Может ли движение Open Source Ecology создать микромир, где нет угнетения, а вы свободны?

Могут ли технологии предложить нам простой способ бегства от угнетения, бедности и работы, которая не приносит удовлетворения? Активист Марчин Якубовски создает проект Open Source Ecology, позволяющий самостоятельно построить небольшую цивилизацию, но возможно ли при этом полностью игнорировать существующие структуры неравенства…
Эта информация пылится в архиве — вдруг устарела.

Могут ли технологии предложить нам простой способ бегства от угнетения, бедности и работы, которая не приносит удовлетворения? Активист Марчин Якубовски создал проект Open Source Ecology, позволяющий самостоятельно построить небольшую цивилизацию, но возможно ли при этом полностью игнорировать существующие структуры неравенства в нашем обществе?

Если у вас есть $10,000 и немного земли, вы можете стать свободным от системы капитализма благодаря доступу к инструментам, с помощью которых можно обеспечить себе кров и жилье.

Именно это обещает Open Source Ecology  проект группы энтузиастов, которые совместно создают и открывают исходные чертежи сельскохозяйственных машин, позволяющих любому человеку самостоятельно построить с нуля свой собственный трактор или комбайн.

По словам автора проекта Марчина Якубовски, это лишь первый шаг к проекту создания набора инструкций для целостного самообеспечиваемого поселения.

Основой проекта является Global Village Construction Set  «Набор для создания глобальной деревни».

Global Village Construction Set (GVCS) это модульная, DIY (сделай сам), недорогая, высокопроизводительная платформа, которая дает возможность постройки 50 различных промышленных машин, необходимых для создания маленькой устойчивой цивилизации с современным комфортом.

Все 3D чертежи, схемы, видеоинструкции, бюджеты и пользовательские инструкции о том, как создать трактор, рыхлитель почвы или силовой куб, находятся в открытом доступе каждый может, воспользовавшись инструкцией, сделать или модифицировать такой инструмент.

Как обещает проект, стоимость постройки или покупки таких машин в среднем в 8 раз дешевле, чем их покупка у промышленного производителя.

Эти новые инструменты позволят пользователям получить финансовую независимость при вложении минимума физического труда, бросая тем самым вызов бедности и экономической необходимости работы с 9 до 17.

Единственное необходимое условие это начальный капитал для покупки земли и материалов, с помощью которых можно изготовить инструменты.

Инициатива стала широко известна после выступления Марчина на конференции TED в 2011 году. Проект  получил финансирование, а над дизайном инструментов началась активная работа, результатом которой к настоящему моменту является более 100 прототипов, созданных в 8 странах волонтерами и энтузиастами.

«Марчин Якубовски: Открытые чертежи для цивилизации» (русские субтитры):

Но не все разделяют этот энтузиазм

Так, Энн Пасек в своей статье «Tripping Over Our Bootstraps: Open Source Ecology and the Promise of Liberational Technology» пишет о том, что, поскольку технологии являются неотъемлемой составляющей системы власти, их дизайн и использование имеет множество издержек и ограничений, которых трудно избежать.

Видение освободительных технологий

Идеи о трансформирующей силе машин имеют долгую историю. Еще Карл Маркс писал о том, что механизация может служить для удовлетворения потребностей многих, а позже Мюррей Букчин продолжил его теории, обратившись к ним в свете кибернетической революции 1960-х.

Он считал, что децентрализация и автоматизация производства могут позволить избежать тяжелого физического труда. По его мнению, только дешевизна рабочей силы и отсутствие у нас моральной системы препятствуют развитию освободительных технологий.

Эти идеи нашли свое продолжение и в американской IT-индустрии, в годы формирования которой Whole Earth Catalog, контркультурный журнал и каталог, ориентированный на коммуны и хиппи Западного побережья, занимался распространением недорогих и качественных технологий, способных разрушить существующую экономическую и политическую иерархию.

Впоследствии редакция журнала организовала известное издание Wired, а Стив Джобс говорил о том, что Whole Earth оказал значительное влияние на компанию Apple.

Несмотря на то, что современная IT-культура отошла от радикальных обещаний освободительных технологий, бесплатное программное обеспечение и программное обеспечение с открытым исходным кодом по-прежнему оставляют возможность создавать что-либо вне капитализма.

Тем не менее, как считает Пасек, программное обеспечение с открытым исходным кодом никогда по-настоящему не избегало капитализма.

Потому что в случае с программным обеспечением с открытым кодом, как и со многими другими продуктами, что-то не получается из ничего.

Пробы и неудачи Open Source Ecology

Процент завершенности проекта. Изображение: opensourceecology.org
Процент завершенности проекта. Изображение: opensourceecology.org

Оказалось, что выход за пределы материальных ограничений имеет много сложностей. По прогнозу Якубовски, первичная работа над проектом должна была закончиться в 2013 году, но к настоящему моменту полностью закончен дизайн и тестирование прототипа только одной из 50 технологий.

Получение патентов и непостоянное участие волонтеров замедлили прогресс проекта в создании оборудования, отсутствие которого удерживает Open Source Ecology в рамках экономической системы, которую проект старается покинуть.

Например, большинство технологий до сих пор работают на бензине или от сельской электросети, увеличивая стоимость технологий и их зависимость от внешних ресурсов.

Резиденты все еще покупают еду в продуктовых магазинах, а гранты полностью исчерпаны. В таких условиях бесплатный труд не может быть бесплатным.

Но и сам проект, как отмечает Пасек, за последние четыре года значительно изменил свою траекторию в сторону менее революционных целей.

С течением времени проект становится больше либертарианским, чем освободительным, стремясь теперь не к автономии сообществ, а к созданию конкурентоспособной открытой экономики.

Экономика Open Source Economy, которую Якубовски назвал третьей экономической опцией.

Open Source Economy это экономика, которая улучшает производство и распределение при одновременном продвижении идей восстановления окружающей среды и социальной справедливости.

Вместо того чтобы искать гранты или собирать деньги через краудсорсинг, проект обратился к монетизации, организуя воркшопы и продавая инструменты и технологии во время обучения.

Но Пасек считает, что перед нами не только история о наивных юношеских мечтах и их последующей переоценке, но и что-то, где скрываются более глубокие причины, которые могут заставить нас пересмотреть этос открытого исходного кода и автономии.

Цена автономии

Одна из основных сложностей с открытым исходным кодом заключается в том, что все материалы и практики, относятся ли они к программному обеспечению или аппаратным средствам, имеют свою стоимость и, следовательно, барьер для участия.

Так, для того чтобы принять участие в Global Village Construction Set, волонтерам необходимо иметь не только свободное время, квалификацию и экономическую независимость, которая позволит им дарить свой труд бесплатно, но и доступ к многочисленным энергетическим и цифровым инфраструктурам.

Таким образом, Open Source Ecology неизбежно присоединяет себя к крупной цепи поставок, даже если и пытается противостоять ее гегемонии.

Нельзя не заметить, что большая часть деталей, необходимых для сборки машин, приобретается через централизованных дистрибьюторов, чью экономическую модель пытается свергнуть проект.

Существующие инфраструктуры по-прежнему играют значительную роль в обеспечении жизнеспособности проекта.

Трактор Open Source Ecology. Изображение: Sean Church.
Трактор Open Source Ecology. Изображение: Sean Church.

Все это указывает на серьезные проблемы, лежащие в нашем представлении об автономии

Идеи о самообеспечении и полной независимости, являющиеся важной составляющей стартап-культуры, хорошо соотносятся с моделями предпринимательства, лидерства и личных заслуг, но часто игнорируют существующие структуры власти и знания, которые распределены в нашем обществе неравномерно.

Освобождение от ограничений и переход к автономии поэтому должен быть не стремительным изменением, а скорее постепенным согласованным процессом.

В любом другом случае, считает Пасек, мы лишь усиливаем проблематичный этнос радикальной самодостаточности фантазии, возможной лишь для немногих.

И если Open Source Ecology с их привилегированным финансовым положением и имеющимися ресурсами не смогли перейти к полной автономии и самодостаточности, то их подход вряд ли может использоваться для решения вопросов бедности и неравенства во всем мире и быть применен в сообществах, которые действительно живут в бедности.

Совместное использование технологий

Для сравнения Пасек предлагает посмотреть на Detroit Water Brigade  группу волонтеров и активистов, которые за последний год с помощью краудфандинга собрали большое количество воды и материалов для ее фильтрации, чтобы помочь жителям Детройта, в чьих домах часто происходит отключение воды.

Адвокаты движения также договариваются с властями и помогают резидентам отстаивать их права на доступ к воде.

В то время как главной целью Water Brigade остается создание гражданской экодеревни и децентрализованной системы сбора дождевой воды, прагматическая ориентация на технологии и действия в рамках существующей инфраструктуры позволяют движению быть в большей степени освободительным, чем это получается у Open Source Ecology.

Коллективный контроль за инфраструктурой важен настолько же, если не больше, чем доступ к инструментам.

Таким образом, считает Пасек, проблемой Open Source Ecology стала переоценка роли технологий и игнорирование существующих инфраструктур, распределяющих власть.

Освободительные технологии, в первую очередь, должны учитывать именно эти практики, которые создают неравенство, и делать работу с ними своей самой приоритетной задачей, поскольку успех любого проекта в большей степени зависит от них, а не от набора инструментов.