«Творческое разрушение» лишает нас работы, но делает более счастливыми

«Творческое разрушение» лишает нас работы, но делает более счастливыми
Понятием творческое разрушение обозначают «процесс индустриальной мутации, которая непрерывно реконструирует экономическую структуру изнутри, разрушая старую структуру и создавая новую».

Тех­но­ло­ги­че­ские изме­не­ния быст­ро меня­ют эко­но­ми­че­скую струк­ту­ру и могут быть при­чи­ной соци­аль­ных потря­се­ний в обще­стве, но, несмот­ря на это, соглас­но иссле­до­ва­нию, о кото­ром пишет редак­тор Atlantic Ричард Фло­ри­да, они так­же могут делать людей более счаст­ли­вы­ми и опти­ми­стич­ны­ми. Как?

Появ­ле­ние новых рево­лю­ци­он­ных тех­но­ло­гий все­гда содер­жа­ло в себе боль­шой эко­но­ми­че­ский потен­ци­ал, но в то же вре­мя было раз­ру­ши­тель­ным для сло­жив­шей­ся струк­ту­ры обще­ства.

Подоб­ным про­цес­сам немец­кий эко­но­мист Вер­нер Зомбарт дал назва­ние «твор­че­ское раз­ру­ше­ние», кото­рое затем в сво­ей кни­ге «Капи­та­лизм, соци­а­лизм и демо­кра­тия» попу­ля­ри­зи­ро­вал эко­но­мист и социо­лог Йозеф Шум­пе­тер.

Поня­ти­ем твор­че­ское раз­ру­ше­ние обо­зна­ча­ют «про­цесс инду­стри­аль­ной мута­ции, кото­рая непре­рыв­но рекон­стру­и­ру­ет эко­но­ми­че­скую струк­ту­ру изнут­ри, раз­ру­шая ста­рую струк­ту­ру и созда­вая новую».

В XIX веке твор­че­ским раз­ру­ше­ни­ем стал паро­вой дви­га­тель, в XX веке – изоб­ре­те­ние кон­вей­е­ра, а сей­час такой тех­но­ло­ги­ей для нас может стать робо­то­тех­ни­ка.

Появ­ле­ние и рас­про­стра­не­ние умных робо­тов может совер­шить рево­лю­цию во мно­гих сфе­рах нашей жиз­ни, но изме­не­ния соци­аль­ных и эко­но­ми­че­ских струк­тур, про­ис­хо­дя­щие при этом, могут быть болез­нен­ны­ми для мно­гих людей.

Одной из глав­ных при­чин бес­по­кой­ства явля­ет­ся то, что робо­ты вско­ре смо­гут выпол­нять все боль­ше и боль­ше рабо­ты, кото­рую пока еще выпол­ня­ют люди, что при­ве­дет к рез­ко­му уве­ли­че­нию уров­ня без­ра­бо­ти­цы, соци­аль­но­му раз­ру­ше­нию и зна­чи­тель­но­му уве­ли­че­нию уров­ня несча­стья в обще­стве.

Но недав­нее иссле­до­ва­ние про­фес­со­ра При­стон­ско­го уни­вер­си­те­та Энгу­са Дито­на и его кол­лег дока­зы­ва­ет, что это не обя­за­тель­но.

Резуль­та­ты иссле­до­ва­ния ока­за­лись пря­мо про­ти­во­по­лож­ны­ми: в горо­дах с высо­ким уров­нем твор­че­ско­го раз­ру­ше­ния и теку­че­сти кад­ров наблю­да­ет­ся самый высо­кий уро­вень субъ­ек­тив­но­го бла­го­по­лу­чия и сча­стья.

Еще по теме: Глу­бо­кие чув­ства: резуль­та­ты иссле­до­ва­ния о вза­и­мо­свя­зи эмо­ций и вираль­но­сти мате­ри­а­лов в Интер­не­те

В иссле­до­ва­нии исполь­зу­ют­ся ста­ти­сти­че­ские дан­ные по тру­до­устрой­ству и заня­то­сти от Бюро пере­пи­си насе­ле­ния США (Business Dynamics Statistics и Longitudinal Employer-Household Dynamics) и изме­ре­ния сча­стья, полу­чен­ные из двух источ­ни­ков: иссле­до­ва­ние CDC Behavioral Risk Factor Surveillance System, в кото­ром у респон­ден­тов спра­ши­ва­ют, насколь­ко они удо­вле­тво­ре­ны сво­ей жиз­нью, и часть иссле­до­ва­ния Gallup-Healthways Wellbeing Index, в кото­ром участ­ни­ков про­сят оце­нить свое теку­щее и буду­щее бла­го­по­лу­чие по 10-балль­ной шка­ле.

Иссле­до­ва­ние пока­за­ло, что люди, живу­щие в горо­дах с более высо­ким уров­нем теку­че­сти кад­ров, более счаст­ли­вы, чем те, кто живет в горо­дах с мень­шим уров­нем твор­че­ско­го раз­ру­ше­ния.

Соглас­но иссле­до­ва­нию, уве­ли­че­ние теку­че­сти кад­ров на 10% ведет к уве­ли­че­нию уров­ня сча­стья на 1,5%.

Эта циф­ра может пока­зать­ся незна­чи­тель­ной, но для того, что­бы полу­чить такое же уве­ли­че­ние в уровне сча­стья, необ­хо­ди­мо было бы уве­ли­чить уро­вень дохо­да на 50% на душу насе­ле­ния.

Еще одним инте­рес­ным наблю­де­ни­ем явля­ет­ся то, что люди еще более пози­тив­но отзы­ва­ют­ся о теку­щем твор­че­ском раз­ру­ше­нии, когда их спра­ши­ва­ют не о теку­щем бла­го­по­лу­чии, а о буду­щем сча­стье.

На графике показана связь между текучестью кадров и субъективным будущим счастьем.

Связь между творческим разрушением и удовлетворенностью жизнью. Изображение: Gallup.
Связь меж­ду твор­че­ским раз­ру­ше­ни­ем и удо­вле­тво­рен­но­стью жиз­нью. Изоб­ра­же­ние: Gallup.

Одним из объ­яс­не­ний это­го явле­ния может быть то, что люди верят, что тех­но­ло­ги­че­ские изме­не­ния при­ве­дут к улуч­ше­нию эко­но­ми­че­ской ситу­а­ции в дол­го­сроч­ной пер­спек­ти­ве.

Связь меж­ду твор­че­ским раз­ру­ше­ни­ем и бла­го­по­лу­чи­ем силь­нее в тех обла­стях, где мож­но наблю­дать более высо­кие тем­пы эко­но­ми­че­ско­го роста. Это может про­ис­хо­дить пото­му, что люди там боль­ше, чем где-либо, ощу­ща­ют себя на поро­ге про­грес­са.

Еще по теме: Хаке­ры в поп-куль­ту­ре: исто­рия одно­го пре­вра­ще­ния

Без­услов­но, твор­че­ское раз­ру­ше­ние может быть тяже­лым соци­аль­ным про­цес­сом, осо­бен­но если поте­ря рабо­чих мест не будет сопро­вож­дать­ся созда­ни­ем новых рабо­чих мест. Но при этом, как пока­зы­ва­ет иссле­до­ва­ние, пози­тив­ные эффек­ты твор­че­ско­го раз­ру­ше­ния боль­ше, чем нега­тив­ные эффек­ты от без­ра­бо­ти­цы.

Сча­стье в боль­шей сте­пе­ни свя­за­но с твор­че­ским раз­ру­ше­ни­ем, чем несча­стье – с без­ра­бо­ти­цей.

Иссле­до­ва­ние так­же пока­за­ло, что посо­бия по без­ра­бо­ти­це могут смяг­чать нега­тив­ные эффек­ты от поте­ри рабо­че­го места. Это может про­ис­хо­дить пото­му, что когда люди чув­ству­ют себя соци­аль­но защи­щен­ны­ми, они мень­ше бес­по­ко­ят­ся о том, что тех­но­ло­ги­че­ский про­гресс может при­ве­сти к неже­ла­тель­ным для них изме­не­ни­ям.

Все это не зна­чит, что тех­но­ло­ги­че­ские изме­не­ния не явля­ют­ся слож­ным вызо­вом – про­бле­мы, свя­зан­ные с соци­аль­ны­ми и эко­но­ми­че­ски­ми изме­не­ни­я­ми реаль­ны, но, несмот­ря на это, как пока­за­ло иссле­до­ва­ние, мы верим, что эти изме­не­ния сде­ла­ют нашу жизнь луч­ше.

Изоб­ра­же­ние: JuxiCC BY-SA 3.0.

Иссле­до­ва­ние