Непал: как технологии помогали уцелевшим после землетрясения

Использование радара-детектора. Изображение: NASA HQ.
Использование радара-детектора. Изображение: NASA HQ.

Тех­но­ло­гии NASA помо­га­ют най­ти выжив­ших по их серд­це­би­е­нию, кра­уд­фандинг ста­но­вит­ся еще про­ще, а гло­баль­ные тех­но­ло­ги­че­ские ком­па­нии помо­га­ют людям най­ти сво­их род­ствен­ни­ков. Как тра­ге­дия в Непа­ле изме­ни­ла тех­но­ло­гии помо­щи.

Недавнее землетрясение в Непале не только принесло обширные разрушения и унесло тысячи человеческих жизней, но и поставило перед уцелевшими сложные задачи: как найти и спасти тех, кто еще жив? Как помочь тем, кто остался без дома?

Краудфандинг

Онлайн-кампании

Послед­ние несколь­ко лет кра­уд­фандинг явля­ет­ся одним из самых рас­про­стра­нен­ных спо­со­бов помо­гать в чрез­вы­чай­ных ситу­а­ци­ях, осо­бен­но после 2012 года, когда онлайн-кам­па­нии по сбо­ру средств для помо­щи постра­дав­шим от ура­га­на Сэн­ди пока­за­ли, насколь­ко эффек­тив­ны­ми и мас­штаб­ны­ми могут быть подоб­ные ини­ци­а­ти­вы.

Зем­ле­тря­се­ние в Непа­ле не ста­ло исклю­че­ни­ем. Более того, коли­че­ство кра­уд­фандин­го­вых кам­па­ний для помо­щи Непа­лу ста­ло бес­пре­це­дент­ным на одной толь­ко плат­фор­ме GoFundMe было созда­но более 1 500 кам­па­ний, кото­рые при под­держ­ке 80 000 доно­ров собра­ли более $6,5 мил­ли­о­на.

Одной из при­чин для появ­ле­ния тако­го боль­шо­го коли­че­ства кра­уд­фандин­го­вых кам­па­ний, по мне­нию Эми Вард, дирек­то­ра неком­мер­че­ской орга­ни­за­ции NTEN, ста­ла стра­на и ее гео­гра­фи­че­ское рас­по­ло­же­ние.

Непал одно из попу­ляр­ных тури­сти­че­ских и волон­тер­ских направ­ле­ний. Мно­гие люди были там сами, у мно­гих там были дру­зья все они отклик­ну­лись на при­зыв помочь стране, в кото­рой живут их зна­ко­мые и зна­ко­мые зна­ко­мых.

Системы пожертвований от Facebook и Apple

Еще одной осо­бен­но­стью кра­уд­фандин­га в Непа­ле ста­ло уча­стие круп­ных кор­по­ра­ций в сбо­ре средств  Facebook и Apple мак­си­маль­но упро­сти­ли про­цесс пожерт­во­ва­ния для сво­их поль­зо­ва­те­лей, доба­вив кноп­ку для пожерт­во­ва­ний на глав­ную стра­ни­цу соци­аль­ной сети и в iTunes.

Все, что нуж­но было сде­лать поль­зо­ва­те­лям, это нажать на кноп­ку и вве­сти номер кре­дит­ной кар­ты. Кро­ме того, при пожерт­во­ва­нии через дан­ные ком­па­нии мож­но быть уве­рен­ным, что собран­ные сред­ства дей­стви­тель­но были отправ­ле­ны на помощь Непа­лу.

Бла­го­да­ря это­му в кра­уд­фандин­ге при­ня­ли уча­стие даже те люди, кото­рые не дела­ли это­го рань­ше из-за того, что не очень пони­ма­ли, как все­го за неде­лю кноп­ка пожерт­во­ва­ний на Facebook собра­ла $15 мил­ли­о­нов на под­держ­ку дея­тель­но­сти орга­ни­за­ции International Medical Corps.

Технологии

Технологии NASA

Поиск выжив­ших все­гда являл­ся одной из слож­ней­ших задач в чрез­вы­чай­ных ситу­а­ци­ях. После зем­ле­тря­се­ния мно­гие люди ока­зы­ва­ют­ся в ловуш­ке из-за обру­шив­ших­ся зда­ний, не могут выбрать­ся отту­да само­сто­я­тель­но или нахо­дят­ся без созна­ния.

Новая технология NASA радар-детектор Finder способна услышать сердцебиение людей на расстоянии нескольких метров, даже если они находятся под завалом кирпичей, грязи и деревьев.

Непал: как технологии помогали уцелевшим после землетрясения
Исполь­зо­ва­ние рада­ра-детек­то­ра. Изоб­ра­же­ние: NASA HQ.

Finder, неболь­шое устрой­ство, рабо­та­ю­щее от бата­ре­ек, посы­ла­ет мик­ро­вол­ны, кото­рые спо­соб­ны опре­де­лить даже такое едва замет­ное дви­же­ние, как пуль­са­ция кожи при серд­це­би­е­нии. Вол­ны могут про­ни­кать на 9 мет­ров через зава­лы мусо­ра и на 6 мет­ров через бетон.

Бла­го­да­ря рада­ру уда­лось спа­сти несколь­ких людей из-под облом­ков зда­ний.

Спутниковые снимки

Спут­ни­ко­вые сним­ки это один из важ­ней­ших инстру­мен­тов, поз­во­ля­ю­щих спа­са­тель­ным коман­дам ори­ен­ти­ро­вать­ся в зоне чрез­вы­чай­ной ситу­а­ции.

Сра­зу после зем­ле­тря­се­ния Global Disaster Alert и Coordination System, сов­мест­ная ини­ци­а­ти­ва ООН и Евро­пей­ской комис­сии, ста­ли кар­то­гра­фи­ро­вать реги­он на осно­ве инфор­ма­ции, полу­чен­ной со спут­ни­ко­вых сним­ков.

DigitalGlobe, ком­па­ния, зани­ма­ю­ща­я­ся постав­кой спут­ни­ко­вых сним­ков, сыг­ра­ла клю­че­вую роль в этом про­цес­се, не толь­ко предо­ста­вив сним­ки высо­чай­ше­го раз­ре­ше­ния, но и раз­ра­бо­тав алго­ритм ана­ли­за и обра­бот­ки изоб­ра­же­ний.

Бла­го­да­ря ком­би­ни­ро­ва­нию съе­мок, сде­лан­ных до и после зем­ле­тря­се­ния, уда­лось сде­лать интер­фе­ро­грам­мы, с помо­щью кото­рых иссле­до­ва­те­ли смог­ли оце­нить сме­ще­ние грун­та.

Интерферограммы показали, что максимальная деформация земли после землетрясения произошла в 17 км от столицы Непала Катманду, чем объясняются огромные повреждения в этой области.

Интерферограмма Катманду, сгенерированная из двух изображений Sentinel-1A . Изображение: spie.org (Copyright contains Copernicus data 2015/ESA/DLR Microwaves and Radar Institute/GFZ/e-GEOS/INGV-ESA SEOM INSARAP study).
Интер­фе­ро­грам­ма Кат­ман­ду, сге­не­ри­ро­ван­ная из двух изоб­ра­же­ний Sentinel-1A . Изоб­ра­же­ние: spie.org (Copyright contains Copernicus data 2015/ESA/DLR Microwaves and Radar Institute/GFZ/e-GEOS/INGV-ESA SEOM INSARAP study).

Зна­чи­тель­ную помощь в ана­ли­зе изоб­ра­же­ний ока­зал кра­уд­сор­синг. Так, DigitalGlobe акти­ви­ро­вал Tomnod, кра­уд­сор­син­го­вую плат­фор­му, поз­во­ля­ю­щую волон­те­рам рабо­тать со спут­ни­ко­вы­ми сним­ка­ми и опре­де­лять с их помо­щью сте­пень повре­жде­ния зда­ний.

Более 30 тысяч волонтеров помогли определить повреждения тысяч дорог, зданий и разрушенных участков.

В рабо­те с полу­чен­ной кар­той помог­ло сооб­ще­ство OpenStreetMap, тыся­чи волон­те­ров кото­ро­го раз­ме­сти­ли на кар­те такую инфор­ма­цию, как раз­би­тые лаге­ря или откры­тые пло­щад­ки, где может совер­шить посад­ку вер­то­лет.

Google, Facebook и Viber

Гло­баль­ные тех­но­ло­ги­че­ские ком­па­нии не оста­лись в сто­роне и помо­га­ли людям най­ти сво­их род­ных и близ­ких и свя­зать­ся с ними.

Вско­ре после зем­ле­тря­се­ния Google акти­ви­ро­вал сер­вис Person Finder. Сер­вис, раз­ра­бо­тан­ный в 2010 году для помо­щи постра­дав­шим при зем­ле­тря­се­нии на Гаи­ти, пред­став­ля­ет собой базу дан­ных, в кото­рую мож­но зане­сти инфор­ма­цию о най­ден­ных и в кото­рой мож­но искать про­пав­ших близ­ких.

Google Person Finder. Изображение: cnn.com
Google Person Finder. Изоб­ра­же­ние: cnn.com

В то же вре­мя Facebook акти­ви­ро­вал про­вер­ку без­опас­но­сти Secutity Check, поз­во­ля­ю­щую узнать, нахо­дят­ся ли ваши дру­зья и близ­кие в зоне бед­ствия.

Сер­вис, осно­вы­ва­ясь на гео­ло­ка­ци­он­ных дан­ных поль­зо­ва­те­лей, спра­ши­ва­ет у тех, кто нахо­дит­ся в зоне бед­ствия, в поряд­ке ли они. Если с поль­зо­ва­те­лем все в поряд­ке, он может нажать на кноп­ку «Я в без­опас­но­сти», что­бы немед­лен­но сооб­щить об этом дру­зьям и близ­ким.

В допол­не­ние к это­му Viber, один из сер­ви­сов для звон­ков и сооб­ще­ний, сде­лал все звон­ки в Непа­ле бес­плат­ны­ми, поз­во­лив всем нахо­дя­щим­ся в Непа­ле зво­нить на мобиль­ные и ста­ци­о­нар­ные теле­фо­ны по все­му миру, а так­же людям из дру­гих стран бес­плат­но зво­нить в Непал.