В Санкт-Петербурге прошла конференция «Белые ночи фандрайзинга», на которой рассказали как собирать пожертвования

В Санкт-Петербурге прошла конференция «Белые ночи фандрайзинга» на которой рассказали как собирать пожертвования
В Санкт-Петербурге прошла конференция «Белые ночи фандрайзинга» на которой рассказали как собирать пожертвования

С 22 по 24 июня в Петер­бур­ге про­хо­ди­ла вось­мая кон­фе­рен­ция «Белые ночи фанд­рай­зин­га». Три дня с утра до вече­ра фанд­рай­зе­ры, пред­ста­ви­те­ли бла­го­тво­ри­тель­ных фон­дов, ком­па­ний, кра­уд­фандинг-плат­форм, все­го более 300 чело­век, из раз­ных горо­дов Рос­сии, США, Австрии, Чехии обме­ни­ва­лись опы­том со сво­и­ми кол­ле­га­ми.

Поделитесь этой новостью с друзьями

Теплица социальных технологий была партнером данного мероприятия. Руководитель направления помощи НКО Анна Ладошкина, совместно с Владимиром Берхиным из фонда «Предание» провели практикум «Сайт организации как инструмент фандрайзинга: общие принципы и разбор примеров от участников».

Подробнее о конференции в нашем материале.

«Кризис на дворе, но никто его особо не почувствовал»

Татья­на Зади­ра­ко, испол­ни­тель­ный дирек­тор бла­го­тво­ри­тель­но­го фон­да «Доро­га вме­сте», высту­пая с докла­дом «Реа­лии рос­сий­ско­го тре­тье­го сек­то­ра в эпо­ху тур­бу­лент­но­сти», зада­ла залу вопрос:

«У кого финансирование почти не сократилось в 2015 году?».

Боль­ше двух тре­тей зала под­ня­ли руки. А на вопрос Татья­ны: «У кого финан­си­ро­ва­ние вырос­ло?» под­ня­ли руки несколь­ко десят­ков чело­век. 

Полу­ча­ет­ся, что эко­но­ми­че­ский кри­зис и зако­но­да­тель­ные ново­вве­де­ния в сфе­ре НКО хоть и затруд­ня­ют рабо­ту, но НКО бла­го­да­ря поис­ку новых реше­ний и повы­ше­нию эффек­тив­но­сти не силь­но от них постра­да­ли.

По словам Татьяны, в этом году произошел резкий рост числа российских компаний, занимающихся благотворительностью.

Актив­но раз­ви­ва­ют­ся коми­те­ты по бла­го­тво­ри­тель­но­сти внут­ри ком­па­ний. Малый и сред­ний биз­нес ищут пути фор­ми­ро­ва­ния и раз­ви­тия кор­по­ра­тив­ной бла­го­тво­ри­тель­но­сти.

Чего ждать отрасли в обозримом будущем?

День­ги будут, счи­та­ет Татья­на, но их не будет мно­го. Поэто­му фанд­рай­зе­рам при­дет­ся опти­ми­зи­ро­вать свои про­грам­мы, актив­но рабо­тать с инно­ва­ци­я­ми. Актив­но будут раз­ви­вать­ся бла­го­тво­ри­тель­ные про­ек­ты сотруд­ни­ков и пари­тет­ное финан­си­ро­ва­ние, волон­тер­ство, спон­сор­ство меро­при­я­тий.

Проблемами детей фандрайзеры по-прежнему будут заниматься активнее всего, тема образования останется фаворитом у бизнеса.

Факторы, которые могут повлиять на ситуацию в отрасли:

  • закон об ино­стран­ных аген­тах еще не в пол­ной мере себя про­явил, ситу­а­ция оста­ет­ся непо­нят­ной; кра­уд­фандинг оття­нет часть денег на себя;
  • в отрас­ли будет все боль­ше госу­дар­ствен­ных гран­то­вых денег, но до кон­ца не понят­но, как это может изме­нить отрасль.

Уникальности в наших проблемах нет. Российским НКО нужно активнее учиться на мировом опыте.  

Мария Чер­ток (CAF Рос­сия) высту­пи­ла с докла­дом «Тен­ден­ции раз­ви­тия филан­тро­пии в мире и стра­нах БРИКС». 

По сло­вам Марии, мас­штаб про­блем в этих стра­нах во мно­го раз пре­вос­хо­дит коли­че­ство бла­го­тво­ри­тель­ных средств. И это глав­ная про­бле­ма, с кото­рой филан­тро­пия не спра­ви­лась и, види­мо, не спра­вит­ся. Поэто­му неиз­беж­но сотруд­ни­че­ство филан­тро­пов друг с дру­гом и с госу­дар­ством.

Другая важная тенденция – очень мало денег идет на программы, направленные на структурные изменения в обществах, основные средства направлены на «косметические» изменения.

Еще одна тен­ден­ция – ожи­да­ние обще­ства от филан­тро­пии рас­тут. Моло­дые люди, устра­и­ва­ясь на рабо­ту, все чаще зада­ют вопро­сы: а что у вас с бла­го­тво­ри­тель­но­стью? 

Как это ни уди­ви­тель­но, но не толь­ко в Рос­сии суще­ству­ет про­бле­ма дове­рия к орга­ни­за­ци­ям граж­дан­ско­го обще­ства, прав­да, про­яв­ля­ет­ся она ина­че. Быту­ет мне­ние, что НКО непро­фес­си­о­на­лы в сво­ем деле. То есть счи­та­ет­ся, что НКО не могут решать про­бле­мы.

Кра­уд­фандинг на запа­де пере­жи­ва­ет бум. Появ­ля­ет­ся все боль­ше спо­со­бов при­нять уча­стие в бла­го­тво­ри­тель­но­сти – про­бе­жать забег, сде­лать пере­пост в соци­аль­ных сетях, при­нять уча­стие в какой-то акции онлайн и так далее.

Актив­но раз­ви­ва­ет­ся мест­ная филан­тро­пия. Филан­тро­пия при­хо­дит в дом к людям, кото­рые нико­гда рань­ше не были в нее вовле­че­ны. Поэто­му у людей все мень­ше пас­сив­но­го ожи­да­ния помо­щи от госу­дар­ства или запа­да.

Еще один элемент мирового благотворительного ландшафта: новые молодые богатые.

Они лег­ко и быст­ро зара­ба­ты­ва­ют, лег­ко и быст­ро отда­ют. Если рань­ше Ген­ри Фор­ду нуж­но было уме­реть, что­бы на его день­ги воз­ник Фонд Фор­да, то сей­час бога­тые актив­но зани­ма­ют­ся бла­го­тво­ри­тель­но­стью при жиз­ни.

Поэто­му появ­ля­ют­ся новые темы для филан­тро­пии – эко­ло­гия, спра­вед­ли­вость, ген­дер. Но моло­дые не верят, что НКО могут быть их парт­не­ра­ми, они реша­ют сами зани­мать­ся бла­го­тво­ри­тель­но­стью, в ито­ге наби­ва­ют шиш­ки и мно­го денег тра­тят неэф­фек­тив­но.

Активно развивается сфера социальных финансов. 

А что в стра­нах БРИКС? Есть общие чер­ты: быст­рый рост част­ных и кор­по­ра­тив­ных фон­дов, все жалу­ют­ся на зако­но­да­тель­ство, на все воз­рас­та­ю­щую роль госу­дар­ства, кото­рое под­стра­и­ва­ет бла­го­тво­ри­тель­ность под себя. Есть про­бле­мы с про­зрач­но­стью, раз­ви­ти­ем мест­ной филан­тро­пии.

Успех за великими идеями. НКО должны стать прозрачными.

Кон­суль­тант для ком­па­ний, НКО и госу­дар­ствен­ных струк­тур Крейг Кен­не­ди поде­лил­ся совре­мен­ным опы­том аме­ри­кан­ских НКО, кото­рый, как он счи­та­ет, может быть при­ме­ним для Рос­сии.

В США на сме­ну кумов­ской, бюро­кра­ти­че­ской, биз­нес-филан­тро­пии при­шла идей­ная филан­тро­пия. Бла­го­тво­ри­те­ли хотят, что­бы идеи меня­ли город, реги­он, про­вин­цию, стра­ну, мир. Что­бы идеи были мощ­ны­ми, амби­ци­оз­ны­ми, в идее обя­за­тель­но долж­на быть инно­ва­ци­он­ная ком­по­нен­та.

«И вы должны делать работу лучше, чем другие организации. У вашей истории должна быть сильная фактическая поддержка. Нужно суметь доказать на цифрах, что вы реально поменяете что-то, создадите яркое и успешное, тогда люди захотят ассоциироваться с этой историей. И деньги сами найдут ее», – добавляет Крейг.

Бла­го­да­ря мощ­ной исто­рии НКО диф­фе­рен­ци­ру­ет себя от дру­гих, нахо­дит соб­ствен­ное лицо и дает доно­ру нечто, что кажет­ся ему осо­бен­ным.

Теперь лич­ные свя­зи име­ют цен­ность, прак­ти­че­ски такую же, как и хоро­шая идея, и спо­соб­ность выпол­нять свои обе­ща­ния. Доно­ры все еще могут быть бюро­кра­тич­ны­ми фор­ма­ли­ста­ми, но хоро­шая идея может заста­вить бюро­кра­тию рабо­тать быст­рее.

Эффек­тив­ность и хоро­ший менедж­мент все еще в цене, но толь­ко как сред­ство дости­же­ния чего-то боль­ше­го.

Что будет ждать НКО в буду­щем? В США сле­ду­ю­щим круп­ным шагом ста­нет под­от­чет­ность и про­зрач­ность доно­ров и НКО. Тому есть при­чи­ны.

Доно­ры исполь­зо­ва­ли НКО в поли­ти­че­ских целях, лиде­ры НКО исполь­зо­ва­ли свои орга­ни­за­ции для полу­че­ния лич­ной выго­ды. Вто­рой тренд – все боль­ше вни­ма­ния будет уде­лять­ся управ­ле­нию донор­ски­ми орга­ни­за­ци­я­ми и вклю­че­нию раз­лич­ных мень­шинств в мир филан­тро­пии. Крейг уве­рен, что в Евро­пе про­ис­хо­дят похо­жие про­цес­сы, но с неко­то­рым запоз­да­ни­ем.

Кейс «Как писать эмоциональные тексты. Фандрайзинговый текст: шпаргалки»

Сове­ты Дмит­рия Дау­ше­ва (Дет­ские дерев­ни SOS, Москва) о том, как писать элек­трон­ные пись­ма част­ным доно­рам.

Прежде чем писать, вспомните законы маркетинга.

Вы долж­ны отправ­лять пись­ма в пра­виль­ную ауди­то­рию. Зна­чи­тель­но важ­нее то, кому вы отправ­ля­е­те пись­мо, чем то, какая у вас про­грам­ма и как вы ее пред­ла­га­е­те.

Пло­хой текст – скуч­ный, ори­ен­ти­ро­ван­ный на себя люби­мо­го, длин­ный.

Хороший текст:

  • про­да­ет эмо­цию (обя­за­тель­но долж­на быть, пото­му что чита­тель на фоне эмо­ции будут вос­при­ни­мать все пись­мо);
  • под­за­го­лов­ки и абза­цы облег­ча­ют чте­ние и пони­ма­ние;
  • ори­ен­ти­ро­ван­ный на чита­те­ля (чита­тель дол­жен пони­мать, что эта исто­рия про него);
  • корот­кие пред­ло­же­ния, корот­кий текст;
  • постро­ен­ный в фор­ме диа­ло­га;
  • содер­жит исто­рию. Мож­но начать с нее, что­бы сра­зу «заце­пить» чита­те­ля;
  • содер­жит явный при­зыв к дей­ствию и внят­ную инструк­цию;
  • одно пись­мо – один мес­седж;
  • напи­сан одно­му чело­ве­ку;
  • напи­сан чело­ве­ком (под­пись от чело­ве­ка, а не от орга­ни­за­ции).

Советы Дмитрия АлешковскогоНужна помощь»).

Не сто­ит думать, что вы напи­ше­те один текст, и он будет рабо­тать мно­го раз. Каж­дый раз текст дол­жен быть уни­каль­ным.

Хоро­шо стро­ить текст по прин­ци­пу «арки»: сна­ча­ла исто­рия и про­бле­ма, внут­ри созда­е­те мир, веде­те через про­бле­му и при­во­ди­те чело­ве­ка к тому, что он может эту про­бле­му решить.

Очень важ­но, если вы про­си­те день­ги, точ­но опи­сать, куда они пой­дут. При этом давать не про­стое пере­чис­ле­ние, а пояс­нять.

Например, собираем деньги на питомник для бродячих собак. Нужно столько-то бруса и гвоздей. Столько стоит брус, а столько – гвозди. Когда мы раскладываем проект на такие детали, человек понимает, что и его 200 рублей помогут.

Не сто­ит давать «голую» ста­ти­сти­ку. Она долж­на под­твер­ждать вашу исто­рию.

Чита­тель дол­жен пере­ло­жить на себя опыт пер­со­на­жа, слу­чай кото­ро­го вы опи­сы­ва­е­те.

Хорошо, когда вы показываете, что вы уже кому-то помогли.

Исполь­зуй­те «прин­цип нит­ки». Вы погру­жа­е­те чело­ве­ка в воду, дер­жи­те его под водой, дае­те выныр­нуть, потом сно­ва погру­жа­е­те и сно­ва дае­те выныр­нуть. Вы долж­ны малень­ки­ми кусоч­ка­ми в раз­ных частях тек­ста давать чита­те­лю при­зыв к дей­ствию.

Советы Ирины Меньшиной (Ассоциация фандрайзеров и Даунсайд Ап).

  • Пиши­те мно­го, потом режь­те. Прин­цип Хемин­гу­эя: пиши пья­ным, редак­ти­руй­те трез­вым.
  • Ника­ких ссы­лок в элек­трон­ной рас­сыл­ке, кро­ме одной. Ина­че чита­тель заблу­дит­ся, поте­ря­ет­ся.
  • Толь­ко одна ссыл­ка на кноп­ку пожерт­во­ва­ния.
  • Если дае­те фото, то круп­ным пла­ном. Луч­ше все­го – гла­за чело­ве­ка, его лицо. С фото дол­жен смот­реть чело­век, и его гла­за долж­ны пере­дать эмо­цию.
  • Тема пись­ма долж­ны быть корот­кой, но в ней нуж­на зацеп­ка.
  • Чело­век с боль­шей веро­ят­но­стью откро­ет пись­мо, если в теме будет ука­за­но гео­гра­фи­че­ское место, в кото­ром он про­жи­ва­ет.