Как онлайн-школа «Вектор» создает онлайн-курсы, которые меняют парадигму онлайн-обучения

Онлайн-школа "Вектор". Команда проекта.
Онлайн-школа "Вектор". Команда проекта.

Как коман­да онлайн-шко­лы «Век­тор» созда­ет онлайн-кур­сы, кото­рые отли­ча­ют­ся от все­го, что мы виде­ли рань­ше, поче­му они уве­ре­ны в успе­хе, и как бла­го­да­ря им в Рос­сии появил­ся новый фор­мат каче­ствен­но­го дистан­ци­он­но­го обра­зо­ва­ния – рас­ска­зы­ва­ем в нашем мате­ри­а­ле.

Поделитесь этой статьей с друзьями

Об этом жур­на­лист Олег Гант гово­рил с Оль­гой Поли­щук и Дмит­ри­ем Абра­мо­вым, одни­ми из созда­те­лей пер­вой рос­сий­ской онлайн-шко­лы город­ских пред­при­ни­ма­те­лей «Век­тор». Фото: Ека­те­ри­на Изме­стье­ва.

На подготовку к интервью в моем календаре было выделено 30 минут. Когда я закрыл компьютер, рабочий день уже почти закончился, а рядом со мной лежали наброски идеи нового городского проекта, который мне бы хотелось запустить. Как же я попал сюда?

Началось все с сайта онлайн-школы городских предпринимателей «Вектор». Точнее, с онлайн-курса, или нет, все-таки с сайта?

Оль­га Поли­щук. Онлайн-шко­ла «Век­тор» – это, преж­де все­го, плат­фор­ма. Обра­зо­ва­тель­ный сайт, на кото­ром кур­сы появ­ля­ют­ся посте­пен­но, при­мер­но раз в четы­ре меся­ца. Каж­дый курс на раз­ную тему под­го­тов­лен раз­ны­ми экс­пер­та­ми и у каж­дой про­грам­мы раз­ная меха­ни­ка обу­че­ния и визу­а­ли­за­ции.

Раз­ные темы невоз­мож­но пода­вать оди­на­ко­во и мы не хоте­ли это­го делать. Мы ото­шли от фор­ма­та пас­сив­но­го обу­че­ния, когда сту­дент слу­ша­ет лек­цию и, в кон­це кон­цов, оста­ет­ся с мас­сой заме­ток. И даль­ше ниче­го.

Как онлайн-школа Вектор создает онлайн-курсы

«Век­тор» это инфор­ма­ци­он­ный медиа­ре­сурс в самом широ­ком смыс­ле сло­ва. Он выгля­дит, как мно­гие попу­ляр­ные сай­ты, к кото­рым при­вык­ли наши поль­зо­ва­те­ли. Он сде­лан, как новост­ной пор­тал, но при этом явля­ет­ся пол­но­цен­ной онлайн-шко­лой. Фраг­мент сай­та онлайн-шко­лы «Век­тор».

Дмит­рий Абра­мов. Мы потра­ти­ли мно­го вре­ме­ни, что­бы сде­лать нашу плат­фор­му очень медий­ной. Мы хотим гово­рить с совре­мен­ным поль­зо­ва­те­лем на одном язы­ке.

Наши онлайн-кур­сы на сай­те – это фак­ти­че­ски спец­про­ек­ты в рам­ках наше­го медиа­пор­та­ла. И такая фор­ма пода­чи все­го учеб­но­го кон­тен­та дает воз­мож­ность учить поль­зо­ва­те­лей раз­ны­ми спо­со­ба­ми. И доно­сить до них мак­си­мум инфор­ма­ции.

Никто сейчас не знает, как делать онлайн-курсы. Правил нет. Все пытаются понять, найти, нащупать какие-то эффективные приемы.

Оль­га Поли­щук. В этом есть плю­сы и мину­сы. Плюс, что мы можем экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать, созда­вать необыч­ные фор­ма­ты и никто не может ска­зать, хоро­шо это или пло­хо. Для нас глав­ная зада­ча полу­чать учеб­ный кон­тент от обла­да­те­лей зна­ний и опы­та, а затем пода­вать его в такой фор­ме, что­бы поль­зо­ва­тель дей­стви­тель­но смог бы его потре­бить и упо­тре­бить.

Пользователь «Вектора» – среднестатистический россиянин, это не урбанист, не эксперт, и мы создаем курсы, которые помогают объединить в одном месте знания экспертов, собственные идеи студента и методы реализации этих идей.

Как онлайн-школа Вектор создает онлайн-курсы

Справ­ка: Онлайн-шко­ла «Век­тор» была при­ду­ма­на и созда­на на базе инсти­ту­та медиа, архи­тек­ту­ры и дизай­на «Стрел­ка». Инсти­тут актив­но зани­ма­ет­ся обра­зо­ва­тель­но-про­све­ти­тель­ской дея­тель­но­стью, со все­го мира в нем учит­ся 40 сту­ден­тов в год. Онлайн-шко­ла «Век­тор» была запу­ще­на, что­бы сде­лать зна­ния и опыт «Стрел­ки» доступ­ны­ми всем жела­ю­щим и рас­ши­рить воз­мож­но­сти для обу­че­ния. Фото: Ека­те­ри­на Изме­стье­ва.

Я переходил от урока к уроку, увлеченно изучая каждый. Уже позже я пытался понять, почему курс школы «Городские парадоксы: как исследовать повседневность» увлек меня, человека далекого от темы урбанистики?

Почему я потратил половину рабочего дня и не бросил уроки, как это обычно происходит со многими онлайн-курсами? Что стало тем моментом удержания внимания, который ищут сейчас все создатели онлайн-курсов?

Высококачественный учебный контент, качественная, понятная инфографика, отличные фотографии, совершенно необычный формат видеолекций, дизайн?

Дмит­рий Абра­мов. Я назы­ваю наш пер­вый онлайн-курс «Город­ские пара­док­сы: как иссле­до­вать повсе­днев­ность» мега­кур­сом.

Когда мы его созда­ва­ли, мы были горя­чи, амби­ци­оз­ны и неопыт­ны. Замах­ну­лись на огром­ный объ­ем кон­тен­та. И по сути в нашем пер­вом кур­се зало­же­но сра­зу несколь­ко мини-кур­сов.

Пер­вые три уро­ка это хоро­шая тео­рия, мини-курс о том, что такое город сего­дня. Эту часть под­го­то­вил кура­тор наше­го про­ек­та, архи­тек­тор, пре­по­да­ва­тель «Стрел­ки» Куба Сно­пек.

Далее идут еще три мини-кур­са с укло­ном в прак­ти­ку. Авто­ры этих частей раз­ные экс­пер­ты. Чар­ли Кол­хас социо­лог-фото­граф, она рас­ска­зы­ва­ет про инстру­мент фото и как с помо­щью фото­гра­фии нахо­дить в горо­де новое и видеть неви­ди­мое. Мари­на Раз­беж­ки­на режис­сер-доку­мен­та­лист, кото­рая через инстру­мент видео учит сту­ден­тов пони­мать потреб­но­сти горо­жан и как они суще­ству­ют в город­ской тка­ни. Куба Снопек рас­ска­зы­ва­ет о кар­тах, как с помо­щью карт изу­чать город­скую сре­ду и про­стран­ство.

В финале курса студенты получают большой подробный урок о визуализации данных и о том, как с помощью инструментов визуализации рассказать свою историю.

И этим уро­ком мы учим поль­зо­ва­те­лей не про­сто собрать в кучу все, что они насни­ма­ли и нашли, мы учим редак­ти­ро­вать кон­тент и логич­но упа­ко­вы­вать его так, что­бы пред­ста­вить на осно­ве собран­ных мате­ри­а­лов соб­ствен­ную идею, про­ект, исто­рию. Так, что­бы все осталь­ные поня­ли, в чем про­бле­ма и что нуж­но и мож­но сде­лать.

Поэто­му пер­вый курс у нас полу­чил­ся таким боль­шим.

В разговоре узнал, что пока мы проходим первый курс, команда уже работает над вторым онлайн-курсом, который будет посвящен успешным городским бизнес-проектам и научит пользователей создавать городские социальные стартапы на конкретных примерах.

Оль­га Поли­щук. Во вто­ром кур­се у нас сно­ва не полу­чи­лось огра­ни­чить себя. При­от­кро­ем заве­су тай­ны. Мы будем рас­смат­ри­вать три успеш­ных рос­сий­ских про­ек­та, кото­рые мож­но назвать эта­ло­на­ми город­ско­го пред­при­ни­ма­тель­ства.

Рас­ска­жем их исто­рии и как мож­но запу­стить ком­па­нии, ана­ло­гич­ные этим, сде­лать их успеш­ны­ми. Но и это не все, веду­щий миро­вой экс­перт в обла­сти биз­нес-кон­суль­та­ций Дэвид Эрик­сон будет рас­ска­зы­вать, как най­ти новые идеи для город­ско­го биз­не­са и что надо сде­лать, что­бы они рабо­та­ли.

Все было не так, как я привык. Я переходил от урока к уроку, от статьи к статье. И видел, что курсы были другими. Это не то, что вы обычно получаете, записавшись на стандартный онлайн-курс.

И дело не только в том, что учебный материал подготовлен на базе уникальных знаний, но в том, как все эти знания упакованы в визуальные форматы, которые легко, интересно и не скучно изучать.

Оль­га Поли­щук. Есть три вещи, кото­рые вы сра­зу заме­ти­те, когда нач­не­те учить­ся в онлайн-шко­ле «Век­тор».

Пер­вое новый фор­мат видео­уро­ков. Мы дела­ем видео­уро­ки в фор­ма­те видео­ци­тат. На одной из кон­фе­рен­ции по онлайн-обра­зо­ва­нию нас даже спра­ши­ва­ли, где мы поку­па­ем такие уро­ки. Нам не вери­ли, что мы сами их про­из­во­дим. Наши видео­уро­ки нестан­дарт­ны, в этом и есть один из сек­ре­тов при­вле­че­ния и удер­жа­ния вни­ма­ния сту­ден­тов.

Как онлайн-школа Вектор создает онлайн-курсы

Фраг­мент онлайн-кур­са «Город­ские пара­док­сы: как иссле­до­вать повсе­днев­ность».

Вто­рое фор­мат онлайн-шко­лы. Ощу­ще­ние, как от медиа. Мы не так дав­но про­чи­та­ли в жур­на­ле «Афи­ша-Город» мне­ние, что ««Век­тор» сто­ит похва­лить за мини-рево­лю­цию в дизайне обра­зо­ва­тель­ных сай­тов». И тут надо ска­зать спа­си­бо наше­му дизай­не­ру Анто­ну Бод­ряш­ки­ну. Полу­чи­лось создать учеб­ную плат­фор­му, на кото­рой даже те, кто ниче­го не зна­ет об онлайн-обра­зо­ва­нии, орга­нич­но погру­жа­ют­ся в тему и учат­ся.

Тре­тье визу­аль­ный кон­тент. Мы сде­ла­ли став­ку на яркий, понят­ный и глав­ное пра­виль­ный визу­аль­ный ряд. Как ска­зал наш быв­ший дизай­нер Сер­гей Сур­га­нов, мы созда­ли «бути­ко­вый про­дукт». И созда­вая такой про­дукт, мы дума­ли о прак­ти­че­ской состав­ля­ю­щей наш курс слож­но ско­пи­ро­вать или украсть.

Дмит­рий Абра­мов. Мож­но ско­пи­ро­вать наше видео и тек­сты, пере­не­сти куда-то, но смыс­ла в этом нет. Это про­сто не будет рабо­тать. Наш дизайн, верст­ка, пода­ча кон­тен­та  они в дан­ном слу­чае игра­ют опре­де­ля­ю­щую роль.

Оль­га Поли­щук. Мы посто­ян­но улуч­ша­ем наш про­ект. Нам помо­га­ет коман­да раз­ра­бот­ки из Санкт-Петер­бур­га, ком­па­ния Whitecape. Ребя­там, как и нам, инте­рес­но копать­ся и раз­би­рать­ся, созда­вать новые стан­дар­ты и фор­мы в онлайн-обра­зо­ва­нии.

Они помо­га­ют нам создать плат­фор­му, кон­струк­тор онлайн-кур­сов, кото­рая поз­во­лит нашей коман­де быст­ро и частич­но в авто­ма­ти­зи­ро­ван­ном режи­ме созда­вать визу­аль­ные, яркие, насы­щен­ные зна­ни­я­ми онлайн-про­грам­мы.

Сейчас на создание одного курса уходит 3–4 месяца. Хотя на первый мы потратили больше времени. Тогда мы создавали концепцию и сценарий с нуля, и нам очень помог наш куратор от «Стрелки» Куба Снопек.

Он помог нам понять, что кур­сы не надо делать по шаб­ло­ну. Кур­сы надо делать под чело­ве­ка, предо­став­ляя не толь­ко зна­ния, но и метод. Имен­но мето­ды реа­ли­за­ции идей, кото­рые мы закла­ды­ва­ем в кур­сы, явля­ют­ся клю­че­вым момен­том.

Дмитрий Абрамов. В создании наших курсов есть несколько этапов.

Как онлайн-школа «Вектор» создает онлайн-курсы, которые меняют парадигму онлайн-обучения

Коман­да онлайн-шко­лы «Век­тор». Дмит­рий Абра­мов, руко­во­ди­тель про­ек­та, Лия Сафи­на, кон­тент-мене­джер, Мария Поляк, кон­тент-мене­джер, Антон Бод­ряш­кин, дизай­нер, Али­са Вели­е­ва, про­дю­сер, Оль­га Поли­щук, руко­во­ди­тель про­ек­та. Фото­гра­фии: Евге­ний Круг­лов.

  • Поиск идеи. Этим зани­ма­ет­ся кон­тент-коман­да Маша Поляк и Лия Сафи­на.
  • Рабо­та с экс­пер­та­ми, кото­рых мы при­вле­ка­ем для созда­ния учеб­но­го кон­тен­та. Здесь мно­го вре­ме­ни ухо­дит на изу­че­ние кон­тен­та, чте­ние их ста­тей, книг, напи­са­ние тек­стов уро­ков.
  • Тех­ни­че­ская упа­ков­ка кон­тен­та. Видео, фото, инфо­гра­фи­ки, тек­сты. Рабо­та коман­ды над раз­ра­бот­кой форм пода­чи учеб­но­го кон­тен­та.
8l7a1405Онлайн-школа "Вектор"

Но в самом нача­ле мы бук­валь­но рису­ем курс на бума­ге. Наш пер­вый сце­на­рий еле уме­стил­ся на трех­мет­ро­вом листе. А затем была циф­ра. Фото: Анна Деми­до­ва.

Меня удивило и то, что в конце курса вы получаете не сертификат, а возможность создать свой проект, предложить свое видение городского пространства и рассказать всем о своей идее на сайте «Вектора».

Оль­га Поли­щук. Вме­сто того что­бы давать вир­ту­аль­ные бей­джи­ки и нашив­ки, кото­рые сей­час очень часто исполь­зу­ют­ся в онлайн-обра­зо­ва­нии, мы даем воз­мож­ность опуб­ли­ко­вать свой про­ект, кото­рый созда­ет­ся по ито­гам кур­са, и посмот­реть, что будет, как будет вос­при­ня­та идея.

Более того, мы готовы доводить финальные проекты наших выпускников до людей, которые могут помочь в их реализации, до инвесторов.

Онлайн-школа Вектор. Финальные проекты студентов онлайн-курса

Фраг­мент сай­та онлайн-шко­лы «Век­тор».

Сей­час на сай­те 13 про­ек­тов шко­ле и на сай­те их назы­ва­ют лон­гри­да­ми), кото­рые были сде­ла­ны наши­ми сту­ден­та­ми. Это ста­тьи, визу­аль­ные паке­ты, кото­рые содер­жат опи­са­ние про­ек­тов, создан­ных на осно­ве обу­че­ния и иссле­до­ва­ния город­ских про­странств.

В этих лонгридах студенты предлагают конкретные решения проблем городского пространства.

Дмит­рий Абра­мов. Вся систе­ма кур­са созда­на так, что­бы дать людям новую «опти­ку» для све­же­го взгля­да на все, к чему мы так при­вык­ли в город­ском про­стран­стве и уже про­сто не заме­ча­ем. Наши онлайн-кур­сы учат видеть пара­док­сы, новые ниши для идей.

Оль­га Поли­щук. Если вы закон­чи­ли наш курс и име­е­те под­пис­ку, вы може­те созда­вать неогра­ни­чен­ное коли­че­ство про­ек­тов, лон­гри­дов, пуб­ли­ко­вать их на сай­те в виде визу­аль­ных ста­тей, и мы будем помо­гать вам про­дви­гать ваши идеи и полу­чать отклик.

Мы почти закончили. Но я все думал, почему они так уверены, что этот новый формат будет работать? Он сложен в производстве, он радикально отличается от того, к чему сейчас настойчиво приучают нас такие монстры онлайн-образования, как Coursera. Курсы «Вектора» выглядят иначе, не как все, они другие. Им не кажется, что эта форма отпугнет обычного пользователя?

Оль­га Поли­щук. Мы дела­ем так не пото­му, что нам хочет­ся быть не таки­ми, как все. У нас есть зада­ча вер­нуть людей в поле обра­зо­ва­ния и взять новых после­до­ва­те­лей, кото­рые не смот­рят на онлайн-обра­зо­ва­ние, как на вре­мя­пре­про­вож­де­ние. Поэто­му мы созда­ем кур­сы в фор­ма­тах, к кото­рым при­вык­ли совре­мен­ные поль­зо­ва­те­ли.

Видео в фор­ма­те дина­мич­ных кли­пов это то, к чему мы все при­вык­ли. И актив­но потреб­ля­ем кон­тент в таком виде каж­дый день. Медиа­пор­та­лы – это то, что для нас есте­ствен­ная сете­вая сре­да оби­та­ния. Мы все очень опыт­ные и при­ве­ред­ли­вые юзе­ры. И увлечь сту­ден­тов мож­но толь­ко тем, что визу­аль­но им нра­вит­ся.

Сейчас онлайн-школа городских предпринимателей «Вектор» – это поиск. Не факт, что новые форматы в онлайн-обучении, которые они создают, станут нормой. Ясно одно: они показали нам онлайн-курсы, которые наряду с потоком уникальных знаний, идей и методик дают пользователям ощущение дополненной реальности, из которой не хочется выходить.