Новый проект Mozilla помогает получить навыки онлайн-грамотности: исследование, создание, связи

Фрагмент страницы Web Literacy.
Фрагмент страницы Web Literacy.

The Mozilla Learning Network совместно с Hive Learning Networks сформулировали перечень навыков и компетенций, необходимых для грамотного присутствия в Сети. Web Literacy можно использовать как чек-лист для проверки своих знаний.

С помощью своих образовательных проектов некоммерческая организация Mozilla, известная всем по своему браузеру Firefox, поддерживает местные сообщества по всему миру и развивает цифровые навыки и веб-грамотность через связанное обучение.

С помощью Web Literacy можно узнать, какие навыки необходимы для разного рода деятельности в Сети – как при потреблении контента (раздел Explore), так и создании (раздел Build) и распространении контента (раздел Connect). Каждый раздел включает пять типов действий.

Исследуй

Этот раздел включает навыки, необходимые при исследовании Сети:

  1. Навигация – понимание работы браузеров и их расширений, гиперссылок и основных разделов сервисов;
  2. Веб-машины – понимание данных в Сети, серверов, IP-адресов и URL, а также основных алгоритмов создания и хранения информации в Сети;
  3. Поиск – понимание поисковых машин, поисковых запросов, результатов поисковой выдачи, поиска информации в социальных сетях;
  4. Достоверность – умение сравнивать информацию из разных источников, понимание разницы между первоисточником и измененным контентом, понимание влияния целей ресурсов на вид представления информации;
  5. Безопасность – понимание вопросов безопасности в Сети, шифрование своих данных.

 Создавай

Этот раздел описывает навыки, необходимые для создания контента в Сети:

  1. Составление – умение вставлять ссылки в текст, использовать HTML-теги, вставлять медиаконтент с помощью кода, создавать ресурсы и сайты с помощью имеющихся возможностей;
  2. Сочетание – умение определять и сочетать разный тип контента и создавать что-то новое, ссылаться на оригинальное содержание;
  3. Проектирование – использование CSS для изменения стилей и макетов веб-страниц, понимание между внутренними, вставленными и внешними CSS, улучшение опыта взаимодействия пользователей с вашим контентом с помощью обратной связи и итераций;
  4. Написание кода – чтение и понимание структуры кода, применение основных паттернов и концепций, использование фреймворков и API;
  5. Доступность – использование эмпании и понимания для создания контента для всех типов пользователей, создание элементов для культур, отличных от вашей, сравнение и изучение влияния интерфейсов на разных пользователей, улучшение доступности вашего ресурса с помощью цветовых схем, структуры и разметки, понимание влияния разных интерфейсов.

Данный раздел включает в себя навыки для распространения контента:

  1. Распространение – создание и использование системы распределения ресурсов для других, содействие и поиск контента на благо других, создание и курирование ресурсов для сбора обратной связи, понимание потребностей аудитории для улучшения сообщества, понимание, как безопасно внести свой вклад в изменение контента;
  2. Совместная работа – выбор веб-инструментов для коллаборации, совместное создание веб-ресурсов, уведомлений по изменениям, достижение результата с использованием синхронных и асинхронных инструментов, разработка и сбор общих ожиданий и результатов;
  3. Участие – участие в различных сообществах с разной степенью активности, уважение правил сообществ при выражении своего мнения в дискуссиях в Сети, понимание терминов разных сообществ и участие в синхронных и асинхронных дискуссиях;
  4. Конфиденциальность – определение конфиденциальности как право каждого в цифровом мире, понимание и объяснение возможности третьих лиц доступа к вашей информации, понимание определения прав в пользовательских соглашениях, управление и обработка онлайн-идентичности;
  5. Открытые практики – понимание разницы между открытой и закрытой лицензией, создание ресурсов под открытой лицензией, участие в проектах с открытым исходным кодом, отстаивание открытости Сети.

Web Literacy.