Глубокие чувства: результаты исследования о взаимосвязи эмоций и виральности материалов в Интернете

Глубокие чувства: кросс-лингвистическое исследование о взаимосвязи эмоций и виральности материалов в Интернете
Эмоции в социальных медиа – тема, давно интересующая исследователей. Так, например, большой эксперимент в Facebook показал, что эмоциональные состояния могут быть переданы другим людям, которые, будучи «зараженными» этими эмоциями, могут их испытывать без осознания того, что они их испытывают.

Как свя­за­на вираль­ность мате­ри­а­лов, кото­ры­ми мы делим­ся друг с дру­гом, с эмо­ци­я­ми, кото­рые эти мате­ри­а­лы вызы­ва­ют? В ста­тье «Deep Feelings: A Massive Cross-Lingual Study on the Relation between Emotions and Virality» иссле­до­ва­те­ли пыта­ют­ся най­ти ответ на этот вопрос. Мы вни­ма­тель­но изу­чи­ли ста­тью и выбра­ли глав­ные мыс­ли и важ­ные откры­тия иссле­до­ва­ний.

Раз­ви­тие соци­аль­ных сетей и видже­ты, кото­рые дела­ют воз­мож­ным поде­лить­ся каким-либо мате­ри­а­лом с кем угод­но в два кли­ка, ста­ли осно­вой для появ­ле­ния мно­же­ства вираль­ных мате­ри­а­лов – таких ста­тей, изоб­ра­же­ний или видео, кото­рые полу­ча­ют широ­кое рас­про­стра­не­ние в Интер­не­те и при­вле­ка­ют мил­ли­о­ны про­смот­ров.

В сво­ем боль­шин­стве вираль­ные мате­ри­а­лы – это мате­ри­а­лы, вызы­ва­ю­щие какие-либо эмо­ции. Мы, как пра­ви­ло, делим­ся тем, что не остав­ля­ет нас рав­но­душ­ны­ми.

Но как имен­но свя­за­на вираль­ность мате­ри­а­лов с эмо­ци­я­ми, кото­рые они вызы­ва­ют? Делим­ся ли мы чаще тем, что нас вдох­нов­ля­ет, или тем, что вызы­ва­ет нега­тив­ные эмо­ции? Оди­на­ко­во ли это вер­но для раз­ных куль­тур­ных кон­тек­стов и кана­лов ком­му­ни­ка­ции?

В иссле­до­ва­нии «Deep Feelings: A Massive Cross-Lingual Study on the Relation between Emotions and Virality» Мар­ко Гури­ни и Яко­по Сто­я­но рас­смат­ри­ва­ют вза­и­мо­связь вираль­но­сти и раз­лич­ных эмо­ций, зави­сит ли дан­ная вза­и­мо­связь от куль­тур­но­го кон­тек­ста, и как вли­я­ют на вираль­ность базо­вые состав­ля­ю­щие эмо­ций.

Эмоции в социальных медиа

Эмо­ции в соци­аль­ных медиа – тема, дав­но инте­ре­су­ю­щая иссле­до­ва­те­лей. Так, напри­мер, боль­шой экс­пе­ри­мент в Facebook пока­зал, что эмо­ци­о­наль­ные состо­я­ния могут быть пере­да­ны дру­гим людям, кото­рые, будучи «зара­жен­ны­ми» эти­ми эмо­ци­я­ми, могут их испы­ты­вать без осо­зна­ния того, что они их испы­ты­ва­ют.

Еще по теме: Как созда­вать вирус­ные мате­ри­а­лы, кото­ры­ми поль­зо­ва­тель будет делить­ся «на авто­ма­те»

Экс­пе­ри­мент вклю­чал в себя умень­ше­ние эмо­ци­о­наль­но­го кон­тен­та в новост­ной лен­те поль­зо­ва­те­ля: когда пози­тив­но­го кон­тен­та ста­но­ви­лось мень­ше, поль­зо­ва­те­ли сами начи­на­ли писать мень­ше пози­тив­ных постов и боль­ше нега­тив­ных; когда нега­тив­но­го кон­тен­та ста­но­ви­лось мень­ше, про­ис­хо­ди­ло про­ти­во­по­лож­ное.

Иссле­до­ва­ние постов в Google+ пока­за­ло, что воз­рас­та­ние эмо­ции «гнев» ведет к уве­ли­че­нию веро­ят­но­сти репо­ста дан­ной запи­си, а к умень­ше­нию веро­ят­но­сти репо­ста ведет эмо­ция «грусть», содер­жа­ща­я­ся в запи­си.

Резуль­та­ты иссле­до­ва­ния китай­ской плат­фор­мы Weibo, во мно­гом похо­жей на Twitter, ока­за­лись ана­ло­гич­ны­ми: злые посты рас­про­стра­ня­лись со зна­чи­тель­но боль­шей ско­ро­стью, чем груст­ные.

Данные исследования

В сво­ем иссле­до­ва­нии Гури­ни и Сто­я­но ана­ли­зи­ру­ют мате­ри­а­лы двух попу­ляр­ных новост­ных сай­тов – англий­ско­го и ита­льян­ско­го – Rappler (rappler.com) и Sera (corriere.it).

Эти ресур­сы были выбра­ны пото­му, что каж­дый из них содер­жит интер­фейс, поз­во­ля­ю­щий поль­зо­ва­те­лям давать эмо­ци­о­наль­ную оцен­ку ста­тье, а раз­ные язы­ко­вые кон­тек­сты дают воз­мож­ность для кросс-линг­ви­сти­че­ско­го иссле­до­ва­ния.

Интерфейс, позволяющий оценивать статью на сайте Rappler. Изображение: arxiv.org
Интер­фейс, поз­во­ля­ю­щий оце­ни­вать ста­тью на сай­те Rappler. Изоб­ра­же­ние: arxiv.org

Неболь­шой интер­фейс Mood Meter на сай­те Rappler поз­во­ля­ет поль­зо­ва­те­лям выра­зить свою реак­цию на исто­рию, кото­рую они чита­ют.

Подоб­ный под­ход исполь­зу­ет­ся и в ита­льян­ской газе­те Corriere della Sera, где для эмо­ци­о­наль­ной оцен­ки исполь­зу­ют­ся смай­ли­ки.

Смайлики, использующиеся для оценки статей на сайте corriere.it. Изображение: arxiv.org
Смай­ли­ки, исполь­зу­ю­щи­е­ся для оцен­ки ста­тей на сай­те corriere.it. Изоб­ра­же­ние: arxiv.org

Для иссле­до­ва­ния было собра­но 53 226 ста­тей с rappler.com и 12 437 ста­тей corriere.it, опуб­ли­ко­ван­ных за послед­ний год, а для воз­мож­но­сти срав­не­ния зна­че­ния смай­ли­ков с ита­льян­ско­го ресур­са были пере­ве­де­ны на англий­ский язык.

В резуль­та­те про­цен­ты голо­сов за раз­ные эмо­ции для двух ресур­сов полу­чи­лись сле­ду­ю­щие:

Процент голосов за разные эмоции. Изображение: arxiv.org
Про­цент голо­сов за раз­ные эмо­ции. Изоб­ра­же­ние: arxiv.org

Как вид­но из гра­фи­ка, «сча­стье» (happy) набра­ло боль­ше все­го голо­сов и на rappler.com, и на corriere.it, но если в пер­вом слу­чае «сча­стье» одно­знач­но лиди­ру­ет, то для вто­ро­го сай­та доста­точ­но близ­ко за ним сле­ду­ет «раз­дра­же­ние» (annoyed).

Эти резуль­та­ты под­твер­жда­ют преды­ду­щее иссле­до­ва­ние авто­ров о пре­об­ла­да­нии счаст­ли­вых эмо­ций в репо­стах. Объ­яс­не­ния это­го фено­ме­на могут быть самы­ми раз­ны­ми – от куль­тур­ных харак­те­ри­стик до жела­ния людей быть пози­тив­ны­ми в соци­аль­ных сетях и даже иска­же­ния самой выбор­ки, т.к. иссле­ду­е­мый ресурс может содер­жать боль­ше все­го пози­тив­ных ново­стей.

Виральность: Narrow- и Broadcasting

Тер­мин «broadcasting» озна­ча­ет акт ком­му­ни­ка­ции или пере­да­чи чего-либо широ­кой ауди­то­рии. «Narrowcasting», наобо­рот, озна­ча­ет рас­про­стра­не­ние инфор­ма­ции сре­ди узко­го кру­га людей.

В сво­ем иссле­до­ва­нии Гури­ни и Сто­я­но опре­де­ля­ют narrowcasting как ком­мен­та­рии, кото­рые поль­зо­ва­те­ли остав­ля­ют к ста­тьям (т.к. их видят в основ­ном толь­ко дру­гие чита­те­ли ста­тьи), а broadcasting – как репо­сты в соци­аль­ных сетях.

Такое раз­де­ле­ние необ­хо­ди­мо для того, что­бы было воз­мож­но оце­ни­вать вираль­ность не толь­ко с точ­ки зре­ния сте­пе­ни рас­про­стра­не­ния, но и реак­ции поль­зо­ва­те­лей (ком­мен­та­рии).

Анализ эмоций

Для ана­ли­за вза­и­мо­свя­зи меж­ду эмо­ци­о­наль­ной харак­те­ри­сти­кой ста­тьи и ее воз­дей­ствия на индек­сы вираль­но­сти в иссле­до­ва­нии исполь­зо­ва­лись линей­ные моде­ли.

Влияние эмоций на индексы виральности. Изображение: arxiv.org
Вли­я­ние эмо­ций на индек­сы вираль­но­сти. Изоб­ра­же­ние: arxiv.org

Резуль­та­ты набо­ра дан­ных с rappler.com ана­ло­гич­ны резуль­та­там преды­ду­щих подоб­ных иссле­до­ва­ний и пока­зы­ва­ют высо­кое вли­я­ние на вираль­ность эмо­ций «вдох­но­ве­ние» (inspired) и «гнев» (angry) вме­сте с низ­ким вли­я­ни­ем эмо­ции «грусть» (sad).

Еще по теме: «Игро­вые тех­но­ло­гии в обра­зо­ва­нии»: реко­мен­да­ции, ресур­сы и мате­ри­а­лы, кото­рые мож­но ска­чать

Здесь резуль­та­ты похо­жи как в слу­ча­ях с narrowcasting, так и в слу­ча­ях с broadcasting.

Резуль­та­ты набо­ра дан­ных с corriere.it так­же соот­вет­ству­ют преды­ду­щим иссле­до­ва­ни­ям, но толь­ко в слу­чае narrowcasting. Для broadcasting резуль­та­ты зна­чи­тель­но отли­ча­ют­ся – здесь эмо­ция «грусть» (sad), обла­да­ю­щая низ­кой сте­пе­нью воз­буж­де­ния, ста­ла самой реле­вант­ной для индек­са вираль­но­сти, опро­верг­нув гипо­те­зу о том, что эмо­ции с высо­кой сте­пе­нью воз­буж­де­ния сами по себе могут объ­яс­нить фено­мен вираль­но­сти.

Исхо­дя из это­го, мож­но пред­по­ло­жить, что выра­же­ние эмо­ций (точ­нее, их демон­стра­ция на сай­те) в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни опре­де­ле­но куль­тур­ны­ми раз­ли­чи­я­ми.

Анализ VAD

Гури­ни и Сто­я­но так­же рас­смот­ре­ли в иссле­до­ва­нии, как такие базо­вые состав­ля­ю­щие эмо­ций, как валент­ность, воз­буж­де­ние и доми­ни­ро­ва­ние (Valence, Arousal, and Dominance VAD), свя­за­ны с вираль­но­стью.

Модель VAD рас­пре­де­ля­ет эмо­ции в трех­мер­ном про­стран­стве: валент­ность озна­ча­ет сте­пень позитивности/негативности эмо­ции (напри­мер, страх име­ет высо­кую нега­тив­ную валент­ность, радость – высо­кую пози­тив­ную валент­ность); воз­буж­де­ние ран­жи­ру­ет­ся от спо­кой­ствия до силь­но­го вол­не­ния (гнев – эмо­ция с высо­кой сте­пе­нью воз­буж­де­ния, грусть – с низ­кой); доми­ни­ро­ва­ние делит­ся на кон­тро­ли­ру­е­мые и некон­тро­ли­ру­е­мые эмо­ции (вдох­но­ве­ние – кон­тро­ли­ру­е­мая эмо­ция, страх – некон­тро­ли­ру­е­мая).

Результаты анализа связи VAD с виральностью показали интересные тренды.

Результаты анализа VAD. Изображение: arxiv.org
Резуль­та­ты ана­ли­за VAD. Изоб­ра­же­ние: arxiv.org

Резуль­та­ты ока­за­лись похо­жи­ми для двух набо­ров дан­ных, как в сце­на­ри­ях broadcasting, так и в сце­на­ри­ях narrowcasting.

Таким обра­зом, мож­но ска­зать, что кросс-куль­тур­ные раз­ли­чия в эмо­ци­о­наль­ной оцен­ке и сте­пе­ни вираль­но­сти исче­за­ют, когда рас­смат­ри­ва­ют­ся базо­вые состав­ля­ю­щие эмо­ций.

Так­же, соглас­но иссле­до­ва­нию, поль­зо­ва­те­ли выби­ра­ют broadcasting, когда они в боль­шей сте­пе­ни кон­тро­ли­ру­ют кон­тент, а narrowcasting – когда в мень­шей.

Нако­нец, роль валент­но­сти оди­на­ко­ва во всех слу­ча­ях – нега­тив­ная валент­ность ведет к более высо­кой сте­пе­ни вираль­но­сти кон­тен­та, что соот­вет­ству­ет резуль­та­там преды­ду­щих иссле­до­ва­ний.

«Deep Feelings: A Massive Cross-Lingual Study on the Relation between Emotions and Virality»

Пол­ный текст иссле­до­ва­ния вы може­те най­ти на сай­те Cornell University Library.