Новый проект Mozilla помогает получить навыки онлайн-грамотности: исследование, создание, связи

Фрагмент страницы Web Literacy.
Фрагмент страницы Web Literacy.

The Mozilla Learning Network сов­мест­но с Hive Learning Networks сфор­му­ли­ро­ва­ли пере­чень навы­ков и ком­пе­тен­ций, необ­хо­ди­мых для гра­мот­но­го при­сут­ствия в Сети. Web Literacy мож­но исполь­зо­вать как чек-лист для про­вер­ки сво­их зна­ний.

С помо­щью сво­их обра­зо­ва­тель­ных про­ек­тов неком­мер­че­ская орга­ни­за­ция Mozilla, извест­ная всем по сво­е­му бра­у­зе­ру Firefox, под­дер­жи­ва­ет мест­ные сооб­ще­ства по все­му миру и раз­ви­ва­ет циф­ро­вые навы­ки и веб-гра­мот­ность через свя­зан­ное обу­че­ние.

С помо­щью Web Literacy мож­но узнать, какие навы­ки необ­хо­ди­мы для раз­но­го рода дея­тель­но­сти в Сети – как при потреб­ле­нии кон­тен­та (раз­дел Explore), так и созда­нии (раз­дел Build) и рас­про­стра­не­нии кон­тен­та (раз­дел Connect). Каж­дый раз­дел вклю­ча­ет пять типов дей­ствий.

Исследуй

Этот раздел включает навыки, необходимые при исследовании Сети:

  1. Нави­га­ция – пони­ма­ние рабо­ты бра­у­зе­ров и их рас­ши­ре­ний, гиперс­сы­лок и основ­ных раз­де­лов сер­ви­сов;
  2. Веб-маши­ны – пони­ма­ние дан­ных в Сети, сер­ве­ров, IP-адре­сов и URL, а так­же основ­ных алго­рит­мов созда­ния и хра­не­ния инфор­ма­ции в Сети;
  3. Поиск – пони­ма­ние поис­ко­вых машин, поис­ко­вых запро­сов, резуль­та­тов поис­ко­вой выда­чи, поис­ка инфор­ма­ции в соци­аль­ных сетях;
  4. Досто­вер­ность – уме­ние срав­ни­вать инфор­ма­цию из раз­ных источ­ни­ков, пони­ма­ние раз­ни­цы меж­ду пер­во­ис­точ­ни­ком и изме­нен­ным кон­тен­том, пони­ма­ние вли­я­ния целей ресур­сов на вид пред­став­ле­ния инфор­ма­ции;
  5. Без­опас­ность – пони­ма­ние вопро­сов без­опас­но­сти в Сети, шиф­ро­ва­ние сво­их дан­ных.

Создавай

Этот раздел описывает навыки, необходимые для создания контента в Сети:

  1. Состав­ле­ние – уме­ние встав­лять ссыл­ки в текст, исполь­зо­вать HTML-теги, встав­лять меди­а­кон­тент с помо­щью кода, созда­вать ресур­сы и сай­ты с помо­щью име­ю­щих­ся воз­мож­но­стей;
  2. Соче­та­ние – уме­ние опре­де­лять и соче­тать раз­ный тип кон­тен­та и созда­вать что-то новое, ссы­лать­ся на ори­ги­наль­ное содер­жа­ние;
  3. Про­ек­ти­ро­ва­ние – исполь­зо­ва­ние CSS для изме­не­ния сти­лей и маке­тов веб-стра­ниц, пони­ма­ние меж­ду внут­рен­ни­ми, встав­лен­ны­ми и внеш­ни­ми CSS, улуч­ше­ние опы­та вза­и­мо­дей­ствия поль­зо­ва­те­лей с вашим кон­тен­том с помо­щью обрат­ной свя­зи и ите­ра­ций;
  4. Напи­са­ние кода – чте­ние и пони­ма­ние струк­ту­ры кода, при­ме­не­ние основ­ных пат­тер­нов и кон­цеп­ций, исполь­зо­ва­ние фрейм­вор­ков и API;
  5. Доступ­ность – исполь­зо­ва­ние эмпа­нии и пони­ма­ния для созда­ния кон­тен­та для всех типов поль­зо­ва­те­лей, созда­ние эле­мен­тов для куль­тур, отлич­ных от вашей, срав­не­ние и изу­че­ние вли­я­ния интер­фей­сов на раз­ных поль­зо­ва­те­лей, улуч­ше­ние доступ­но­сти ваше­го ресур­са с помо­щью цве­то­вых схем, струк­ту­ры и раз­мет­ки, пони­ма­ние вли­я­ния раз­ных интер­фей­сов.

Данный раздел включает в себя навыки для распространения контента:

  1. Рас­про­стра­не­ние – созда­ние и исполь­зо­ва­ние систе­мы рас­пре­де­ле­ния ресур­сов для дру­гих, содей­ствие и поиск кон­тен­та на бла­го дру­гих, созда­ние и кури­ро­ва­ние ресур­сов для сбо­ра обрат­ной свя­зи, пони­ма­ние потреб­но­стей ауди­то­рии для улуч­ше­ния сооб­ще­ства, пони­ма­ние, как без­опас­но вне­сти свой вклад в изме­не­ние кон­тен­та;
  2. Сов­мест­ная рабо­та – выбор веб-инстру­мен­тов для кол­ла­бо­ра­ции, сов­мест­ное созда­ние веб-ресур­сов, уве­дом­ле­ний по изме­не­ни­ям, дости­же­ние резуль­та­та с исполь­зо­ва­ни­ем син­хрон­ных и асин­хрон­ных инстру­мен­тов, раз­ра­бот­ка и сбор общих ожи­да­ний и резуль­та­тов;
  3. Уча­стие – уча­стие в раз­лич­ных сооб­ще­ствах с раз­ной сте­пе­нью актив­но­сти, ува­же­ние пра­вил сооб­ществ при выра­же­нии сво­е­го мне­ния в дис­кус­си­ях в Сети, пони­ма­ние тер­ми­нов раз­ных сооб­ществ и уча­стие в син­хрон­ных и асин­хрон­ных дис­кус­си­ях;
  4. Кон­фи­ден­ци­аль­ность – опре­де­ле­ние кон­фи­ден­ци­аль­но­сти как пра­во каж­до­го в циф­ро­вом мире, пони­ма­ние и объ­яс­не­ние воз­мож­но­сти тре­тьих лиц досту­па к вашей инфор­ма­ции, пони­ма­ние опре­де­ле­ния прав в поль­зо­ва­тель­ских согла­ше­ни­ях, управ­ле­ние и обра­бот­ка онлайн-иден­тич­но­сти;
  5. Откры­тые прак­ти­ки – пони­ма­ние раз­ни­цы меж­ду откры­той и закры­той лицен­зи­ей, созда­ние ресур­сов под откры­той лицен­зи­ей, уча­стие в про­ек­тах с откры­тым исход­ным кодом, отста­и­ва­ние откры­то­сти Сети.

Web Literacy.