Игровой социальный капитал: могут ли онлайн-игры привести к гражданскому участию

Игровой социальный капитал: могут ли онлайн-игры привести к гражданскому участию
Игровой социальный капитал: могут ли онлайн-игры привести к гражданскому участию

Что обще­го у мно­го­поль­зо­ва­тель­ских онлайн-игр, соци­аль­но­го капи­та­ла и граж­дан­ско­го уча­стия? Может ли одно при­ве­сти к дру­го­му? Иссле­до­ва­ние «Gaming Social Capital: Exploring Civic Value in Multiplayer Video Games» рас­смат­ри­ва­ет роль игр в фор­ми­ро­ва­нии соци­аль­ных свя­зей меж­ду участ­ни­ка­ми и как это вли­я­ет на граж­дан­ское уча­стие в реаль­ной жиз­ни.

Поделитесь этой статьей с друзьями

Видеоигры уже несколько десятилетий являются одним из самых популярных способов провести время не только среди детей большинство геймеров (68%) являются взрослыми людьми.

При этом сами игры уже дав­но не рас­смат­ри­ва­ют­ся исклю­чи­тель­но в нега­тив­ном све­те, а тех­ни­ки гей­ми­фи­ка­ции послед­ние годы явля­ют­ся глав­ным трен­дом в обра­зо­ва­нии.

Но поми­мо того, что игры поз­во­ля­ют нам хоро­шо про­ве­сти вре­мя или эффек­тив­нее учить­ся, они могут быть еще и соци­аль­ным опы­том. Это каса­ет­ся глав­ным обра­зом мас­со­вых мно­го­поль­зо­ва­тель­ских онлайн-игр, участ­ни­ки кото­рых игра­ют с сот­ня­ми дру­гих игро­ков в одном вир­ту­аль­ном про­стран­стве.

В таких играх соци­аль­ное вза­и­мо­дей­ствие участ­ни­ков не огра­ни­чи­ва­ет­ся обще­ни­ем во вре­мя игро­во­го про­цес­са  очень часто для дости­же­ния како­го-либо резуль­та­та в игре тре­бу­ет­ся команд­ная рабо­та, а игро­вые фору­мы ста­но­вят­ся циф­ро­вым сооб­ще­ством, в кото­ром про­ис­хо­дит обсуж­де­ние раз­лич­ных вопро­сов и участ­ни­ки кото­ро­го делят­ся сво­им твор­че­ством по моти­вам игры или про­грамм­ным обес­пе­че­ни­ем для ее моди­фи­ка­ции.

Социальное взаимодействие в игре и игровом сообществе ведет к получению участниками игрового социального капитала, который имеет потенциал превратиться во взаимодействия в реальном мире.

Иссле­до­ва­ние «Gaming Social Capital: Exploring Civic Value in Multiplayer Video Games» рас­смат­ри­ва­ет то, как мно­го­поль­зо­ва­тель­ские игры ведут к полу­че­нию игро­во­го соци­аль­но­го капи­та­ла, а затем и реаль­но­го соци­аль­но­го капи­та­ла.

Так­же иссле­до­ва­ние пред­по­ла­га­ет, что игро­вой соци­аль­ный капи­тал может при­во­дить к граж­дан­ско­му уча­стию, посколь­ку навы­ки игро­вой команд­ной рабо­ты и кол­ла­бо­ра­ции дают воз­мож­ность для луч­ше­го осу­ществ­ле­ния сов­мест­ной дея­тель­но­сти и в реаль­ных сооб­ще­ствах.

Социальный капитал

Одна из основ­ных кон­цеп­ций в соци­аль­ных нау­ках, соци­аль­ный капи­тал, озна­ча­ет связь инди­ви­дов в обще­стве, кото­рая может исполь­зо­вать­ся как для инди­ви­ду­аль­но­го, так и для кол­лек­тив­но­го бла­га. Эта кон­цеп­ция пред­по­ла­га­ет, что в соци­аль­ной свя­зи инди­ви­дов все­гда суще­ству­ет неко­то­рая цен­ность.

Еще одним аспектом социального капитала, важным для данного исследования, является чувство принадлежности к сообществу у индивидов.

Бла­го­да­ря этой соци­аль­ной общ­но­сти, а не фор­маль­но­му вхож­де­нию инди­ви­да в сооб­ще­ство, люди могут осу­ществ­лять сов­мест­ную дея­тель­ность как граж­дан­скую, так и поли­ти­че­скую.

Видео­иг­ры рас­смат­ри­ва­ют­ся в иссле­до­ва­нии как еще одна воз­мож­ность для соци­аль­но­го вза­и­мо­дей­ствия и созда­ния соци­аль­ных свя­зей меж­ду людь­ми.

Многопользовательские онлайн-игры

Почти 70% гей­ме­ров игра­ют соци­аль­но, исполь­зуя для это­го раз­лич­ные плат­фор­мы от смарт­фо­нов и ком­пью­те­ров до спе­ци­аль­ных игро­вых устройств. Неко­то­рые игры вклю­ча­ют толь­ко двух игро­ков, дру­гие же до сот­ни игро­ков, одно­вре­мен­но участ­ву­ю­щих в игро­вом про­цес­се.

Команд­ная рабо­та, постро­е­ние сооб­ще­ства и дове­рие к дру­гим участ­ни­кам сооб­ще­ства все это, как пред­по­ла­га­ет иссле­до­ва­ние, может ста­но­вить­ся резуль­та­том вза­и­мо­дей­ствия в мно­го­поль­зо­ва­тель­ской игре.

В некотором смысле игры похожи на любые другие формы социального взаимодействия в Интернете, где общение в онлайн-сообществах может приводить к каким-либо действиям в оффлайне.

Но у мно­го­поль­зо­ва­тель­ских игр есть как мини­мум одно важ­ное отли­чие соци­аль­ное вза­и­мо­дей­ствие в них заклю­ча­ет­ся не толь­ко в обще­нии. Для дости­же­ния игро­вых целей часто тре­бу­ет­ся сов­мест­ная дея­тель­ность игро­ков, команд­ная рабо­та, кол­лек­тив­ное реше­ние про­блем и обсуж­де­ние игро­во­го про­цес­са.

Боль­шая часть онлайн-игр устро­е­на таким обра­зом, что, объ­еди­нив­шись, игро­ки могут достичь луч­ших резуль­та­тов, чем играя в оди­ноч­ку.

Имен­но этот аспект сов­мест­ной дея­тель­но­сти явля­ет­ся клю­че­вым как для онлайн-игр, так и для граж­дан­ско­го уча­стия в реаль­ной жиз­ни.

Игровые сообщества

Игро­вые сооб­ще­ства одно­вре­мен­но созда­ют у сво­их участ­ни­ков чув­ство при­над­леж­но­сти к сооб­ще­ству и пред­ла­га­ют воз­мож­но­сти быть лиде­ром груп­пы, орга­ни­зо­вы­вать ини­ци­а­ти­вы и дости­гать успе­ха вме­сте с дру­ги­ми участ­ни­ка­ми.

У игро­ков, кото­рые сов­мест­но зани­ма­ют­ся выпол­не­ни­ем каких-либо зада­ний, осу­ществ­ля­ют рей­ды или сра­жа­ют­ся с дру­ги­ми, фор­ми­ру­ют­ся эмо­ци­о­наль­ная дове­ри­тель­ная связь с участ­ни­ка­ми коман­ды, вме­сте с кото­ры­ми они про­шли через такие стрес­со­вые ситу­а­ции.

Согласно исследованию социальное взаимодействие и значимые социальные отношения, создающиеся во время игры, являются главной мотивацией для участия в многопользовательских играх.

Все это ведет к при­об­ре­те­нию у игро­ков игро­во­го соци­аль­но­го капи­та­ла  чув­ства при­над­леж­но­сти и уча­стия в игро­вом сооб­ще­стве.

Кон­цеп­ция игро­во­го соци­аль­но­го капи­та­ла исполь­зу­ет­ся в иссле­до­ва­нии как про­ме­жу­точ­ный шаг меж­ду самой игрой и реаль­ным соци­аль­ным капи­та­лом.

Побочный эффект

Мно­гие иссле­до­ва­ния уже дока­за­ли, что пове­де­ния, навы­ки и уста­нов­ки, полу­чен­ные онлайн, могут так­же рас­про­стра­нять­ся и на дру­гие сфе­ры жиз­ни, в том чис­ле на граж­дан­ское и поли­ти­че­ское уча­стие.

Так, напри­мер, иссле­до­ва­ние игро­ков-под­рост­ков, про­ве­ден­ное Pew Internet & American Life Project и MIT, пока­за­ло, что чем боль­ше под­рост­ки игра­ют в соци­аль­ные игры и вовле­че­ны в обще­ние на игро­вых фору­мах, тем боль­ше веро­ят­ность их вовле­че­ния в граж­дан­ское вза­и­мо­дей­ствие оффлайн.

Таким обра­зом, соци­аль­ные свя­зи, создан­ные внут­ри игро­во­го сооб­ще­ства, могут спо­соб­ство­вать полу­че­нию реаль­но­го соци­аль­но­го капи­та­ла и его транс­фор­ма­ции в дей­ствия в реаль­ном мире.

Гражданское участие

Граж­дан­ское уча­стие, направ­лен­ное на реше­ние про­блем сооб­ще­ства, может заклю­чать­ся в раз­лич­ных дей­стви­ях от волон­тер­ства и пожерт­во­ва­ний до про­те­стов и встреч с дру­ги­ми акти­ви­ста­ми.

Гражданское участие индивида во многом зависит от того, насколько тесно он связан с данным сообществом, т.е. от его социального капитала.

Учи­ты­вая осо­бен­но­сти мно­го­поль­зо­ва­тель­ских игр, мож­но пред­по­ло­жить, что полу­чен­ные в ней прак­ти­ки команд­ной рабо­ты могут нахо­дить отра­же­ние и в реаль­ной жиз­ни игро­вой соци­аль­ный капи­тал может ста­но­вить­ся реаль­ным соци­аль­ным капи­та­лом, а игро­вые навы­ки участ­ни­ков могут при­ме­нять­ся в дея­тель­но­сти реаль­ных сооб­ществ.

Теоретическая модель эффекта многопользовательских игр на получение социального капитала и гражданское участие. Изображение: onlinelibrary.wiley.com
Тео­ре­ти­че­ская модель эффек­та мно­го­поль­зо­ва­тель­ских игр на полу­че­ние соци­аль­но­го капи­та­ла и граж­дан­ское уча­стие. Изоб­ра­же­ние: onlinelibrary.wiley.com

Исследование

Для того что­бы про­ве­рить гипо­те­зы об эффек­те мно­го­поль­зо­ва­тель­ских игр на граж­дан­ское уча­стие, было про­ве­де­но иссле­до­ва­ние, дан­ные кото­ро­го были взя­ты из вто­рой вол­ны наци­о­наль­но­го панель­но­го иссле­до­ва­ния США.

Респон­ден­тов спра­ши­ва­ли о том, как часто они игра­ют в мно­го­поль­зо­ва­тель­ские игры, как оце­ни­ва­ют свою соци­аль­ную связь с дру­ги­ми игро­ка­ми, участ­ву­ют ли в соци­аль­ном вза­и­мо­дей­ствии вне игры (чита­ют или пишут на фору­мах и т.д.).

Так­же был ряд вопро­сов, направ­лен­ных на выяв­ле­ние отно­ше­ния респон­ден­та к его оффлайн-сооб­ще­ству и граж­дан­ское уча­стие раз­де­ля­ют ли люди в сооб­ще­стве одни и те же цен­но­сти, обсуж­да­ют ли про­бле­мы, помо­га­ет ли респон­дент неком­мер­че­ским орга­ни­за­ци­ям и т.д.

Сре­ди кон­троль­ных пере­мен­ных иссле­до­ва­ния были демо­гра­фи­че­ские пока­за­те­ли, поли­ти­че­ские убеж­де­ния и удо­вле­тво­рен­ность жиз­нью.

Результаты

Может ли мно­го­поль­зо­ва­тель­ская игра иметь пози­тив­ные соци­аль­ные и граж­дан­ские эффек­ты? Резуль­та­ты несколь­ких регрес­си­о­ных моде­лей про­ве­ден­но­го иссле­до­ва­ния дока­зы­ва­ют, что да.

Дей­стви­тель­но, мно­го­поль­зо­ва­тель­ские игры при­во­дят к фор­ми­ро­ва­нию соци­аль­ных свя­зей внут­ри сооб­ще­ства игро­ков фор­ми­ро­ва­нию игро­во­го соци­аль­но­го капи­та­ла.

Соглас­но резуль­та­там иссле­до­ва­ния игро­ки, кото­рые фор­ми­ру­ют игро­вой соци­аль­ный капи­тал, так­же склон­ны фор­ми­ро­вать соци­аль­ные свя­зи и, соот­вет­ствен­но, реаль­ный соци­аль­ный капи­тал в сво­их оффлайн-сооб­ще­ствах.

Здесь происходит превращение игрового социального капитала в реальный социальный капитал поведение и установки, полученные в процессе командной работы в игре, затем могут применяться в реальных сообществах.

Более того, в иссле­до­ва­нии под­твер­ди­лась гипо­те­за о том, что игро­вой соци­аль­ный капи­тал и сам по себе может вести к граж­дан­ско­му уча­стию люди, кото­рые чув­ству­ют, что свя­за­ны с дру­ги­ми, более склон­ны при­ни­мать уча­стие в дея­тель­но­сти сво­их реаль­ных сооб­ществ.

Поняв в про­цес­се игры как кол­лек­тив­ные, так и лич­ные пре­иму­ще­ства сов­мест­ной дея­тель­но­сти, они более склон­ны объ­еди­нять­ся и рабо­тать вме­сте с дру­ги­ми людь­ми и в реаль­ной жиз­ни.

В целом бла­го­да­ря дан­но­му иссле­до­ва­нию мы можем смот­реть на мно­го­поль­зо­ва­тель­ские онлайн-игры не толь­ко как на раз­вле­че­ние, но и как на еще одну воз­мож­ность фор­ми­ро­вать игро­вые и реаль­ные соци­аль­ные свя­зи и ста­но­вить­ся луч­ши­ми граж­да­на­ми.