Что такое социальное предпринимательство. 5 истории успеха и неудач

Что такое социальное предпринимательство. 5 историй успеха
Что такое социальное предпринимательство. 5 историй успеха

Соци­аль­но ори­ен­ти­ро­ван­ный биз­нес наби­ра­ет все боль­шую попу­ляр­ность сре­ди моло­дых пред­при­ни­ма­те­лей Рос­сии. Осо­бен­но при­вле­ка­тель­ной ста­но­вит­ся реа­ли­за­ция про­ек­тов с помо­щью инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий.

Но что такое соци­аль­ный биз­нес, и поче­му боль­шая часть ком­па­ний, кото­рые исполь­зу­ют этот тер­мин, не явля­ют­ся соци­аль­ным пред­при­ни­ма­тель­ством.

«Тех­но­ло­гии ради тех­но­ло­гий – пустая тра­та доро­го­сто­я­щих ресур­сов. Соци­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли долж­ны понять, что ИКТ при соот­вет­ству­ю­щем исполь­зо­ва­нии могут при­ве­сти к поло­жи­тель­ным соци­аль­ным изме­не­ни­ям», – ска­зал Джа­стин Ратт­нер, гене­раль­ный дирек­тор по тех­но­ло­ги­ям кор­по­ра­ции Интел, в докла­де «Social Innovation Mapping Report».

При рас­смот­ре­нии тер­ми­на «соци­аль­ное пред­при­ни­ма­тель­ство» наи­бо­лее часто обра­ща­ют­ся к пяти при­зна­кам, выде­лен­ным Гре­го­ри Дизом, дирек­то­ром Цен­тра раз­ви­тия соци­аль­но­го пред­при­ни­ма­тель­ства Дюк­ско­го уни­вер­си­те­та, кото­рые и опре­де­ля­ют отли­чи­тель­ные чер­ты соци­аль­но­го пред­при­ни­ма­те­ля и его биз­не­са:

  1. сле­до­ва­ние мис­сии созда­ния и под­дер­жа­ния соци­аль­ных благ;
  2. исполь­зо­ва­ние новых тех­но­ло­гий для реа­ли­за­ции про­ек­та;
  3. осу­ществ­ле­ние непре­рыв­но­го про­цес­са инно­ва­ций;
  4. реши­тель­ность дей­ствий вне зави­си­мо­сти от нали­чия ресур­сов;
  5. высо­кая ответ­ствен­ность пред­при­ни­ма­те­ля за резуль­тат сво­ей дея­тель­но­сти.

Фонд реги­о­наль­ных соци­аль­ных про­грамм «Наше буду­щее», в свою оче­редь, пред­ла­га­ет более корот­кое опре­де­ле­ние: «Соци­аль­ное пред­при­ни­ма­тель­ство – это пред­при­ни­ма­тель­ская дея­тель­ность, наце­лен­ная на смяг­че­ние или реше­ние соци­аль­ных про­блем».

Соци­аль­ное пред­при­ни­ма­тель­ство в Рос­сии появи­лось срав­ни­тель­но недав­но, око­ло 10 лет назад, и еще нахо­дит­ся на пере­ход­ном эта­пе.

По дан­ным SEFORÏS (Источ­ник – The State of Social Entrepreneurship in Russia, Country Report by Julia Khaleeva CEFIR April, 2014 ), уро­вень соци­аль­ной пред­при­ни­ма­тель­ской актив­но­сти в Рос­сии один из самых низ­ких в мире, пока толь­ко 1,2% взрос­ло­го насе­ле­ния вклю­чи­лись в этот про­цесс.

При­ме­не­ние же IT-тех­но­ло­гий в сфе­ре зна­чи­тель­но помо­га­ет рас­ши­рить гра­ни­цы поль­зо­ва­те­лей и при­влечь широ­кую обще­ствен­ность к реше­нию соци­аль­ных про­блем. 

На дан­ный момент в нашей стране еще не так мно­го обще­ствен­но зна­чи­мых про­ек­тов, исполь­зу­ю­щих IT- тех­но­ло­гии, что­бы состав­лять рей­тин­ги.

Одна­ко есть ряд успеш­ных кей­сов, на кото­рые хоте­лось бы обра­тить вни­ма­ние.

1. Дружба покупателя и продавца

Фермерский Кооператив LavkaLavka
Фраг­мент сай­та LavkaLavka

Дея­тель­ность фер­мер­ско­го коопе­ра­ти­ва LavkaLavka направ­ле­на на под­дер­жа­ние сель­ско­го хозяй­ства и попу­ля­ри­за­цию упо­треб­ле­ния эко­ло­ги­че­ски чистых, нату­раль­ных, каче­ствен­ных про­дук­тов.

Их при­зыв: «Под­дер­жи мест­но­го фер­ме­ра». Через сайт орга­ни­за­ции вы може­те зака­зать достав­ку на дом понра­вив­ших­ся про­дук­тов или рецеп­тур­ную кор­зи­ну, куда вой­дут все необ­хо­ди­мые ингре­ди­ен­ты для заин­те­ре­со­вав­ше­го вас блю­да.

При этом на сай­те ука­зы­ва­ет­ся имя про­из­во­ди­те­ля каж­до­го про­дук­та, зна­ко­мя вас с про­дав­цом. Тем самым LavkaLavka уже шесть лет спо­соб­ству­ет раз­ви­тию мест­но­го сооб­ще­ства фер­ме­ров из Моск­вы, Кали­нин­гра­да, Санкт-Петер­бур­га.

Поми­мо интер­нет-мар­ке­та LavkaLavka так­же откры­ла несколь­ко роз­нич­ных мага­зи­нов, про­во­дит съез­ды фер­ме­ров и семи­на­ры по эко­ло­гии и пита­нию, ока­зы­ва­ет инфор­ма­ци­он­ную под­держ­ку начи­на­ю­щим фер­ме­рам, пред­ла­га­ет услу­ги агро­ту­риз­ма, запу­сти­ла шко­лу моло­дых пова­ров, ведет он-лайн газе­ту.

Так, в 2013 г. Борис Аки­мов, орга­ни­за­тор про­ек­та, опуб­ли­ко­вал на ее стра­ни­це откры­тое пись­мо. В нем он пред­ла­гал воз­мож­ные пути реше­ния сего­дняш­них про­блем сель­ско­го хозяй­ства.

Про­ект про­дол­жа­ет раз­ви­вать­ся, на сле­ду­ю­щем эта­пе орга­ни­за­то­ры пла­ни­ру­ют вый­ти на меж­ду­на­род­ный рынок.

К вопросу о здоровом питании

#Sekta
Фраг­мент сай­та #Sekta.

Соглас­но дан­ным ста­ти­сти­ки, харак­те­ри­зу­ю­щим раци­он пита­ния рос­си­ян, суще­ству­ет необ­хо­ди­мость реше­ния про­блем орга­ни­за­ции пита­ния.

Цель пред­при­ни­ма­тель­ства Оль­ги Мар­кес и про­ек­та #Sekta – научить чело­ве­ка осно­вам здо­ро­во­го пита­ния и спо­со­бам эффек­тив­но тре­ни­ро­вать­ся само­сто­я­тель­но, осо­знан­но отно­сить­ся к себе и сво­е­му орга­низ­му.

#Sekta пред­ла­га­ет каж­до­му участ­ни­ку про­грам­мы пита­ния, тре­ни­ро­вок и инди­ви­ду­аль­ных зада­ний для рабо­ты над собой.

Обще­ние про­хо­дит как в очном, так и дистан­ци­он­ном фор­ма­те на базе соци­аль­ной сети «ВКон­так­те». Про­ект суще­ству­ет тре­тий год, и за это вре­мя вырос из постов о пита­нии на livejournal и он-лайн кон­суль­та­ций в боль­шую орга­ни­за­цию с 14 фили­а­ла­ми в горо­дах Рос­сии и ближ­не­го зару­бе­жья.

В рам­ках про­ек­та реа­ли­зу­ет­ся рабо­та науч­но­го отде­ла, кото­рый помо­га­ет состав­лять пла­ны про­грамм, пуб­ли­ку­ют ста­тьи и иссле­до­ва­ния о пси­хо­ло­гии, физио­ло­гии.

#Sekta так­же выхо­дит на меж­ду­на­род­ный уро­вень, осно­вы­вая сооб­ще­ства в Пра­ге, Бер­лине и Изра­и­ле, сотруд­ни­ча­ют с Nike.

Благотворительный мультсериал

«Летающие звери» и «Малыши и летающие звери» - популярный мультсериал
Фраг­мент сай­та «Лета­ю­щие зве­ри» и «Малы­ши и лета­ю­щие зве­ри».

«Лета­ю­щие зве­ри» и «Малы­ши и лета­ю­щие зве­ри» – попу­ляр­ный мульт­се­ри­ал, создан ани­ма­ци­он­ной сту­ди­ей «Да» не толь­ко для того, что­бы радо­вать ребят, но и лечить.

Вся при­быль от это­го про­ек­та идет в фонд «Помо­гать лег­ко» для детей с онко­ло­ги­че­ски­ми забо­ле­ва­ни­я­ми.

Назва­ние фон­да тоже не слу­чай­но – это лозунг всей ком­па­нии. Орга­ни­за­то­ры стре­мят­ся сде­лать бла­го­тво­ри­тель­ность частью повсе­днев­ной жиз­ни через покуп­ку това­ров мас­со­во­го потреб­ле­ния с изоб­ра­же­ни­я­ми пер­со­на­жей мульт­филь­ма.

Кро­ме про­да­жи изде­лий, фонд «Помо­гать лег­ко» про­во­дит семей­ные меро­при­я­тия.

Подоб­ная фор­ма пред­при­я­тия пре­вра­ща­ет НКО в соци­аль­но­го пред­при­ни­ма­те­ля, поз­во­ляя зара­ба­ты­вать само­сто­я­тель­но, а не зави­сеть от бла­го­тво­ри­те­лей.

Про­ект поль­зу­ет­ся под­держ­кой Youtube (более 3 000 000 про­смот­ров), X- media digital, Megogo.net, Zoomby, IVI, бло­гов и онлайн-СМИ. Почти за четы­ре года суще­ство­ва­ния сери­а­ла фонд смог помочь более чем трид­ца­ти детям. Сту­дия пла­ни­ру­ет снять еще два сери­а­ла.

Ты- носитель социальной рекламы

медиабиблиотеки социальной рекламы Atprint.ru
Фраг­мент сай­та Atprint.ru

Про­ект «Я-медиа» при под­держ­ке медиа­биб­лио­те­ки соци­аль­ной рекла­мы Atprint.ru пред­ла­га­ет каж­до­му попро­бо­вать стать кана­лом для рас­про­стра­не­ния инфор­ма­ции о соци­аль­но зна­чи­мых иде­ях.

Для это­го необ­хо­ди­мо най­ти на сай­те нуж­ный вам пред­мет гар­де­роба со сло­га­ном соци­аль­ной рекла­мы.

Гото­вые маке­ты соци­аль­ной рекла­мы на «Я-медиа» посвя­ще­ны трем направ­ле­ни­ям: попу­ля­ри­за­ции бла­го­тво­ри­тель­но­сти в обще­стве, в под­держ­ку обще­рос­сий­ской про­грам­мы «На здо­ро­вье!» и мало­го пред­при­ни­ма­тель­ства.

Поми­мо это­го, на сай­те мож­но ска­чать печат­ные маке­ты, посвя­щен­ные дру­гим ост­рым темам (напри­мер, помощь пожи­лым), и само­сто­я­тель­но пере­ве­сти понра­вив­ший­ся на свой пред­мет одеж­ды.

С «Я-медиа» сотруд­ни­ча­ют меж­ду­на­род­ная бла­го­тво­ри­тель­ная орга­ни­за­ция «Окс­фам» и Рос­сий­ская коа­ли­ция про­тив бед­но­сти. Про­ект моло­дой и толь­ко начи­на­ет при­вле­кать к себе вни­ма­ние.

Cтарость в радость

Баба-Деда – первый интернет-портал в России, предоставляющий для пенсионеров всю необходимую справочную информацию – от банковских услуг до занятия йогой.
Фраг­мент сай­та Баба-Деда.

Баба-Деда – пер­вый интер­нет-пор­тал в Рос­сии, предо­став­ля­ю­щий для пен­си­о­не­ров всю необ­хо­ди­мую спра­воч­ную инфор­ма­цию – от бан­ков­ских услуг до заня­тия йогой.

Сайт удо­бен и прост в исполь­зо­ва­нии, раз­ра­бо­тан с уче­том воз­раст­ных осо­бен­но­стей поль­зо­ва­те­лей. Дан­ный онлайн-сер­вис спо­соб­ству­ет вклю­че­нию пожи­лых людей в обще­ствен­ную жизнь и под деви­зом «Все толь­ко начи­на­ет­ся» пред­ла­га­ет им попро­бо­вать раз­лич­ные круж­ки и кур­сы за удоб­ную для них сто­и­мость, а так­же ска­чать все сопут­ству­ю­щие доку­мен­ты.

Создан в 2012 году, на сего­дняш­ний день его поль­зо­ва­те­ля­ми ста­ли 50 тысяч чело­век.

Про­ект полу­чил под­держ­ку от бла­го­тво­ри­тель­но­го фон­да Еле­ны и Ген­на­дия Тим­чен­ко на про­ве­де­ние про­све­ти­тель­ских семи­на­ров для рабо­то­да­те­лей по тру­до­устрой­ству спе­ци­а­ли­стов в воз­расте 50+.

Доход «Баба-Деда» фор­ми­ру­ет­ся за счет комис­сий, взи­ма­е­мых с раз­ме­щен­ных на сай­те ком­па­ний, предо­став­ля­ю­щих плат­ные услу­ги. В этом году про­ект дол­жен пол­но­стью оку­пить­ся.

Дан­ный мате­ри­ал под­го­тов­лен ста­же­ром Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий Али­сой Лобо­вой в рам­ках учеб­ной про­грам­мы Шко­ла ста­же­ров Теп­ли­цы.