Главные тренды онлайн-образования

Главные тренды онлайн-образования
Главные тренды онлайн-образования

Онлайн-обра­зо­ва­ние, или eLearning, ста­но­вит­ся нор­мой нашей жиз­ни. Осо­бен­но актив­но онлайн-обу­че­ние раз­ви­ва­ет­ся в выс­шем обра­зо­ва­нии, 67% сту­ден­тов вузов и стар­ше­класс­ни­ков изу­ча­ют хотя бы один онлайн-курс. Какие кур­сы поль­зу­ют­ся самым боль­шим спро­сом у тех, кто готов учить­ся онлайн.

Поделитесь этой статьей с друзьями и коллегами

Мы про­ве­ли ана­лиз и выбра­ли самые глав­ные направ­ле­ния в раз­ви­тии онлайн-кур­сов. Исполь­зуя эти трен­ды, вы може­те уже сей­час созда­вать онлайн-кур­сы, кото­рые будут актив­но вос­тре­бо­ва­ны поль­зо­ва­те­ля­ми.

1. Геймификация

Исполь­зо­ва­ние онлайн-игр (сорев­но­ва­ния, кве­сты и симу­ля­то­ры вме­сто лек­ций, кон­троль­ных и домаш­них зада­ний) в про­цес­се осво­е­ния науч­ных дис­ци­плин име­ет ряд пре­иму­ществ, вклю­чая повы­ше­ние уров­ня моти­ва­ции, тим­бил­динг, доступ­ность в изло­же­нии ново­го мате­ри­а­ла и мгно­вен­ную оцен­ку усво­ен­но­го.

80% учеников курсов по игровым практикам утверждают, что были бы более производительными, если бы их университет больше использовал игровых технологий.

Каж­дый день появ­ля­ют­ся новые сер­ви­сы, предо­став­ля­ю­щие игры и зада­ния для улуч­ше­ния мыш­ле­ния, вни­ма­тель­но­сти, памя­ти и ско­ро­сти реак­ции.

Не так дав­но был запу­щен сайт Games and Learning, осве­ща­ю­щий послед­ние ново­сти в сфе­ре гей­ми­фи­ка­ции обра­зо­ва­ния, обзор игро­во­го рын­ка.

В бли­жай­шие годы попу­ляр­ность обра­зо­ва­тель­ных игр будет толь­ко рас­ти. Мож­но пред­по­ло­жить, что нынеш­ние сту­ден­ты, уже вдох­нов­лен­ные онлайн-игра­ми, ста­нут пре­по­да­ва­те­ля­ми и про­дол­жат раз­ви­вать свое увле­че­ние.

2. Мобильное обучение, или mLearning

Мобиль­ное обу­че­ние вклю­ча­ет обу­ча­ю­щие при­ло­же­ния, а так­же исполь­зо­ва­ние план­ше­тов и смарт­фо­нов. Это дает воз­мож­ность осва­и­вать кур­сы и зани­мать­ся где угод­но и когда угод­но, что осо­бен­но акту­аль­но для раз­ви­ва­ю­щих­ся стран.

Спе­ци­а­ли­сты про­гно­зи­ру­ют еже­год­ный темп рост рын­ка mLearning на 18,2%. Мобиль­ное при­ло­же­ние есть почти у каж­дой МООС (Мас­со­вый откры­тый онлайн-курс) плат­фор­мы, в том чис­ле и у Уни­вер­са­ри­ума, Coursera и edX.

В 2014 году ЮНЕСКО опубликовал отчет об исследовании о мобильном чтении. Согласно результатам, с появлением мобильных технологий количество читающих возросло.

Для мно­гих при­об­ре­те­ние кни­ги в мага­зине – доро­гое удо­воль­ствие. Смарт­фо­ны дают воз­мож­ность полу­чить доступ к этой же кни­ге бес­плат­но или зна­чи­тель­но дешев­ле.

3. Облачный LMS

Облач­ные тех­но­ло­гии поз­во­лят делить­ся зна­ни­я­ми, созда­вать сооб­ще­ства и раз­ви­вать куль­ту­ру обу­че­ния на новом уровне. Если рань­ше учеб­ни­ки хра­ни­лись на пол­ках, сей­час уче­ни­ки ска­чи­ва­ют их на свои план­ше­ты, а в буду­щем их будет удоб­но дер­жать на облач­ном сер­ве­ре.

Созда­ние обла­ка – так­же доступ­ный спо­соб орга­ни­зо­вать дистан­ци­он­ное обу­че­ние онлайн. Вы може­те бес­плат­но попро­бо­вать про­грам­му Amazon Web Services (AWS) Educate, где пред­став­ле­на вся необ­хо­ди­мая инфор­ма­ция об исполь­зо­ва­нии облач­ных тех­но­ло­гий в обра­зо­ва­тель­ных целях.

4. Визуализация

Самый рас­про­стра­нен­ный инстру­мент в онлайн-обу­че­нии – видео. Наи­бо­лее эффек­тив­ны видео­лек­ции, создан­ные спе­ци­аль­но для МООС. Они отли­ча­ют­ся крат­ко­стью (вни­ма­ние пада­ет после шести минут про­смот­ра), низ­кой себе­сто­и­мо­стью.

Обучающие видео легче распространять в сети посредством вирусного маркетинга.

Часть обра­зо­ва­тель­ных роли­ков поме­ща­ет­ся на кана­ле YouTube EDU channel. Ана­ли­ти­ки Youtube отме­ча­ют, что коли­че­ство про­смот­ров видео­лек­ций рез­ко воз­рас­та­ет в пери­о­ды сес­сии.

5. Вовлечение для обмена знаниями и мнениями

При­вле­че­ние вни­ма­ния сту­ден­тов – боль­ная тема для всех пре­по­да­ва­те­лей, осо­бен­но тех, что рабо­та­ют в Интер­не­те. Для опти­ми­за­ции дистан­ци­он­но­го обра­зо­ва­ния обу­ча­ю­щих­ся часто объ­еди­ня­ют в коман­ды для пере­да­чи зна­ний и опы­та.

Работа в команде способствует более эффективному усвоению материала, имитирует учебу в реальном мире, создавая пространство для взаимодействия учителя, одноклассников.

Так­же для обме­на инфор­ма­ци­ей созда­ют­ся сооб­ще­ства на базе плат­форм для про­фес­си­о­на­лов той или иной сфе­ры. TeachersPayTeachers – eBay для учи­те­лей. Здесь учи­те­ля могут тор­го­вать пла­на­ми уро­ков, мате­ри­а­ла­ми для укра­ше­ния клас­са и пр.

Не так дав­но начал рабо­ту сер­вис Exchang.es сов­мест­но с сай­том Theoryandpractice.ru. Он пред­ла­га­ет обме­ни­вать­ся зна­ни­я­ми, опы­том и иде­я­ми на спе­ци­аль­но орга­ни­зо­ван­ных собы­ти­ях.

6. Социальные медиа

Еще один тренд совре­мен­но­го обра­зо­ва­ния – это исполь­зо­ва­ние соци­аль­ных медиа. К при­ме­ру, бло­ги могут исполь­зо­вать­ся как сред­ство обрат­ной свя­зи пре­по­да­ва­те­ля и сту­ден­тов. YouTube слу­жит хоро­шим допол­не­ни­ем к тра­ди­ци­он­но­му обра­зо­ва­нию.

Соци­аль­ные медиа так­же могут высту­пать посред­ни­ком меж­ду МООС и поль­зо­ва­те­лем. При­ме­ром это­му может слу­жить сотруд­ни­че­ство LinkedIn (соци­аль­ная сеть для поис­ка и уста­нов­ле­ния дело­вых кон­так­тов) с обра­зо­ва­тель­ной плат­фор­мой Lynda.com.

Пользователи LinkedIn могут получить бесплатный доступ к онлайн-курсам на Lynda.com.

Появ­ля­ют­ся и спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные соци­аль­ные сети – EdCasting. На кон­фе­рен­ции Future Learning 2020 ее про­зва­ли «Twitter для обра­зо­ва­ния».

EdCasting поз­во­ля­ет не толь­ко остав­лять ком­мен­та­рии в 140 сим­во­лов, но и обме­ни­вать­ся видео или созда­вать мини-онлайн-кур­сы.

Ста­тья под­го­тов­ле­на ста­же­ром в рам­ках про­грам­мы «Шко­ла ста­же­ров Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий».