к поли­ти­че­ской подо­пле­ке ситу­а­ции с без­дом­ны­ми, то в филь­ме Fairness Rising это ста­но­вит­ся основ­ной темой.

Фильм затра­ги­ва­ет поли­ти­че­ские собы­тия, про­изо­шед­шие в Вашинг­тоне за послед­ний год и затра­ги­ва­ю­щие про­бле­мы без­дом­но­сти. Но, как и в Levester Joe Green, клю­че­вы­ми в филь­ме ста­но­вят­ся сце­ны раз­го­во­ра.

На этот раз – в McDonald’s в цен­тре горо­да, работ­ни­ки кото­ро­го испы­ты­ва­ют явный дис­ком­форт от того, что без­дом­ные зашли в заве­де­ние.

«Что, если вы выставите бездомного на улицу, и он замерзнет там насмерть?» – Рэгги Блэк, адвокат бездомных, спрашивает работающую в McDonald’s женщину.

«McDonald’s не может быть его домом», – отвечает она.

Кадр из фильма "Fairness Rising". Изображение: vimeo.com/126691577
Кадр из филь­ма «Fairness Rising». Изоб­ра­же­ние: vimeo.com/126691577

Этот простой и правдивый ответ является отсылкой к социальному провалу, к нежеланию города видеть людей, которых он отправляет на улицы.

Но без­дом­ность не опре­де­ля­ет этих людей. То, кем они ста­ли, – это слу­чай­ность, вре­мен­ное состо­я­ние, кото­рое может быть изме­не­но, если при­ло­жить к это­му неко­то­рую поли­ти­че­скую волю.

Пока Street Sense дого­ва­ри­ва­ет­ся о транс­ля­ции филь­мов с таки­ми дис­три­бью­то­ра­ми, как HBO, Comcast и AOL, коопе­ра­тив рабо­та­ет над новой сери­ей филь­мов – на этот раз все они будут сня­ты жен­щи­на­ми.

«Это не будет красиво. Это будет по-настоящему».

Все выпу­щен­ные к насто­я­ще­му момен­ту филь­мы вы може­те посмот­реть на Vimeo: Fairness RisingI Am Levester Joe Green II и Late Show